Этапы жизненного цикла организации

"Жизнь" организации подобна жизни человека, времени существования любого предмета труда или услуги. Она имеет свои фазы и особенности развития.

Согласно концепции жизненного цикла организации вся ее деятельность проходит ряд стадий начиная с рождения, расцвета вплоть до прекращения существования или коренной модернизации. Насчитывается пять основных фаз развития организации, каждая из которых имеет определенные цели признаки, стиль руководства, задачи и организацию труда.

Фаза1 – рождение организации. Для нее характерны: определение главной цели, заключающейся в выживании; кризис стиля руководства (руководство одним лицом); основная задача- - выход на рынок; организация труда – стремление к максимальному увеличению прибыли.

Фаза 2 - детство и юность. Отличительные особенности: главная цель - кратковременная прибыль и ускоренный рост; выживание за счет жесткого руководства; основная задача -укрепление и захват своей части рынка; организация труда -планирование прибыли, увеличение жалования и заслуг.

Фаза 3 - зрелость. Главная цель - систематический, сбалансированный рост и формирование индивидуального имиджа; эффект руководства за счет делегирования полномочий (децентрализованное руководство); основная задача - рост по разным направлениям, завоевание рынка, учет разнообразных интересов; организация труда - разделение и кооперация, премия за индивидуальный результат.

Фаза 4 - старение организации. По сути это высшая ступень ее зрелости. Главная цель в развитии организации — сохранить достигнутые результаты (остаться на "завоеванных" позициях); в области руководства эффект достигается за счет координации действий; основная задача - обеспечить стабильность, свободный режим организации труда, участие в прибылях.

Фаза 5 - возрождение организации. Главная цель на этой фазе развития состоит в обеспечении оживления по всем функциям; ее рост - за счет коллективизма; главная задача -омолаживание; в области организации труда - внедрение НОТ, коллективное премирование.

Концепция жизненного цикла утверждает, что при сохранении одних и тех же методов руководства срок существования организации ограничен 30-40 годами и под воздействием НТР имеет тенденцию к сокращению.

Ограниченность обусловлена тем, что все ее элементы рано или поздно приходят в противоречие с изменившейся средой и теряют возможность нормально функционировать. Поэтому они должны либо обновляться, либо прекращать свое существование.

Особенностью современных организаций является их сложность.Она обусловлена их масштабами, автономностью элементов; разнообразием их функций и свойств, связей между ними.

Крупные фирмы включают в себя десятки самостоятельных предприятий, разбросанных но всем уголкам света; на них заняты сотни тысяч работников, а объемы производства сопоставимы с величиной национального продукта небольших высокоразвитых государств.

17. Классификация форм организаций.

Классификация форм организаций может быть дана по различным основаниям, или признакам. Остановимся на главных.

Первое основание - происхождение.По этому признаку выделяются естественные и искусственные организации.

1. Естественные возникают сами по себе, и их деятельность обычно направлена на решение внутренних проблем. Исходя из этой задачи, формируется организационная структура, и распределяются ресурсы. Такие организации всегда независимы от других (по крайней мере, формально), поэтому могут быстро менять свое поведение, приспосабливаться к изменениям внешней и внутренней среды.

Дополнительную устойчивость им придает наличие элементов, не связанных с решением текущих задач и образующих резерв на случай неожиданных изменений.

В чистом виде такими организациями являются различные ассоциации, партии, клубы, партнерства, общества.

2. Искусственные организации создаются по определенному плану для достижения внешних целей и обладают лишьотносительной самостоятельностью и обычно являются (по крайней мере, формально) зависимыми от создателей.

Их цели жестко задают структуру, включающую, как правило, только необходимые элементы (подразделения, должности, рабочие места) и расходование ресурсов. Поэтому в деятельности таких организаций присутствует высокая степень целесообразности, в результате чего на практике они недостаточно гибки и адаптивны.

Второе основание - узаконенность.

1. Официальные организации. Деятельность искусственных организаций с самого начала узаконивается социальной системой более высокого порядка, например, государством, что придает ей официальный характер, возможность и необходимость осуществления деятельности в рамках правового пространства.

2. Неофициальные организации. Не зарегистрированные в установленном порядке организации (например, преступные сообщества) являются неофициальными. Их деятельность, даже если она не связана с нарушением существующих в обществе норм, не защищается законом.

Третье основание - механизм функционирования.

