Древнеиндийские философские школы.

Даршаны — видение, способы существования философских школ и направлений.

Даршаны делятся на 2 группы по их отношению к Ведам:

1. Школы считающие себя наследниками традиции Вед. Ортодоксальные школы. Астика (утверждающие).

а) образованные на независимых основах. Санкхья, Йога, Ньяя и Вайшешика.

б) придает внимание ритуалам Вед. Миманса.

в) придающая значение спикуляции Вед. Веданта.

2. Неортодоксальные школы. Настика — отрицающие.

Даршаны ортодоксальной школы:

1. Санкхья — 7 век до н.э. Основатель — Камилла.

2. Йога — связь, усилие. Основатель — Патанджали. 2 век до н.э. Йога переводит в практическое русло то, что прописано Санкхья.

Одной из главных позиций является ахимса — не причинение вреда живым существам.

Цель йоги- освобождение сознания от невежества и достижение состояния транса (саматхи). Путь освобождения индивидуального сознания проходит через осознание того, что подленное духовное я человека находится выше тела, ума, счастья, несчастья.

Йогическую приктику составляет 8 ступеней совершенствования:

1. Самоконтроль (яма). Ненасилие, правдивость, воздержание в сексе, непринятие даров.

2. Соблюдение этических предписаний (нияма). Нравственная чистота в помыслах.

3. Дисциплина тела (асаны).

4. Дисциплина дыхания (пранояма).

5. Дисциплина органов чувств (пратьяхара).

6. Концентрация сознания (дыхарана).

7. Созерцание (дыхьяна).

8. Транс (саматхи).

Йогин приходит к следующим «совершенным способностям»

1. чтение чужих мыслей.

2. Способность быть невидимым.

3. Способность не ощущать голода и жажды

4. знание о собственной смерти

5. знание своих и чужих прошлых жизней

6. перемещение сознания из одного тела в другое.

7. Свободное перемещение в пространстве.

Даршаны неортодоксальной школы:

1. Буддизм. 2\3 все верующих.

Свое учение Будда излагал в форме устных бесед, наставлений. Позже его ученики записали его наставления в отдельную книгу. Главная книга Типитака. Состоит из 3 разделов. (1.правила повидения, 2. собрание проповедей и притч, 3. философское учение Будды.)

в основе учения Будды лежит учение о 4 блогородной истины.

28.03.

Лекция.

Филосовская китайская школа

1.особенности

2.основные филосовские школы

1)

Китай (страна поднебесная)

1.В 3 веке до н.э. упущение природы ликвидировал Цин Шихуанди(построил китайскую стену – географическая замкнутость

2.культурная замкнутость. Сосредоточенность на самих себе. Китайцы считают себя центром мироздания, ответственными за 12 космических циклов.

3.экономическое основание древнекитайской цивилизации – земледелие.

Саму страну представляли в виде квадрата. В центре которого находится император.

4. Одушевление и ожиотворение природы.от сюда возникает культ предков прошлого и боязнь перемен.

5.циклическое понимание развития, которое является общим. Отсюда понятие центра(серединности)-это идеальная точка, которая находится в состоянии абсолютного покоя. А движение расходится кругами.

6. «общежитейность» (ориентированность на обществе)проблемы гос. Управлени- главные. Человек непочтительный государству – имеет злостную природу, а законопослушный - обладает доброй природой.

Вопросы о методах государственного управления : сила и страх/добродетель. Отсюда идея компромисса(стремление избегать крайностей.

7.мировозрение - антропоцентрично(сориентированно на человека). Рождение сопровожденоо с момента зачатие, а смерть - превращение в шена(духа).

8.человек мыслится как временное состояние космических сил.

Выделяют 3 психофизические силы:

А).Цзин( собственное тело – частички создающие физическое тело человека, собственно воспроизводящая сексуальная энергия. 2 вида: то что от родителей(генетика) – корень организма, то что он накапливает в течении жизни).

Б) Ци (всепронизывающаю материально духовная энергия из которой состоит весь мир, нечто воздухоподобное. Бывает разных видов: грубовещественное и психотелесное) .

