Этапы развития и характерные черты философии Возрождения. Философия эпохи возрождения.

Философия эпохи возрождения.

1. Социально-исторические и духовные предпосылки формирования философии эпохи Возрождения.

2. Этапы развития и характерные черты философии Возрождения.

3. Философия Н. Кузанского.

4. Зарождение нового естествознания в культуре Возрождения, становление новой картины мира. Проявление гуманистических и натурфилософских тенденций в медицине.

Социально-исторические и духовные предпосылки формирования философии эпохи Возрождения.

Эпоха Возрождения (Ренессанса) – переходный период от Средних веков к Новому времени (XV [в Италии с XIV]- XVI вв.).

В социально-экономическом отношении это период кризиса феодализма и зарождения капиталистических отношений. Эта эпоха характеризуется возрастанием социальной и политической роли городов, в которых развивается ремесленное производство, появляются мануфактуры, развивается торговля и банковское дело.

Изменениям в экономике способствовали научно-технические открытия (важнейшие из них: изобретение и усовершенствование прядильного и ткацкого станков, изобретение огнестрельного оружия; Г.Галилей сконструировал телескоп и первый прибор для измерения температуры; огромное количество изобретений принадлежит Л. да Винчи, среди них модели вертолета и аэроплана, велосипеда, экскаватора, он же стал основоположником анатомии как науки).

Конец XV – начало XVI вв. вошли в историю как эпоха великих географических открытий, которые способствовали преодолению национальной обособленности в экономике, культуре, мышлении:

1492 г. - Х.Колумб открывает для европейцев американский континент;

1498 г. – Васко да Гама прошел морским путем из Европы в Индию;

1519 – 1521 гг. – первое кругосветное путешествие Фернана Магеллана.

В социально-политическом отношении Возрождение – это эпоха формирования национальных государств, утверждения абсолютной монархии, первых буржуазных революций.

Изменяется и духовная ситуация в обществе. Прежде всего, это выразилось в секуляризации, т.е. тенденции к постепенному освобождению общества от диктата религии и Церкви и становлению светской культуры. Начало формироваться новое мировоззрение, основанное на научном знании. Однако религия в этот период все еще сохраняет значительное влияние.

Ядром европейской духовной культуры этого периода стал гуманизм (лат. «человеческий, человечный») – мировоззренческая установка, которая провозгласила высшей ценностью и целью общества человека как личность, его право на свободу, счастье, развитие творческих способностей. Принципы гуманизма проявились в сфере политики, социальной практики, искусства и др. областях общественной жизни.

Возрождение – это, прежде всего, художественно-эстетическая эпоха, провозгласившая, что высшее призвание человека в мире – быть творцом и созидателем. Вершин своего развития в это время достигло западноевропейское искусство, в котором наиболее ярко выразились принципы гуманизма [литература: Данте, Ф. Петрарка, Д. Бокаччо, Т. Мор, В. Шекспир, М. Сервантес, Л. де Вега, Ф. Рабле, П. Ронсар; живопись: Л. да Винчи, Боттичелли, Рафаэль, Микеланджело, А. Дюрер, Эль Греко, Д. Веласкес и т.д.]

Этапы развития и характерные черты философии Возрождения.

В философии эпохи Возрождения можно выделить 3 этапа:

1) гуманистический (сер. XIV – сер. XV вв.) – в этот период человеческий мир, его ценности противопоставляются средневековому теоцентризму. Не отвергая основных положений христианского вероучения, итальянские гуманисты стремятся возродить идеи и дух античной культуры (в этот период еще не появились развернутые философские учения, гуманистические идеи выражаются через литературное творчество Д.Алигьери, Ф.Петрарки, Д.Бокаччо);

2) неоплатонический (сер. XV – 1-я треть XVI вв.) – этап формирования новых онтологических и гносеологических представлений под влиянием неоплатонизма (Н. Кузанский);

3) натурфилософский (2-я пол. XVI – нач. XVII вв.) – этап создания целостной гелиоцентрической картины мира (Н.Коперник, Г.Галилей, Дж.Бруно).

Характерные черты философии Возрождения:

-антропоцентризм (от греч. anthropos – человек) – философский принцип, согласно которому центральной проблемой философского мышления является человек, который воспринимается как центр мироздания, как венец эволюции природы – существо деятельное, разумное, а следовательно, могущественное;

-пантеизм (от греч. pan – все и Teos – Бог, т.е. «Бог во всем») – философский принцип, сближающий понятия «Бог» и «природа», идея растворенности Бога в природе и во всех вещах («Бог внутри природы, а не вне ее»);

-натурфилософский характер связан с переходом от теоцентризма к рационализму, со стремлением к изучению природы с целью усиления власти над ней. Философы Возрождения рассматривают природу как единое, бесконечное, одушевленное целое, как Божественное проявление.

3.Философия Н. Кузанского.

Наиболее ярким представителем философии Возрождения был Николай Кузанский (1401 – 1464 гг.) – немецкий священник, кардинал католической церкви, и ученый, серьезно занимавшийся математикой, астрономией, географией, медициной. Его творчество явилось ярким примером си нтеза религиозно-догматического и научного мышления. Значение философского творчества Н.Кузанского состоит в том, что в своих работах он изложил и обосновал основы пантеизма как религиозно-философского мировоззрения. Основные произведения Н.Кузанского: «О сокрытом Боге», «О предпосылках», «Об ученом незнании».

Основная тема творчества Н.Кузанского – тема Бога и его отношения к миру. Он впервые ставит проблему Бога как философскую проблему. Н.Кузанский исходил из принципа единства Бога и мира: все бесконечное многообразие природного и человеческого мира представляет собой божественное проявление, Бог пребывает во всем (пантеизм). Кузанский приходит к мысли о том, что Бог представляет собой единство противоположностей: абсолютного максимума (всего сущего) и минимума (конкретной вещи), причины и следствия (творящего и сотворенного), бесконечного и конечного. Кузанский распространяет принцип единства противоположностей на реальный природный мир, что явилось значительным вкладом в историю развития диалектики. Природный мир является Божественным воплощением и представляет собой живой организм, все части которого находятся в общей взаимосвязи и существуют в постоянном движении, развитии.

Структуру мироздания Кузанский представлял следующим образом:

Бог – это «максимальный мир»;

природа – «большой мир», который является подобием максимального;

человек – «малый мир», микрокосм, который является подобием большого, а следовательно, подобен максимальному миру, т.е. Богу. Человек тоже противоречив: он представляет собой единство телесного и духовного, конечного и бесконечного.

Бог – творец сравнивается Кузанским с великим мастером – скульптором, художником, кузнецом («Бог – чеканщик монет»). Человек также обладает творческими способностями и может с помощью разума и искусных рук создать «вторую природу», или мир культуры.

Познание мира, по мнению Кузанского, осуществляется человеком с помощью чувств, рассудка и разума. Деятельность органов чувств и рассудка направлены на познания природы: чувственное познание накапливает эмпирический материал, а рассудок обладает способностью различать и упорядочивать. Наиболее достоверными в познании мира Кузанский считает математические методы. Разум – высшая познавательная способность человека, он представляет собой умозрительную деятельность и способен познавать всеобщее, бесконечное и абсолютное, т.е. Бога.

Понимание природы как проявления бесконечного Бога приводит Кузанского к идее о бесконечности Вселенной. Он ставит под сомнение геоцентрическую картину мира, сложившуюся в античности, и представление о Земле как о центре космоса. В этом он предвосхитил выводы Н.Коперника и Дж.Бруно.

Наши рекомендации