1. Формальные организации. Их деятельность всесторонне регламентирована правилами, инструкциями и т. п. Здесь всесторонне распределены права, обязанности и ответственность между участниками; безличны отношения между ними; должностным функциям придан характер официальных полномочий; линии подчиненности, связывающие должности, предельно четки.

Ограничение разнообразия придает деятельности организации стабильность и прогнозируемость, возможность до определенного предела свести к минимуму риск обеспечить повышение эффективности. Но рост последней по мере формализации в одном отношении происходит за счет ее снижения в другом; или сначала эффективность растет, а затем начинает в целом падать.

2. Неформальные организациипредставляют собой совокупность незапрограммированных контактов между людьми, основанных на личных предпочтениях, неписаных нормах и обычаях, добровольном выборе партнеров.

Возникновение неформальной организации в рамках формальной призвано компенсировать ее недостатки (негибкость, безличность и т. п.).

Социологи различают два вида неформальных организаций.

Во-первых, внеформальную, представляющую собой совокупность неформальных деловых связей, не предусмотренных, но и не запрещенных официальными регламентами. Используя их, можно гораздо быстрее и надежнее решить многие проблемы, натыкающиеся на бюрократические рогатки.

Во-вторых, психологическую неформальную организацию; в ее рамках люди удовлетворяют свою потребность в общении, помощи и поддержке, в которых зачастую отказывает формальная организация.

Как правило, ни одна организация не может быть или только формальной или только неформальной - это ее крайние формы, а на деле она включает и те, и другие элементы. Например, бухгалтерия функционирует на базе преимущественно формальных принципов, а научные подразделения – неформальных.

Четвертое основание – характер взаимодействия с участниками.

1) Унитарная организация преследует цели, которые формально считаются обобщенным выражением интересов участников (на самом деле в большинстве случаев имеющих иные интересы), объединенных не всегда на добровольной основе (например, воинская часть).

Единство и направленность их деятельности обеспечивают жесткий контроль, ограничение свобод, идеологическая обработка. Люди рассматриваются как безликая масса, их личность полностью игнорируется.

Обычно унитарная организация выступает по отношению к своим членам как некая внешняя данность, возникшая и существующая независимо от них и требующая подчинения своим правилам.

2) Плюралистическая организация представляет собой договорное объединение лиц (как сотрудничающих, так и конкурирующих между собой), преследующих собственную выгоду, которая реально может достигаться лишь через общую. Для координации своей деятельности в этом направленииони и создают организацию, наделяют ее ресурсами и устанавливают правила игры, которым па определенных условиях готовы подчиняться.

Плюралистические организации существуют как корпоративные и ассоциативные.

Корпоративная организация представляет собой объединение с ограниченным доступом (например, акционерное общество), обладающее временной властью (между очередными собраниями) над участниками. Это позволяет в общих интересах, совпадающих большей частью с интересами каждого в отдельности, осуществлять принудительную координацию их деятельности (поэтому те готовы временно подчиняться организации). Решения здесь принимаются большинством.

Ассоциативная (индивидуалистическая) организация представляет собой открытое объединение самостоятельных субъектов и не имеет собственных, отличных от их целей. Решения основываются на принципе общего согласия, есть не принимаются, если против них выступает меньшинство. Деятельность организации подчинена исключительно задаче координации текущих интересов участников (в области их совпадения), полностью сохраняющих свой суверенитет. Поэтому принятие решений и распределение ресурсов происходит здесь с всеобщего согласия.

Пятое основание - особенности структуры.

1. Механистические организации напоминают технические устройства. Они характеризуются узкой специализацией деятельности, незыблемостью границ, стабильностью структуры, централизацией власти с преимущественно вертикальными связями, четкой регламентацией прав и обязанностей, жесткими правилами и процедурами, изначальной запрограммированностью действий, оценкой результатов по точности выполнения заданий.

Такие организации являются инструментом достижения заранее запланированных целей и решения простых повторяющихся задач в неизменных условиях.

Механистическими по своей сути являются все государственные организации, а также крупные коммерческие фирмы, функционирующие в традиционных отраслях экономики, слабо подверженных воздействию НТР и конкуренции.

2. Органические организациихарактеризуются размытостью границ, самостоятельностью отдельных звеньев, их широкой специализацией, слабой иерархичностью управления, малым числом правил и процедур, свободой выбора вариантов деятельности, оценкой ее результатов на основе реального рыночного эффекта, преобладанием неформальных отношений, внутренней конкуренцией, способностью к изменениям и развитию.

