Этапы жизненного цикла организации

Рождение (от зарождения предпринимательской идеи до государственной регистрации и начала функционирования предприятия) – этот период характеризуется тем, что менеджеры проявляют активность, работоспособность, готовность рисковать; продукция отличается новизной, но деятельность пока имеет малые масштабы.

Цель деятельности – обеспечение выживания.

Задачи деятельности:

· проникновение на рынок;

· обеспечение в достаточных объемах капитальных вложений для начала деятельности организации

Детство – в этот период предприятие характеризуется ростом масштабов деятельности, стабилизацией расходов и ассортиментной структуры продукции.

Цель деятельности – получение кратковременной прибыли.

Задачи деятельности:

· укрепление положения на рынке и его отдельных сегментах;

· обеспечение безубыточной деятельности

Юность – характеризуется налаживанием хозяйственных связей, стабилизацией управленческой структуры, повышением роли специалистов и в то же время зарождением конфликтов в команде.

Цель деятельности – ускоренный рост объемов продаж и прибыли.

Задачи деятельности:

· захват своей части рынка,

· существенное расширение целевых сегментов рынка;

· инвестирование развития на основе самофинансирования;

· обеспечение стабильного роста прибыли на оптимальном уровне

Зрелость – для этого периода характерно проникновение в новые производственные сферы, появление бюрократии, нарастание самодовольства и самоуспокоенности.

Цель деятельности – формирование имиджа предприятия и сбалансированный рост.

Задачи деятельности:

· укрепление положения предприятия на освоенном рынке,

· ориентация на отраслевую диверсификацию деятельности с целью поддержания высокого уровня конкурентоспособности;

· обеспечение поддержки уровня прибыльности на оптимальном уровне

Старение – характеризуется увеличением бюрократии предприятия, трудностями в освоении новых идей, падением прибыли.

Цель деятельности – сохранение позиций.

Задачи деятельности:

· частичное уменьшение объемов производства;

· свертывание деятельности;

· обеспечение финансовой устойчивости

Возрождение – характеризуется обновлением управленческих кадров, перестройкой структуры производства и управления, обновлением продукции.

Цель деятельности – оживление (поиск дополнительных импульсов деятельности предприятия).

Задачи деятельности:

· существенное обновление форм, видов и направлений деятельности (техническое перевооружение; новые поставщики; внедрение новых технологий);

· обеспечение условий для роста прибыльности;

· привлечение значительных объемов инвестиций

Управление по целям

В современных условиях одним из наиболее распространенных механизмов использования экономических и административных рычагов является управление по целям.

& В 50-е годы Питер Друкер сформулировал суть менеджмента таким образом: управление – это не пассивное реагирование на внешние импульсы, а развитие компании на основе постановки и достижения целей. Он практически воплотил свою идею в концепции управления по целям (management by objectives, или MBO). В то время менеджеры концентрировались в основном на процессах и функциях, и мнение П.Друкера о том, что менеджмент должен начинаться с определения целей и только после этого переходить к функциям, процессам и взаимодействиями, было новым и непривычным.

Управление по целям – подход, в соответствии с которым каждый работник организации имеет четкие цели, что обеспечивает достижение целей управленцев всех уровней и общих целей организации.

Смысл данного подхода состоит в вовлеченности всего персонала компании в процессы постановки и достижения целей. В рамках управления по целям предполагается, что каждый сотрудник четко знает свою цель и ее соответствие корпоративным целям, а не просто выполняет указания высшего руководства. А менеджеры всех отделов или секторов активно участвуют в постановке целей своего подразделения и несут ответственность за их достижение.

Процесс управления по целям осуществляется в несколько этапов:

1. Постановка целей. На этом этапе руководители всех уровней разрабатывают цели для своих подразделений, для себя лично и для подчиненных. Причем подчиненные должны принимать активное участие в выработке своих целей. Для этого проводятся совещания, на которых осуществляется двухсторонний обмен информацией и подчиненные не только должны уяснять поставленные цели, но и сообщить руководителям, что им требуется для достижения поставленных целей. Таким образом, цели каждого подчиненного должны способствовать достижению целей его руководителя и формулироваться по его вкладу в достижение успеха всего подразделения, частью которого он является.

2. Планирование действий осуществляется в несколько этапов:

· определение основных заданий и мероприятий, необходимых для достижения целей;

· установление взаимосвязей между основными видами деятельности и определение последовательности их выполнения;

· делегирование соответствующих полномочий для выполнения каждого вида деятельности;

· оценка затрат времени на выполнение каждой операции;

· определение ресурсов, необходимых для каждой операции;

· проверка сроков и корректировка планов действий, если возникают трудности в реализации запланированного.

3. Проверка и оценка работы осуществляется через определенный период с целью установления уровня достижения целей, выявления причин возникших отклонений, вознаграждения за эффективную работу.

4. Контроль и корректировка результатов. Корректирующие мероприятия разрабатываются при условии, если не были достигнуты цели и не выявлены причины этого.

