Имеют универсальный характер

3) есть теоретические конструкции, не обнаруживающие себя в объективной реальности

4) отражают саморазвитие Абсолютного духа

25. Всякий процесс изменения и перехода из одного состояния в другое представляет собой

1) существование 2) движение 3) прогресс 4) круговорот

26. Представление о времени и пространстве как абсолютных, универсальных, однородных формах бытия было высказано

1) И.Ньютон 2) К.Маркс 3) Н.Кузанский 4) Ф.Бэкон

27. Проблему существования в её общем виде выражает философская категория

1) экзистенция 2) бытие 3) явление 4) сущность

28. Бытие как объективная реальность обозначается термином

1) субстанция 2) сознание 3) материя4) субстрат

29. Согласно теизму, материя сотворена, а потому НЕ является

1) субстратом 2) модусом 3) интенцией

4) субстанцией

30. Слово «диалектика» для обозначения искусства вести спор впервые применил

1) Платон 2) Аристотель 3) Сократ 4) Гераклит

АПРЕЛЬСКИЕ ТЕСТЫ

31.Реляционная концепция пространства и времени находит подтверждение в
1.Геометрии Евклида 2)Теории относительности Эйнштейна 3)Классической механике Ньютона 4)атомистике Демокрита

32.Первым из естествоиспытателей обосновал идею о пространстве и времени как автономно существующих пустых вместилищах материальных процессов 1)Галилей 2)Бруно 3)Ньютон 4)Лейбниц

33.Серьёзное философское значение имел вывод теории относительности Эйнштейна о 1)предельной скорости света 2)зависимости размеров тела от скорости движения 3)кривизны пространства 4)единства движения, пространства и времени

34.Согласно учению Канта, время это 1)растяжение души 2)ожидающе-удерживающая актуализация 3)априорная форма чувственности 4)атрибут материи

35.Соотнести понимание субстанции и философа, реализовавшего его в своей философии: 1)монизм 2)дуализм 3)плюрализм: Спиноза (1), Лейбниц (3), Декарт (2)

36.По убеждению Лапласа, все известные явления объясняются действием закона 1)единства и борьбы противоположностей 2)отрицания отрицания 3)всемирного тяготения 4)исключённого третьего

37.Логико-гносеологическая модель диалектики разработана 1)немецкой классической философией 2)философией Просвещения 3)Философией возрождения 4)Аналитической философией

38. К диалектическим законам Гегеля не принадлежит 1)Закон исключённого третьго 2)отрицания отрицания 3)перехода количественных изменений в качественные 4)единства и борьбы противоположностей

39.Принцип детерминизма свидетельствует о том, что 1)следствие может опережать причины 2)Любое явления самопроизвольно 3)В иррациональном мире нет ни причин ни следствий 4)причина всегда предшествует следствию

40. В основе пантеистической картины мира лежит: 1)принцип отождествления Бога и природы 2)противопоставления природы и человека 3)противопоставлениря Бога и природы 4)отождествления бога и природы

41.Утверждение о существовании 2-х видов бытия – мира идей и мира вещей – принадлежит 1)Пифагору 2)Платону 3)Аристотелю 4)Протагору

42.Согласно концепции креационизма, человек 1)сотворён богом 2)является продуктом космического разума 3)возник в результате космического излучения 4)является результатом эволюции

43.Полное отрицание преемственности с предыдущим этапом развития есть 1)эволюционизм 2)нигилизм 3)прагматизм 4)скептицизм

44.Философская позиция дуализма выражается в признании 1)тождества мышления и бытия 2)мышления и бытия независимыми субстанциями 3)первичности идеального 4)первичности материального

45. Общие, устойчивые, повторяющиеся и необходимые связи между явлениями и процессами обозначаются понятием: 1)закон 2)связь 3)необходимость 4)отношение

Дидактическая единица

15. Сознание и бытие.

