Покровительственное попечение Мухаммеда о рабах
Кроме изложенных выше моральных качеств, высоконравственному и благородному характеру Мухаммеда следует еще приписать изменение законов и введение многих реформ у аравитян.
Благодаря его нравственной высоте, Мухаммеду были видны дурные стороны многих обычаев и нравов аравитян. Возьмем хотябы к примеру покровительственное его попечение о слабых. Забота и взгляд на положение сирот и рабов, особенно положение последних, бывшее до Мухаммеда самым ужасным1), во многом улучшилось с появлением его.
О невольниках.
История рабства и торговли людьми имеет начало в глубокой древности. Известно, что сын Якова, Иосиф, был продан египтянам за несколько драхм серебра. Рабство было также распространено и в Аравии во время появления Мухаммеда. Но это крайне возмущало Пророка, что легко можно заметить, если вникнуть глубже в его придания и учение о невольниках. Его сильно огорчало разделение одних и тех же братьев на сословия свободные и не свободные.
*) Рабы были как физически, так и умственно покинуты почти всеми, они не различались в глазах народа от животных, как бы предназначенных лишь для физического труда. Их гнали наравне с мулами и верблюдами, да и сами рабы, покоряясь своей участи, помирились со своим положением.
Как видно, Мухаммед сначала даже думал совсем уничтожить рабство, но, заметив невозможность идти на перекор духу времени, вследствие того, что народ не вполне. расположен к такой крупной перемене, что ему трудно отстать от столь сильно укоренившегося обычая, он ограничился одним лишь улучшением положения рабов и установил закон и правила относительно их.
Проводя эту мысль в своих откровениях и в изречениях своих, и собственными примерами он старался все более и более внушить народу, что рабы те же люди и такие же нам братья, как и другие. Мухаммед установил полное равенство рабов с другими сословиями; он первый освободил своего раба Зайда, которого сделал военачальником.
Благодаря этому, рабы, по крайней мере, нашли себе везде, покровителей.
Чуткость Мухаммеда к интересам невольников, между прочим, видна уже из того, что малейшая причина считается поводом к освобождению раба. Например, невольница, с которою хозяин прижил ребенка, получает свободу по смерти ее хозяина; достаточно даже случайного объявления хозяина при свидетелях, что он считает свободною какую либо часть тела невольника, как то руку, ногу и т. п., чтобы считать невольника вполне свободпым1).
Вот некоторые данные в учении Мухаммеда о невольниках:
Почитайте Бога и ничего с Ним не равняйте. Оказывайте доброту вашим отцам и матерям, вашим род
*) В IIIариaте это действие называется сераетом.
ным, сиротам, бедным, покровительствуемым соединенным с вами родством и покровительствуемьм иностранцам, вашим товарищам, путешественникам и вашим школъникам. Бог не любит человека тщеславного и гордого (Коран, глава IV, ст. 40).
В своих изречениях Мухаммед говорит: доброе обращение с невольниками—признак благодатности дома; дурное же обращение служит признаком дурного дома1).
Абдулла бену Масуд передает следующий случай из жизни Мухаммеда: один мужчина, придя к Мухаммеду, спросил у него: сколько раз следует прощать слугу? Семьдесят раз в день, отвечал Мухаммед.
Шариатулъ-ислами2) излагает нравственный строй, установленный в обращении с рабами и вообще с прислугою. Он говорит между прочим, невольников следует кормить и одевать тем же, чем кормится и одевается и сам хозяин; отнюдь не принуждать их к непосильным трудам, а если предстоит тяжелая, не по силам работа, то следует самому помогать рабу; также не следует приказывать исполнять две различные должности, т. е. женщинам давать работу, принадлежащую мужчинам, и на оборот, например, нельзя заставлять мужчину мыть белье, а женщину пахать поля. Отнюдь не допускается также бить прислугу в момент гнева и огорчения, если бы даже она и заслуживала этого Если уж непременно необходимо наказать, с целью наставления и исправления, то сделать это можно только тогда, когда утихнет гнев и при этом наказывать можно никак не более, как только тремя ударами розог.
') Шариатулъ-ислам, стр. 489. 2) Стр. 490.
По хадису Шархумясабех Мухаммед говорил: кто ударить своего слугу за неисполнение непосильного труда, тот может очиститься от своего греха только освобождением обиженного раба. На обязанности хозяина лежит также забота о духовно - нравственном образовании своих невольников. Следует также женить своих невольников, если замечается потребность в этом. За правило (сунет) считается сажать раба за стол в обед или, но крайней мере давать ему того кушанья, над которым он трудился.
Не благородно считается ехать владетелю верхом, а невольника заставлять следовать за собой пешком, другими словами, следует чередоваться. Ни чуть не допускается бить раба за поломку посуды, за ошибку и за забвение чего либо. Мухаммед не дозволяет называть своих рабов в лицо рабами; он приказывает обращаться к ним со словами: «о, молодой человек», или: «о, молодец» и т. д.
Рекомендуется после долгой службы увольнять раба навсегда. Абу Храйра передает от лица Мухаммеда, что он говорил: кто увольняет одного из своих рабов, того Бог освободит в будущей жизни от огня. Пример к этому освобождению указал как сам Магомет, так и все его асхабы над своими рабами. И самое высшее, доброе дело, по учению Мухаммеда, отпускать на волю рабов.
Лучше всего рисует заботу Мухаммеда о рабах последняя и предсмертная его речь (худбатуль-видаа), торжественно сказанная им в 10 году Хиджри, на горе Арафат, при чем он ставит хорошее обращение с рабами на ряду со строгим исполнением обрядов Богослужения, а это сопоставление, по замечанию мусульманских писателей, имеет первостепенную важность. Вот подлинным слова этой речи: 0, последователи мои, завещаю вам строго соблюдать пятивременное Богослужение и строго соблюдать хорошие отношения к вашим рабам. Удовлетворяйте их нужды, кормите их чем питаетесь сами, одевайте чем сами одеваетесь; не принуждайте их к непосильным работам, не притесняйте их, что же в том, если судьба поставила их под вашу власть? Но если Бог пожелает того, то и вы можете быть под их властью *.