С целью формирования целей работы руководителей используют следующую форму:

Управление по целям базируется на взаимосвязи команд разных уровней, иерархии целей, стандартов, норм и отчетности. С помощью этого управленческого инструмента цели организации преобразуются в рабочие задания и планы продаж. Работа всех сотрудников координируется и оценивается по числовым показателям, которые являются сердцевиной и движущейся целью традиционной практики управления.

Управление по целям связано с реализацией программно-целевого подхода к управлению.

Программно-целевой подход основан на разработке целевых программ для реализации конкретных проектов. Этот подход не является универсальным, потому что программы обычно разрабатываются для глобальных проектов организаций, а также в случае необходимости осуществления межотраслевых и межрегиональных связей.

При формулировании целей следует различать точечную и проектную формулировку.

Точечная часто используется при постановке тактических и оперативных целей в виде определенных качественных и количественных показателей. Стратегические цели высшего уровня могут задаваться в качественном виде и определять общие направления развития предприятия. Эти цели задают и траекторию движения, которая и понимается как реализация данной цели.

Целям присущи такие качества, как соподчиненность, развёртываемость и соотносительная важность.

1. Соподчиненность выражается в том, что стратегические цели обуславливают тактические, а перспективные цели предшествуют средне- и краткосрочным целям.

2. Развертываемость выражается в том, что более общая цель (по содержанию, по времени или по уровню) конкретизируется несколькими более частными целями.

3. Соотносительная важность целей заключается в том, что отдельные цели имеют неодинаковое значение, «разную оценку», что позволяет ранжировать цели, устанавливать приоритет, выделять наиболее важные.

Соподчиненность, развертываемость и ранжирование целей легли в основу особого метода упорядочивания целей – «дерево целей», которые дает графическое представление взаимосвязи и соподчиненности целей. При этом сложные или комплексные цели разделяются на ряд менее сложных, те на более простые и т.д.

Этапы жизненного цикла организации - student2.ru Значение разработки дерева целей:

· позволяет систематизировать запись всех элементов достижения главной цели;

· позволяет выявить необходимые задачи и отклонить ненужные;

· оценить вероятность достижения целей в соответствии с ресурсами;

· установить приоритетные цели;

· определить конкретных исполнителей, характер и объем работ.

Методологические положения, необходимые для построения дерева целей:

· ясность и четкость формулировки целей без производственных толкований;

· цели каждого уровня должны быть сопоставимы по масштабу и значению;

· формулировка цели должна обеспечить возможность количественной оценки или качественной степени достижения целей;

· принцип полноты редукции построения дерева целей. Это значит, что каждая цель данного уровня должна быть представлена в виде целей следующего уровня таким образом, чтобы совокупность (конъюнкция) по цели полностью определяла понятие исходной цели. Понятие конъюнкции выражается союзом «и». Исключение хотя бы одной подцели лишает полноты исходную цель и меняет ее содержание.

К методическим приемам, обеспечивающим полноту редукции, является непрерывность, последовательность разложения целей. Необходимо стремиться, чтобы между понятием цели и ее подцелями нельзя было поместить промежуточное понятие. Признаком завершения построения «дерева целей» является формулировка таких понятий, которые отражают альтернативные способы достижения целей. Они уже не являются целями, т.е. здесь появляется вариантность – возможность выбора 1 или другого способа (выражается союзом «или» - дизъюнкция). Построение «дерева целей» позволяет провести некоторую оценку их относительной важности и значимости. Такая оценка может быть выражена в ранжировании целей. Каждой цели приписывается порядковый номер, устанавливающий ее относительную важность для достижения соответствующей цели более высокого уровня. Другой вариант - нормирование целей по удельному весу, показывающему значимость данной цели. Ранжирование целей осуществляется на основе метода экспертных оценок. Важное значение имеет подбор экспертов и процедура выведения на основе их индивидуальных оценок общей усредненной оценки целей.

Оценки цели могут служить:

1) ориентиром при установлении важности достижения целевых ориентиров;

2) при установлении последовательности их корректировки;

3) при разработке программ и распределении ресурсов.

«Дерево целей» строится графически в виде прямоугольников и окружностей с надписями внутри, с обозначением взаимосвязей с ними на разных уровнях – это является первой стадией.

Далее необходимо обеспечить количественное выражение целей. По существующей методике осуществляется декомпозиция, т.е. разбиение главной цели на частное, а частные цели на подцели до более низкого уровня и т.д. до мероприятий. Т.о. цели одного уровня могут быть средствами достижения целей более высокого уровня.

Нижний уровень «дерева целей» - это мероприятия.

В результате построения «дерева целей» отсекаются лишние мероприятия и их набор становится более оптимальным, чем при формировании целей обычными методами.

Общая цель, находящаяся в вершине графа, должна содержать описание конечного результата.

 
  Этапы жизненного цикла организации - student2.ru Этапы жизненного цикла организации - student2.ru Этапы жизненного цикла организации - student2.ru Этапы жизненного цикла организации - student2.ru Этапы жизненного цикла организации - student2.ru

Наши рекомендации