Все это придает им большую гибкость, маневренность, приспособляемость к быстрым изменениям во внешней и внутренней среде, постоянной смене ориентиров.

Организации такого типа чаще всего связаны с инновационными процессами - научными исследованиями, опытно-конструкторскими разработками, внедрением их результатов в практику.

Шестое основание - преследуемые цели. В соответствии с особенностями этих целей выделяют:

1) деловые (инструментальные) организации(фирмы, учреждения, ассоциации и пр.), создаваемые для удовлетворения потребностей общества в товарах и услугах и имеющие:

- индивидуальную ориентацию (завод),

- общественную ориентацию (парламент),

- смешанную ориентацию (учебное заведение);

2) общественные организации, ориентированные на удовлетворение личных потребностей своих участников в общении, развитии, самовыражении (благотворительность, создание общественных ценностей).

Седьмое основание - тип поведения.

1)Приростнойориентируется на пассивное приспособление к ситуации; максимизацию текущего результата; опору на внутренние возможности и ресурсы, прошлый опыт; экономию; минимизацию риска.

2)Предпринимательскийпредполагает оптимизацию прибыльности, стремление к изменению себя и среды, развитие творчества и инициативы, допущение сознательного риска гибкость структуры, активный поиск возможностей и лучшей альтернативы.

Восьмое основание - способ доведения результата до потребителя.

1) Аудиторный(телевидение).

2) Клиентский(нотариальная контора).

18. Формальные и неформальные организации.

В каждом трудовом коллективе наряду с формальной (официальной) структурой взаимоотношений существуют и неформальные (неофициальные) отношения между членами коллектива.

Если официальные отношения регламентируются соответствующими инструментами, приказами, распоряжениями, то неофициальные не регламентируются никем и ничем. Поэтому следует иметь в виду, что процесс управления относится к созданию и функционированию формальной организации. Однако надо знать, что внутри всякой формальной организации существуют и неформальные организации, которые в определенной мере влияют на политику первой организации. Это связано с тем, что каждый член трудового коллектива принадлежит одновременно ко многим группам.

Группы людей, созданные по воле руководства для достижения целей организация, называются формальными группами,

Первейшей их функцией является выполнение конкретных задач и достижение целей организации. Отношения между людьми регулируются различного рода нормативными документами: законами, постановлениями, приказами, распоряжениями и т.д.

Стихийно образовавшаясягруппа людей, вступивших в регулярноевзаимодействие для достижения определен­ных целей(цели), признаетсянеформальной группой (организацией).

Отношения между членами такой группы формируются на основе личных симпатий. Члены группы связаны общностью взглядов, склонностей и интересов. Здесь нет списка членов коллектива, указаний на обязанности, согласованные роли.

Неформальные, или теневые, группы существуют в каждой организации. Они неизменно "вырастают" из дружеских отношений и отношений, не определяемых организационной схемой. Для организации важно, чтобы неформальные группы не доминировали.

Цена дружбы не имеет ничего общего с формальными отношениями и компетентностью, но их влияние на дело формальной организации может быть весьма существенным. И, когда задействовано большое количество людей, власть неофициальной группы заметно усиливается. Наиболее распространенное использование и злоупотребление этой властью вы­ражается в форме неофициального общения (так называемый "тайный" телеграф). Ни одни новости не передаются так быстро, как по неформальным каналам. Это один из способов, с помощью которого неформальная группа осуществляет свою власть (неформальная коммуникация).

Другой способ, которым пользуется неформальная группа для того, чтобы проявить свою власть, - это ее способность действовать или бездействовать. В практике управления имеется немало примеров, когда организации были поставлены "на колени" несанкционированным менеджментом (сюда не включаются забастовки, так как они санкционированы профсоюзом и носят законный характер).

Несанкционированное установление производственных норм - это один из путей, благодаря которому неформальные группы оказывают негативное влияние на людей. Вместе с тем некоторые организации могут быть спасены, так как неформальные группы могут работать более усердно, чем установлено нормами. Суть состоит в том, что неформальная группа может работать на то, чтобы продвигать вперед или тормозить развитие организации. Задачаменеджера состоит в том, чтоб минимизировать влияние этих групп и направлять в нужное русло их власть.

19. Управленческий труд в организации.