В)Шень( собственная духовная энергия наделенная сознанием, заменитель сознания «Я» . Вдыхая и выдыхая он связыватся с космическим Ци и одухотворяет свое Шень.)

9.если на западе человек – разумное мыслящее существо, то в Китае сердце в сердце тела – император(должно повелевать всем, сохраняя спокойствие). Жизнь и здоровье - абсолютные ценности. Поиски эликсира жизни – поиски бессмертия. Человек должен направлять усилия на улучшение общества. Поэтому 1.окультуривание себя , 2.укрепление собственного организма, 3.благоденствие общества.

В основе Китайской медицине человек - это микрокосмос, который подчинен макрокосмосу. Сердце – это правитель. Легкие – министры, печень – полководец, селезенка – главный идеолог(выносит решения, середина груди – источник радости, грудь – соответствует югу, спина – северу.

Для достижения долголетия нужно 2 правила:

1.контролировать эмоции, чувства.

2.проживать в Китае, где правят император и где главный принцип – не деяния(увей) .

Древнекитайский образ человека означает : гармоническое сочетание 3 цветков, пронизанность Китайской культурной традицией, законопослушность.

10.Китайская космология. Император – сын неба, который соединяет 3 мира: небо, землю и человека.

11.мировозренческим основание – стали представления о «Едином принципе»(творческий закон)- учение о воли неба. Философия развивается в единстве с мифологической картиной мира, отсюда включение ее в единый поток верований и мифов.

Философия начинается как комментарии к книге и Цзин и каноны перемен(записаны в 7-8в до н.э., состоит из 2 частей: Цзин, комментарии – Чжуане. Суть - все состоит из перемен. Графически текучесть мироздания передается сочетанием горизонтальных черт, они символизируют 2 начала(Янь, Инь). Сочетание этих символов собранно в систему состоящею из 4 образов, 8 тригран и 64 гексогран. Так же содержит описание 5 первоэлементов мира: земля, дерево, огонь, вода, металл. Эти символы 5 временных фаз мирового круговорота.

2)ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОВСКИЕ ШКОЛЫ.

Соперничество 3 школ: Даосизм, Конфуцианство, Легизм.

Даосизм. Основатель - Лаодзин(2 трактата – даодзецизм)

Источник – трактат джоан Цзи. Название даосизма и его развитие от понятия «дао». Графически в виде 2 иероглифов- Шоу(голова), Дзоу(идти). Дао имеет 2 значение: 1.творческое начало мира, 2.единый мировой закон. Добро и благо изначально заложены в основе бытия неба, земли и человека. Отсюда карма поведения – следование естественности(равнодушны). Закон Дао - это переход в противоположность, чувствами познать его не возможно. Есть 3 метода познания:

1.чувственный, рациональный и мистический. Медитация – одна из главных практик медицины. Подражать дао означает не иметь желаний( бесстрастие),

2.дао чужда активность.(не деяние)

3.отношение мягкости и

4.мудрость это не творчество, а сознание нового на основе вслушивания, всматривания(познание через единичное)

КОНФУЦИАНСТВО.

Основатель – Конфу Дзи(551 да н.э.).Основное произведение – беседы и поучения(Лунь Юнь.)основная тема – как лучше управлять людьми. Защитник мягкого управления.

ЛИГИЗМ.(законики)

Представители – Шан Ян, Хан Фей Дзи.

Если Конфуций считал что управление должно строится на основе добра и морали, ко легисты считали что на законе и основании. Природа человека изначально зла, Общество - это столкновение эгоистических интересов, поэтому должен функционировать закон Фа и указы императора(мин).

Выдвигают 2 идеи:1. контроль государства в экономике, 2.равенство возможностей в продвижении по службе…3.равенство всех перед законом.4.следовать не прошлому, а настоящему.

КИТАЙСКИЙ БУДДИЗМ.

10.04.12

Лекция

Античная философия.

1.особенности и периодизация.

2.становление античной философии. Античный атомизм.

3.антропологический переворот.

4.первые философские системы. Платон и Аристотель.

5.завершеющие учения. Стоицизм, скептицизм и неоплатонизм.

1)))зародилась в 7 веке до н.э – 6 века н.э.(до закрытия платоновской школы)

Особенности:

1.характерен космоцентризм(в центре философии – космос, природа=космос) – Натур философия

2.умозрительный характер(нет научных открытий, все с помощью логики.)

