Этика и этапы жизненного цикла организации
Этичность должна быть неотъемлемой частью каждого этапа жизненного цикла организации: в период ее проектирования, в процессе активного функционирования и в момент прекращения деятельности (если такой настанет).
При создании организации, в первую очередь определяется её высшая цель и встает вопрос – этична она или нет? Например, Голландская авиакомпания KLM видит свою высшую цель, миссию в «надежных международных пассажирских и грузовых перевозках». Далее идет определение и формирование целей (обычно их несколько), являющихся логическим продолжением высшей цели. При этом анализируются внешняя и внутренняя среда, законоположения экономической сферы, требования эти бизнеса, специальных этик, действия конкурентов, отношение к данной организации акционеров, потребителей, кредиторов и т.д. Здесь работают в основном профессиональные специалисты по этике. Следующий этап – выработка глобальной стратегии создаваемой организации (корпорации). Проектируется линия поведения. Без этического фильтра и здесь не обойтись. И, наконец, каждый руководитель разрабатывает свою стратегию. На этом этапе действует очень большое число этических норм и требований, т.к. определяются такие экономические факторы как пределы прибыли, уровня рентабельности, степени рисков, имидж фирмы и т.д.
Причинами изменения функционирования организации могут стать различные факторы. При этом этика требует, чтобы организация учитывала интересы своих сотрудников, акционеров, партнеров, поставщиков и т.д.
Развитие организации является важным этапом ее функционирования. Рост и развитие организации – разные понятия. Возможен рост без развития и развитие без роста. Развитие – это приобретение потенциала для улучшения, совершенствования. Ограничение роста – ресурсы, находящиеся во внешней среде организации; ограничение развития – в ее внутренней среде.
Философы Древней Греции считали, что для развития необходимы истина, изобилие, доброта, красота. В переводе на язык менеджмента это значит: развитие науки и техники, развитие экономики (экономическая функция организации – ее основная общественная функция), развитие этической и эстетической функций, которые в обществе являются связанными и взаимовлияющими.
Многие компании, в том числе и Российские, в последние годы приняли кодексы этики менеджмента, которые содержат в себе корпоративные обязательства действовать этично в системе рыночных отношений. Однако, на практике нередко этический кодекс остается в стороне. К сожалению, лишь некоторые фирмы полагают, что нарушение этического кодекса компании столь же недопустимо, как и производственные нарушения. Неэтичное поведение менеджеров фирмы ведет к тому, что и рядовые сотрудники начинают действовать неэтично, что вредит имиджу фирмы. Может быть, следует ввести этическое тестирование претендентов на занятие должности менеджера и периодические тестирования работающих сотрудников? Конечно, такое тестирование потребует организации специальной службы и увеличения расходов на управление. Однако, уважающая себя фирма, собирающаяся долго и успешно функционировать и сохранить хорошую репутацию, очевидно, пойдет на эти расходы. Кстати, экспертные обследования деятельности фирм показывают, что там, где идут на этические нарушения в менеджменте, часто нарушают и нормативные акты, и даже законы.
Совершенно ясно, что разного рода этические ошибки и нарушения в менеджменте могут и должны (по крайней мере, для сохранения имиджа фирмы) быть исправлены. Для этого могут быть предприняты следующие действия: публичные извинения, увольнения виновных в этических нарушениях, возмещение материального и (или) морального ущерба, ужесточение внутрифирменного контроля. Для предотвращения этических нарушений в будущем необходимы снятие с продажи (изъятие из сферы пользования) товаров или услуг, которые сами по себе не этичны, отмена рекламных компаний, вызывающих сомнение в их этичности и т.д.
Практика показывает, что, к сожалению, организации не всегда спешат исправить свое неэтичное поведение. Некоторые даже предпринимают спекулятивные действия, называя ущемлением прав продавцов предъявляемые им этические требования.
Конечно, вопрос о наличии или отсутствии нарушения этических норм в системе рыночных отношений очень сложен.
В Российском предпринимательстве (П. М. Шихарев «Этические принципы ведения дел в России», М., Финансы и статистика, 1999 г.) чаще всего встречаются следующие ошибки (нарушения): недобросовестность предпринимателей, вымогательство со стороны государственных чиновников; политическая нестабильность в обществе, ущемление прав предпринимателей государственными органами и должностными лицами, криминализация различных секторов экономики, и т.д.
Необходима последовательная работа, направленная на уменьшение этих и других нарушений этических норм и стандартов в РФ.