О рабах, которые идут в плавание в качестве матросов

Если рабы, которые идут в плавание на кораблях Дуб­ровника, приняты на правах свободных, и если какой-либо раб, который совершает плавание как матрос, убе­жит или будет взят в плен до возвращения корабля в Дуб­ровник, то доля его работы должна выполняться [на ко­рабле] как бы от лица хозяина этого раба, и никто дру­гой не может быть принят вместо него; и так же необхо­димо выполнять работу каждого другого свободного, если он будет взят в плен.

XX


О рабах, которые идут в плавание как наемники

Подтверждаем, что все рабы владельцев кораблей, ко­торых они захотят поместить или послать на своем корабле, должны быть приняты капитаном как рабы, а не как свободные. И необходимо знать, что судовладельцы мо­гут поместить своего раба на корабле как наемника, ког­да корабль будет подготовлен. И капитан, который при­мет этих рабов, имеет право бичевать и бить раба или ра­бов судовладельца и наказывать их во время плавания ко­рабля. И если раб или рабы из-за этих побоев убегут или погибнут, необходимо знать, что капитан или его [кора­бельное] товарищество ничего не должен платить за того раба или рабов, однако доля [прибыли] рабов должна идти судовладельцам, как было сказано.

XXII

О сроке службы матросов, который закончится раньше, чем будет завершено плавание

Если какой-либо корабль начал плавание и имел капи­тана и матросов, нанятых за плату, и если срок службы, на который они были приняты, истек раньше, чем закон­чилось плавание, мы желаем, чтобы капитан и матросы были обязаны завершить плавание, если судовладелец или его уполномоченный этого потребуют, с тем условием, чтобы каждый из них получил плату за дополнительный срок службы, соразмерную той оплате, которую они по­лучали [по договору].

XXIII

О заболевшем матросе, который несет службу из доли прибыли

Когда какой-нибудь корабль начинает плавание из Дуб­ровника и это плавание будет совершаться из доли при­были, то если кто-либо из матросов заболеет до выхода из Дубровника, он не имеет никаких обязательств по от­ношению к кораблю. А если корабль выйдет из Дубров­ника и кто-либо из матросов заболеет вне Дубровника и останется больной в каком-нибудь месте, то его доля до­хода сохраняется за ним в течение всего того первого рей­са, как если бы он сам присутствовал на корабле; кроме того, на него должны распространяться все расходы, ко­торые несет каждый другой матрос. А когда корабль возвратится в город или место, где оставил того самого боль­ного и найдет его выздоровевшим, а сам матрос захочет вернуться и продолжать плавание, то он волен это сделать, если только корабль не принял вместо него другого мат­роса.

XXVI

О разногласии относительно числа долей между судовладельцем и матросами

Если судовладелец предоставит свой корабль для пла­вания из доли прибыли и возникнет спор между владель­цем корабля и капитаном и матросами о числе долей прибыли, а свидетелей их соглашения не было, желаем, что­бы доверие оказывалось владельцу корабля.

XXVII

О том, что наемник может быть свидетелем

Необходимо знать, что всякий наемный матрос корабля вполне может быть свидетелем [в конфликтах], за исклю­чением споров между капитаном и матросами, а также* между торговцами и капитаном с матросами; наемник может быть свидетелем, если только он не является рабом; такой свидетель должен быть проверен, а его показания могут быть приняты во внимание по усмотрению тех, кто будет разбирать споры.

XXVIII

О тех, которые пожелают разделить прибыль вне Дубровника

Если в то время, когда корабль находился вне Дубров­ника, члены его сообщества пожелают разделить прибыль, которую получили, и разделят эту прибыль, то писарь корабля должен записать, какая доля была получена каж­дым. И если названный корабль потерпит какой-нибудь ущерб, то этот ущерб должен быть возмещен за счет той самой прибыли: каждый должен вернуть долю, которую он получил. И если поделенная прибыль была больше стоимо­сти ущерба, то они должны возместить столько, во сколь­ко оценивается ущерб, а если поделенная прибыль была меньше стоимости ущерба, то они не должны возвращать больше того, что получили [в качестве прибыли].

XXIX

О парасподии[187], которая не должна быть отделена [от других товаров]

Ни один корабль, который совершает плавание из доли прибыли, не может отделить парасподию от имущества корабельного товарищества. И если какой-нибудь матрос или наемник погрузит на корабль какие-то вещи, он дол­жен заручиться согласием судовладельца или капитана; и пусть знает об этом писарь, чтобы получить плату за их провоз, как платят за провоз других грузов, находящихся на корабле.

XXX

Наши рекомендации