3.онтологизм(изучения основ бытия). В ходе развития античной культуры были предложены разнообразные решения, которые легли в основу материализма и реализма

4.стихийный материализм(мир – это природная целостность, в которой происходит постоянные изменения и взаимопревращения

5.рационализм(большинство авторов уверенны в познавании мира, а познавать его можно с помощью 3 уровней: чувственного и рационального)

6.антропоцентризм(человек=микрокосмос)характерным становится эстетизм(стремление к красоте))

7.обьективизм(античная вселенная – это хорошо упорядоченное множество, творец мира соблюдает принцип единства, душа (принцип движения, саморазвития), ум(принцип своеобразности космоса) – это объективно космические силы, а душа и ум человека только слабое отражение действительности.

8.пантеизм(Бог разлитый в природе)Боги заменяют понятие-единое(=мирозданию)

9.этизм и эстетизм(цель человеческой жизни – получение, достижение блаженства(гедонизм – учение))

10.цикличность(греки представляют время движущимся на одном месте, большое значение придается анализу государства, отсюда классификация политических режимов.

Основные периоды:

1.теогонический(мифологический геницизм) – 6-7 века до н.э., связан в переходе от мифа к систематизированной рационализированной форме героического эпоса.

2.натур философский(космологический) – 6 – середина 5 века н . э . основан на переходе к не мифологическим учения(особое внимание – проблема физиса(природы). Философы этого периода заняты поисками первоначала(субстанции). Основная позиция – учения Гераклита(объективная диалектика).Зарождается философия элейской школы(Перменит, Зинон). Возниает учение Пифагора.

3.антопологический(гуманистический переворот ) - – конец 5 века до н.э. Первая школа – софисты. Входит Сократ. Сократические школы: киники и киренаики.

4.классический(5.4.века до н.э) – разработка атомизм(Демоктит и Эпикур). Зарождается классическая идеалистическая система Платона. Категориальная диалектика Аристотеля. Формируется линия Демокрита и линия Платона.

5.этический(3 до н.э.- 1 в. Н.э.) – связан с развитием нравственных …(стоицизм и скептицизм)

6.религиозный(1- 6 века н.э.) – главные объект философии – познание божественного. Неоплатонизм(осовы христианской церкви), Палоплатицизм(ложится в основу православия)

2)))

Представители милетской школы(Фалес, Аноксимандр, Аноксимен, Героклит). Основу бытия усматривают в «архэ» или стихиях, одно из них считалось главным. Пифагор утверждает- «я не мудрец, а только философ». Филолай и Алкмеон.в основе мира лежит не материальное, а бестелесное. Основа бытия – число. Но число - это идея а не вещь, поэтому видимые нам вещи не являются подлинной реальностью.

Представитель элейской школы – говорят что бытие едино, неделимо и неподвижно. А следовательно никакого развития не существует.

24.04.12

Лекция

Средневековая философия и философия эпохи возраждения.

1.специфические черты средневековой философии

2.важнейшие проблемы средневековой и особенности их решения

3.специфические черты эпохи возрождения

4.важнейшие черты эпохи возрождения и особенности их решения

Принято выделять 2 этапа с\ф: патристика, схоластика.

Патристика – совокупность учений отцов церкви, ее основателей, разработавших христианские догматы и осуществивших попытки переосмысления ряда идей античных философов.

Включает:

1.апологетика(2-3 века(защита, следование)период сохранения и развития христианского мировоззрения

2.классическая патристика(4-5 века)систематизация христианского учения

3.заключительный этап патристики(6-8 века) стабилизация догматики

Схоластика(от лат.schola школа) – совокупность учений религиозных мыслителей осуществивших систематизацию и рационализацию христианского вероучения на основе использования философских методов познания и переориентации античного наследия.

1.ранняя схоластика(11-12)характеризуется спором номинализм и реализм об универсалиях.