Считается, что эффективность работы в организации опре­деляется степенью и уровнем развития вертикального разде­ления труда. По сути, речь идет об организации труда руководителей по координации деятельности структурных подразделений и исполнителей.

Управленческий труд выделился в особую категорию общественного труда. Вследствие этого работа по управлению отделяется от неуправленческой работы, поскольку управление как вид деятельности присуще всякому совместному труду. В широком понимании управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформировать и достичь целей организации.

Т.е. управленческий труд - это вид общественного труда, основной задачей которого является обеспечение целенаправ­ленной, скоординированной деятельности, как отдельных участников совместного трудового процесса, так и трудовых коллективов в целом.

Можно выделить специфические особенности управленческого труда:

1) умственный труд работников аппарата управления, состоящий из трех видов деятельности:

организационно-административная и воспитательная работа (прием и передача информации, доведение решений до исполнителей, контроль исполнения);

аналитическая и конструктивная работы (восприятие информации и подготовка соответствующих решений);

информационно-техническая работа (документационные, учебные, вычислительные и формально-логические операции);

2) участие в создании материальных благ не прямо, а опосредованно (косвенно через труд других лиц);

3) предмет труда - информация;

4) средства труда - организационная и вычислительная техника;

5) результат труда - управленческие решения.

В зависимости от функциональной роли в процессе управления организацией выделяют: руководителей, специалистов и вспомогательный персонал.

Труд руководителей представляет собой наиболее высокую ступень управления. Они принимают решения по важнейшим вопросам деятельности организации, направляют и координируют работу низших звеньев.

Специалисты выполняют функции по подготовке и реализации управленческих решений, В их деятельности сочетаются функции управления и исполнения.

- Вспомогательный персонал (технические исполнители) осуществляет информационное обслуживание аппарата управления.

Лиц, занятых управленческой деятельностью, классифицируют и по другим признакам, в частности по составу и профи­лю возглавляемых ими коллективов, уровню и месту, занимаемому в системе управления. По данному признаку руководители могут быть высшего, среднего и низшего уровней.

20. Уровни управления в организации.

Несмотря на то, что все руководители организации выполняют управленческие действия, нельзя сказать, что все они занимаются одним и тем же видом трудовой деятельности. Отельным руководителям приходится затрачивать время на координирование работы других руководителей, которые в свою очередь координируют работу менеджеров более низкого уровня ит.д. до уровня руководителя, который координирует работу неуправленческого персонала - людей, физически производящих продукцию или оказывающих услуги.

Высший уровень управления организацией может быть представлен председателем Совета директоров (наблюдательным советом), президентом, вице-президентом, правлением. Эта группа управленческих работников обеспечивает интересы и потребности владельцев акций, вырабатывает политику организации и способствует ее практической реализации. В связи с этим в высшем руководстве можно выделить два подуровня: полномочное управление и общее руководство.

Руководители среднего уровня управления обеспечивают реализацию политики функционирования организации, разработанной высшим руководством, и отвечают за доведение более детальных заданий доподразделений и отделов, а также за их выполнение. Специалисты, входящие в эту группу, имеют, как правило, широкий круг обязанностей и обладают большой свободой принятия решений. Это руководители отделений, директора предприятий, входящих в состав организации, начальники функциональных отделов.

Низший уровень управления представлен младшими начальниками. Это руководители, находящиеся непосредственно над рабочими и другими работниками (не руководителями). Это могут быть мастера, бригадиры, контролеры и другие администраторы, ответственные за доведение конкретных заданий до непосредственных исполнителей.

Следует отметить, что на всех уровнях управления руководители выполняют не только чисто управленческие, но и исполнительские функции. Однако с повышением уровня руководства удельный вес исполнительских функций понижается, счеты показывают, что из высшем уровне исполнение занимает около 10 % общего бюджета времени менеджеров; на среднем - 50; на низшем - около 70 %).

Такое распределение общего бюджета времени связано с тем, что менеджеры всех трех уровней имеют две области заданий: задания по менеджменту и задания по специальности. Это значит, что руководитель любого уровня управления оп­ределенный процент времени тратит на принятие управленческих решений и определенный - на принятие решений по специальности.

С повышением уровня управления удельный вес заданий по специальности падает, а по менеджменту возрастает.

Каждое подразделение или отдельная должность, входящие в состав структуры управления, обладают определенными функциями. Их осуществление требует от участников управленческого процесса обладания определенными полномочиями, то есть совокупностью официально предоставленных прав и обязанностей са­мостоятельно принимать решения, отдавать распоряжения и выполнять действия в интересах организации.