16. Познавательные способности человека

17. Научное познание

18. Истина и заблуждение

1. Отображение отдельного свойства объекта, непосредственно взаимодействующего с органом чувств, называется: 1)восприятием 2)ощущением 3)представлением 4)эмоцией

2. Мысленное объединение частей в единое целое есть: 1)синтез 2)корреляция 3)отождествление 4)анализ

3. В основе учения софистов об истине лежит представление о (об): 1)существовании вечной и абсолютной истины 2)соответствии знания действительности 3)отсутствии абсолютной истины и объективных ценностей 4)непротиворечивости истинного знания

5. С точки зрения Т.Куна, научная революция это: 1)переход к обществу знания 2)переход от одной парадигмы к другой 3)отделение умственного труда от физического 4)превращение науки в непосредственную производительную силу

6. Относительная и абсолютная истины это: 1)формы субъективной истины 2)исключающие друг друга моменты познания 3)тождественные понятия 4)лишь разные уровни, или формы, истины

7. Сторонники эмпиризма считают, что теоретическое мышление: 1)не связано с эмпирическим познанием 2)есть главный источник знания 3)не может выходить за пределы опыта 4)способно выходить за пределы опыта

8. Вера как особое состояние сознания: 1)опирается на рациональные доказательства 2)предполагает эмпирическое обоснование 3)связана с ценностным отношением к предмету веры 4)противоречит житейскому опыту

9. К существу научной революции не относится: 1)построение новых теоретических концепций 2)исследование истории предмета 3)создание новых методов исследования 4)создание новых исследовательских программ

10. Определяя специфику научного знания, К.Поппер выдвинул принцип : 1)кодификации 2)фальсификации 3)унификации 4)верификации

11. Форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и сущности изучаемого объекта, есть: 1)обобщение 2)гипотеза 3)факт 4)теория

12. Наука как самостоятельный социокультурный феномен возникает в: 1)11-13 вв. 2)16-17 вв. 3)20-м в. 4)5-4 вв. до н.э .

13. К формам практики как критерия истины не относится: 1)общественное производство 2)социально-политическая деятельность 3)научно-экспериментальная деятельность 4)идеология

14. Единица мысли, фиксирующая общие и существенные свойства и отношения предметов и явлений, называется: 1)знаком 2)словом 3)понятием 4)переживанием

15. Установите соответствие между понятием и его определением: 1)Проблема 2)Заблуждение 3)Ложь: 2)Непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту; 1)Объективно возникающий в процессе познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный теоретический или практический интерес; 3)Преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину

16. Соотнесите имена философов и выделяемые ими критерии истинности знания: 1)Юм 2)Декарт 3)Маркс и Энгельс: 1)Совокупность ощущений субъекта; 3)Историческая практика; 2)Ясность и самоочевидность идей

17. Философия науки как направление философского знания появилась в (во): 1)Средние века 2)второй половине 20 в. в рамках неклассической философии 3)эпоху Возрождения 4)в философии марксизма

18. Установите соответствие между концепциями истины и их основными положениями: 1)когерентная теория 2)корреспондентная теория 3)прагматистская теория: 2)истина есть соответствие знаний объективной реальности 1)истина есть согласованность знания с более общей, охватывающей системой знания 3)истинность знания определяется через практическую полезность, эффективность, инструментальность

19. Соотнесите имена философов и их высказывания: 1)Хайдеггер 2)Соловьёв 3)Фейербах: 1) «Истина совершается в событии, в переживании бытия. Только там она и есть» 2) «В основе истинного знания лежит мистическое или религиозное восприятие, от которого только наше мышление получает свою безусловную разумность, а наш опыт – значение безусловной реальности» 3) «Высшая истина - сущность человека»

20. Источником содержания сознания для материалистов выступает

1) ощущение 2) бессознательное 3) Бог 4) объективный мир

21. Согласно классической позиции, истина есть

1) теоретическая конструкция, позволяющая добиться успеха в данной ситуации 2) соответствие знаний объективной реальности 3) правда 4) то, что признаётся таковым большинством

22. Способ постижения истины без обоснования с помощью доказательств есть

1) представление 2) эмоция 3) интуиция 4) вера

23. По мнению _________, главным средством познания мира является разум

1) метафизиков 2) интуитивистов 3) рационалистов 4) интеллектуалистов

24. Элементом научной теории является

1) эксперимент 2) единичные факты 3) описания материальных объектов

Наши рекомендации