2.классический (12-13в)рассвет схоластики

3.поздняя схоластика(13-14в)утверждения теорий 2 истин

Особенности:

1.теоцентризм

2.философия – служанка богословия

3.основа философствования: а)толкование текстов библии, б)использование античного наследия

4.традиционализм - следование традициям

5.идеалистических характер

6.метафизический(отсутствие развития)

7.человек – это образ и подобие божие. Образ ему дан при творении, а подобием он может стать в ходе нравственного совершенствования.

2)))

Онтология - учение о бытие. Высшим абсолютным бытием является Бог. Бог сотворил высший материальный мир. Материальный мир имеет начало, и конец во времени. Учение о начале мира – креационизм. Учение о конце мира – эсхатология.

Доказательства бытия Бога Фома Аквинский 18в:

1.докозательство от движения, всякое движение нуждается в толчке, следовательно, нужен первоточок. Это Бог.

2.доказательство от причины, все в мире это цепочки причин и следствий. Следовательно, должна быть первопричина – это Бог.

3.доказательство от необходимости, любые явления мира случайны и конечны, а значит не могут возникнуть сами по себе, следовательно, существует то что создает их и придает необходимый характер – это Бог.

4.необходимость от совершенства, все существующее предстает как лестница совершенства.

5.доказательство от целесообразности. Все в мире упорядочено, увязано, следовательно, есть бог как гармоническое существо устанавливающего цели.

Специфичным для средневековья является спор об универсалиях – общие идеи и понятия.

Обсуждается вопрос как они существуют: А)объективно(вне человеческого сознания)как замыслы Бога о различных предметах материального мира – средневековый реализм, Б) субъективно(просто имена, обозначения) – номинализм.

Теория познания!!!

Целью познания - Бог

Высшая форма – разум и божественное откровение.

Теория 2 истин – теория соотношения знания и веры. Вера находится выше знания, а следовально теология – высшая философия. Тетулиан – 150222 – « Верую ибо обсурдно». Из этого следует чем меньше человек стремится к филосовствованию тем ближе его путь к Богу.

Аннсельм кентроберинский(1033-1110) « Верую чтобы понимать». Вера лежит в основе взаимодейсвия.

Фома Аквинский(1225-1274) «истиной веры выше истины разума и все же вера должна опираться на разум.

Дунс скот «Истины веры и истины знния могут противоречить друг другу, но при этом не теряют статуса истинности»

Учение о человеке –

Функции души: мышление, воля, память.она не материальна.тело темница,окова души. Важнейшие добродетели – вера, надежда, любовь и их мать София.

Учение об обществе –

Аврелий Августин(произведение «о двух городах»)история это процесс из прошлого или сотворении мира , этот процесс выражен в борьбе 2 градов: града земного(духовное сообщество людей живущих в соответствии с собственной волей, которые любят себя а не Бога.2 град – град Божий – люди которе любят Бога больше чем себя. Первых ждет вечное наказание, а вторых царствие Божие.

3)))14-16 века.

Философия становится светской, не церковной, происходит обращение к человеку, культура ренесанса формируется в Италии, а позднее охватывает Европу(северное возраждение). Крупнейшие мыслители: Лоренса Валло, Максио Фичино, Пикадело Мирандоло, Поппонаци, Николай Казанский. Эраз Роттердамский, Мишель Монтень, Джордано Бруно, Галилео Галилей.

Особенности:

1.гумагизм или человечность: стремление к изучению человека и создание достойных его условий жизни

2.антропоцентризм

3.возраждение античной философии

4.антиклерикализм(направлены против официальной церкви, но не против христианства)

5.появляюся элементы диалектики,об изменчивости и изменчивости человека

6.создание социальных условий

12.05.12

Лекция

Философия нового времени.(17-18вв)

1.особенности философии нового времени.

2.основные философские направления 17-18 вв

3.проблема познаваемости мира и поиски методов научного познания.

4. человек и общество в философии 17-18 вв.

1!!!

1.философия приобретает светский характер(удел светской науки независимо от религии)

2.широкое распространение получает деизм - учение по которому Бог создает материальный мир, дает ему закону, а далее он не вмешивается в жизнь людей.

3.стратегическая задача – исследование природы. Особое внимание уделяется поиск метода научного познания.

4.ориентация на естествознание обусловила появление материалистических тенденций.