Пределы полномочий определяются уставами, положениями, должностными инструкциями, устными указаниями и в общем случае сужаются сверху вниз.

21. Распределение управленческих полномочий в организации.

Сегодня ни один человек не в состоянии единолично решать все возникающие проблемы: их слишком много и они настолько специфичны, что требуют использования знаний и опыта многих людей.

В связи с этим руководителю приходится расщеплять свои полномочия и распределять их между подчиненными, что дает возможность освободиться от второстепенных дел и приблизить принятие решений к месту их реализации.

Распределение управленческих полномочий в организации может осуществляться двумя путями:

- на основе единоначалия и разделения полномочий. Это предполагает, что полномочия принимаются только из рук непосредственного руководителя, который затем без крайней нужды не вмешивается в деятельность исполнителя, а лишь контролирует его и при необходимости оказывает помощь.

Единоначалие является также принципом управления, в соответствии с которым недопустимо руководство через голову (известный из истории средних веков принцип феодального вассалитета гласит, что «вассал моего вассала - не мой вассал»), а также подчинение (за исключением специальных случаев) нескольким руководителям;

- на основе множественного подчинения и поглощения полномочий, когда вышестоящий руководитель (обычно собственник), передавая подчиненному полномочия, одновременно полностью сохраняет их за собой. Это позволяет ему в любой момент вмешиваться в действия сотрудников всех нижестоящих уровней управления, что в предыдущем случае считается недопустимым.

Распределение полномочий происходит сверху вниз по уровням управления. В результате их обладатели получают необходимые права для принятия самостоятельных решений по определенному кругу вопросов без их обязательного согласования с руководством.

При этом возникает своего рода лестница полномочий, ступеньками которой эти уровни являются. Она отражает иерархию (соподчиненность) полномочий, ранг каждого участника управленческой структуры. Ранг закрепляется в статусе субъекта и выступает как фактор социального неравенства.

Масштабы полномочий, концентрируемых на том или ином уровне иерархии, определяются:

1) характером решаемых проблем. Так, чем они важнее и разнообразнее, тем значительнее должны быть полномочия соответствующего уровня. В обратном направлении действует разделение труда, которое упрощает отдельные операции, позволяет их стандартизировать, а, следовательно, снижает потребность в до­полнительных полномочиях, необходимых для принятия решений;

2) развитостью системы коммуникаций. Если можно без труда связаться с руководством и получить необходимые указания, больших полномочий исполнителю не требуется;

3) личными особенностями исполнителей (опытом, образованием, рассудительностью). Чем они выше, тем полномочий может быть предоставлено больше;

4) морально-психологическим климатом в организации. Если он благоприятен, исполнителям предоставляется значительная самостоятельность, которой они не будут злоупотреблять.

Количественно масштабы полномочий характеризуются величиной ресурсов, которыми данный уровень управления может распоряжаться самостоятельно, без согласования с вышестоящим уровнем, и числом лиц, которые юридически должны выполнять принятые решения.

При распределении управленческих полномочий в организации исходят из:

- достаточности их для решения поставленных задач;

- увязки с полномочиями тех, с кем субъекту приходится взаимодействовать;

- обеспечения четкости линии полномочий, известности, от кого они исходят, кому передаются, и кто перед кем несет ответственность;

- обязанности исполнителя в их рамках самостоятельно решать все проблемы и нести полную ответственность за свои действия.

22.Общая характеристика организационных структур управления.

Структура управления отражает форму, т. е. строение, устройство субъекта управления, способ его внутренней организации, связи элементов субъекта между собой (порядок расположения, соподчиненность отдельных звеньев управленческого аппарата), позволяющие выполнять необходимые функции управления. Структура управления обеспечивает стабильность, устойчивость управляющей системы, благодаря чему она сохраняет свои свойства при из­менении внешних или внутренних условий. Структура управления предпри­ятием отражает объективно складывающиеся отношения управления в гра­ницах данной производственной системы. Управляющие системы имеют иерар­хическую структуру с распределением по вертикали функций, обязанностей, прав и ответственности.

Формой организации составляющих элементов предприятия как системы является его структура. Структура любого предприятия отражает упорядо­ченное расположение его элементов и форму их взаимосвязи, превращая дей­ствующую структуру в систему. Организационная структура необходима для управления различными об­ластями деятельности предприятия, а анализ преимуществ и недостатков различных подходов к построению системы управления позволяет сделать правильный выбор в пользу конкретной организационной структуры с уче­том состояния рынка и стратегии предприятия.