5.наиболее развитой наукой становится механика.(область знания в которой развитие практически не рассматривается).отсюда метафизичность философии:

А)в механицизме – с помощью законов механики можно объяснить все законы и явления.

Б)представления о возможности полного и исчерпывающего познания мира.

6.во второй половине 17-18 веках развивается философия просвещения.

Основные философские направления:

1.материализм

2.дуализм

3.пантеизм

4.обьективный идеализм

5.субьективный идеализм

Представители:

Френсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк. Они рассматривают материю как вещество, из которого состоят все предметы. Единственный вид передвижения – механическое перемещение.

Особое представление о свойстве материальных предметах (первичных и вторичных качествам) разработаны Джоном Локкам. Он считал что первичные качества (величина, форма, движение) присущи самим вещам, а вторичные(цвет, запах, вкус) являются результатом человеческих восприятий.

В 18 веке представители материализма: Гельвеций, Ламе три, Дидро. Усложнили представление о материи. Конкретные вещи – это проявление конкретной внешней..

Дуализм: Декарт. Вводит представление о 2 разнозначных и не зависимых друг от друга субстанциях: телесность (протяжённость) и духовное( мыслящее).

Пантеизм: Спиноза. Считает, что основой мира является единая субстанция, которую можно назвать Богом или Природой. Она бесконечна, является причиной самого себя.

Объективный идеализм: Лейбниц. В основе мира лежит множество субстанций( монада, отсюда Монадология.)

Монады – некие духовные основы, неизменны, нематериальны, объединяясь в различных сочетаниях формируют духовную основу. Развитие имеет цель – направленны, предустановлены свыше гармонии.

Субъективный идеализм: Беркли. Он утверждает что первичных веще не существует, все качества вторичные – результат человеческого восприятия. Реально только то. Что человеком воспринимается только с помощью органов чувств, быть – значит быть воспринимаемым. В реальности вещей не воспринимаемых не сущесвует.

3!!!

Френсис бэкон – считал что в основе познания лежит чувственный опыт, в результате обобщения или индукции опытных данных, ученый формирует новые факты и новые выводы. На основании его концепции формируется империзм – фил. Подход в соответствии с которым в основе познания лежит опыт. Факторы – идолы(призраки) нашего познания:

- идолы рода (врожденное естественное несовершенство)

- идолы пещеры (индивидуальные особенности людей, которые получают неодинаковое воспитание и образование)

- идолы рынка (неправильный выбор и употребление слов, которые приводят к непониманию между людьми.

- идолы театра (слепое, некритическое следование авторитетам)

Рене Декарт: дедуктивный метод. Он считает, что основой познания является выдвижение гипотез или аксиом. В результате выведения логических следствий из них формируется новое знание. Правила применения аксиоматика дедуктивного метода:

1.считать истиным только то, что представляется разуму ясным и не вызывает сомнения.

2.сложную проблему разделять на частные задачи и решать их последовательно.

3.двигатся к истине от простого к сложному.

4.составлять общий обзор знаний, гипотез, теорий п каждой отрасли знаний(нечего из открытого ранее не будет упущенно)

Декарт считается основателем РАЦИОНАЛИЗМА – это подход, в котором источником знаний считается разум. В конечном счете человек не может сомневатся только в самом факте своего сущетсвования(мыслю, следовательно сущесвую.)

Возникает 2 метода

Сенсуализм(чувства – фил. Подход в соответствии единственном источником знаний является чувственные ощущения.

Давид Юм: солипсизм. В мире нет ничего, кроме наших ощущений и восприятий.

Филосовское учение, выражающее сомнение в познавании мира - скептицизм.

Человек и общество

1.Ориентация на направление природы обусловила: натурализация концепций(рассмотрение человека в качестве естественного природного существа.

2.Распространение на антропологию механистических установок.

Животная машина. Декарт.

Человек машина . Ламе три. Считает, что человек состоит из плоти, которая заводит сама себя. Это машина весьма пресвященная, способная чувствовать, мыслить.

Просветительские идеи разрабатывается Локком, Руссо, Вальтером. Широкое распространение получает идея общественного договора.

Согласно Руссо, люди в естественном состоянии были равны. Главная причина социальных бед - имущественное неравенство.

-

Наши рекомендации