Структуры управления имеют организационную природу. Сущностные ха­рактеристики организационных структур управления предприятием раскры­ваются с помощью следующих основных понятий.

Структура управления определяется составляющими ее звеньями и иерархическими ступенями управления. Структура должна обеспечивать единство устойчивых связей между его составляющими и надежное функционирование системы в целом.

Звено управления — обособленное подразделение со строго определенны­ми функциями. В качестве звена управления может выступать отдельное подразделение, выполняющее часть функции управления, всю функцию управ­ления или совокупность функций управления. К понятию "звено" относят также и руководителей.

Ступень управления — это совокупность звеньев, находящихся на опре­деленном уровне иерархии управления.

Наряду с понятием структура управления используется понятие «департаментизация», которое означает процесс организационного обособления вы­полнения отдельных работ, то есть процесс деления предприятия на отдель­ные блоки (отделы, секторы, отделения), имеющие четко определенные кон­кретные задачи и обязанности.

Отношения между звеньями управления (департаментами) поддержива­ются благодаря связям (коммуникациям), которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные.

Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как пра­вило, одноуровневыми. Это связи кооперации и координации равноправных звеньев управления, главное назначение которых — оказывать содействие наиболее эффективному взаимодействию подразделений предприятия в про­цессе решения возникающих между ними проблем.

Вертикальные связи — это связи руководства и подчинения, необходи­мость которых возникает при иерархичности управления. Эти связи служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации.

Линейные связи — это связи подчинения по всем вопросам, с помощью которых руководитель реализует свои властные полномочия и осуществляет прямое руководство подчиненными.

Функциональные, связи — это связи подчиненности в пределах реализа­ции определенной функции управления. Имеют совещательный, рекоменда­тельный характер. Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений в пределах отдельных функций управления.

24. Иерархические структуры управления.

Иерархические структуры управления (их еще называют формальными, механистическими, бюрократическими, классическими, традиционными) харак­теризуются жесткой иерархией власти, формализацией используемых правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определенной ответ­ственностью в деятельности.

Критерий сравнения Иерархические структуры управления
Характеристика иерархии управления Жесткая иерархия. Уровни управления четко определены
Характеристика развития вертикальных и горизонтальных связей Сильно развиты вертикальные субординационные связи
Тип руководства Моноцентрический постоянный
Формализация применяемых правил и процедур осуществления управленческой деятельности Жесткая формализация правил и процедур
Формализация отношений управленческого персонала Узко определенные обязанности, права и ответственность
Разделение управленческого труда Узкая специализация деятельности. Жесткое и постоянное закрепление функций
Характеристика принятия управленческих решений Централизация принятия управленческих решений
Характеристика отношений персонала организации Формальные отношения, носящие официальный характер

Основные типы бюрократических структур:

Во-первых, линейная структура, основу которой составляют линейныеполномочия(а остальные играют вспомогательную роль).

Они концентрируются в руках одного лица, которое прямо воз­действует на объект управления. Такая структура существует в нескольких вариантах:

I) элементарная структурасуществует, как само­стоятельная в небольших двухуровневых организациях и как со­ставной элемент структур управления в средних организациях;

2) сложная линейная структурав чистом виде характерна для небольших многоуровневых организаций.

Линейная структура управления проста по своей сути, основным принципом ее построения является вертикальная иерархия, то есть подчиненность звеньев управления снизу доверху. При линейной структуре управления жестко осуществляется принцип единоначалия. Данный вид структуры характеризуется одномерностью связей, здесь получают развитие только вертикальные связи.

Эта структура управления используется в случаях, когда выполняемая работа проста и однообразна; владелец предприятия имеет возможность по­стоянно контролировать работу персонала. Она характерна для мелкого биз­неса.

Для функциональной структуры управления характерно создание структур­ных подразделений, каждое из которых имеет свою четко определенную, кон­кретную задачу и обязанности. В условиях данной структуры управления каждый орган управления, а также исполнитель специализируется на выполнении отдельных функций управленческой деятельности. При этом создается аппарат специалистов, отвечающих только за определенный участок работы. В основе функциональ­ной структуры управления лежит принцип полного распорядительства в пределах выполняемой функции.

Наши рекомендации