Классический, эпический или брахмано-буддийский период (500 до н. э.
Предмет философии, ее важнейшие проблемы и функции.
Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:
• онтология (учение о бытии);
• гносеология (учение о познании);
• человек;
• общество.
первые 3 — это фундаментальные вопросы философии по версии Имануила Канта:
1.Что я могу знать?
2.Что я должен делать?
3.На что я могу надеяться?
А четвертая проблема философии - «что есть человек?» — это сума трех предыдущих, как считают многие исследователи и авторы сайтов. Именно этот вопрос, по моему, есть главным и наиболее широким, поэтому свой список философских проблем я оформил на основе проблемы человека в философии, о которой я упоминал в начале списка особенностей философии.
Итак, вот он, долгожданный список проблем на основе проблемы человека в философиии главного вопроса: «что есть человек?»:
1. Проблема самосознания — одна из фундаментальных философских проблем, решение которой предполагает формирование колективно-приемлимого идеала внутреннего мира человека и его места во внешнем мире.
2. Проблема «Человек-Общество» — это вопрос о состоянии человека в обществе и отношению последнего к нему. Решение этой проблемы философии, опять же, в построении идеала, но на сей раз общественного, чем активно занимались философы от Платона и Конфуция до ныне.
3. Проблема смысла жизни — наверное, самая популярная философская проблема в истории человечества неимеющая объективного решения, да и нужно ли оно? Думаю, об этом мы поговорим в следующих постах.
4. Проблема экспликации (выявления) универсалий — страшные слова =), но на самом деле, как по мне, это наименее важная проблема, хоть многие и не согласятся. Собствено, это проблема выявления общих категорий, которые составляют основу всякой логики.
Функции:
1) мировоззренческая - с помощью философии у человека формируется мировоззрение.
2)Теоретико-познавательная - философия познает мир, вырабатывает новые знания.
3) Ценностно-ориентационная - философия анализирует ценности и ориентирует человека на них.
4) Интегративная - философия соединяет все знания и опыт, накопленные человеком в единую картину мира.
5) Критическая - критически анализирует происходящие явления в чем-то (полит, эконом. мире, личности и тд)
6)Прогностическая - философия анализирует соц. происш. и предсказывает всякую
7) аксиологическая – соц., нравственные, эстетические ценности.
8)методологическая – применение определенных методов, позволяющих получить определенные знания.
Философия Древней Индии
Индийская философия, в основном, сконцентрирована на высшей реальности.
Основные характеристики - страдание, спасение и высшая реальность, политеизм и пантеизм (много богов).
Основа – ВЕДЫ («знание»). Развитие (3 периода):
1. Ведический период (1500—500 гг. до н. э.):
· составлены Веды –гимны и тексты, в которые заложено множество богов, легенд, мифов, составлялись в течение столетий
· написаны Упанишады (“сидящий около”, предполагает связь учителя с учеником как способ передачи знаний), или Веданта (окончание Вед). В “Упанишадах” – учение об атмане и брахмане
· в основе космоса лежит вечно сущее- Брахман- понятие, обозначающее безличный, индифферентный абсолют, из которого развилась вселенная
· Атман – центральное понятие, вечное внутреннее ядро индивида
· Карма - теория о переселении душ, о сказывающемся впоследствии действии хороших и дурных поступков. Обуславливает новое существование живого существа
· Сансара - кругооборот повторяющихся рождений. Спасение – аскетизм (самоограничение, самоотвержение, исполнение трудных обетов)
· 4 варны (сословия): брахманы – жрецы; кшатрии – цари, воины; вайшья – купцы, крестьяне, ремесленники; шудры – низшее сословие. Переход невозможен
Классический, эпический или брахмано-буддийский период (500 до н. э. — 1000 н. э.)
Интерес к этическим проблемам. Развиваются школы философии под названием даршаны.
Неортодоксальные даршаны (отрицание вед):
Будди́зм(«Учение Пробуждённого») — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в юго-восточной Азии на основе идей Будды Шакьямуни. Жизнь – чреда страданий. Цель – избавить человека от страданий. Для этого – минимизировать потребности и страсти => уход в себя (спокойное отношение к жизни). Равенство – через духовное совершенствование.
Джайнизм («победитель») — религиозно-философское учение, которое отрицает авторитет вед и превосходство наследственной касты священников. Основе - абсолютное уважение к жизни, а также отрицание насилия (Ахинса). Все души равны => должны быть в равной мере защищены. Цель - освободится от колеса жизни (сансары) через правила жизни, определенные Джайной (3 алмаза): правильная вера, правильное учение, правильное поведение. 5 заповедей: Не убивать, не лгать, не воровать, воздержание, отрицание любых земных наслаждений и вещей.
Ортодоксальные даршаны (основаны на ведах):
Миманса («разъяснение» ведийского текста о жертвоприношениях). Центральная цель — разъяснение природы дхармы, понимаемой как обязательное исполнение набора ритуалов, выполняемых определенным образом. Природа дхармы не доступна для рассуждения или наблюдения, и должна быть основана только на авторитете Вед, считающихся вечными и непогрешимыми.
Веданта (завершение «Вед») Учит о возникновении мира из Брахмана; отдельные души через познание или любовь к Богу — бхакти — автоматически достигают спасения - единения с Богом, не сливая с ним. Дает текстам новое толкование, которое расценивает прежнее учение о реальном превращении Брахмы лишь как низшую ступень истины, как видимость истины; в действительности все многообразие есть иллюзия (майя), отдельные души идентичны неизменной Брахме.
Санкхья («разумное взвешивание», «перечисление») В мире действуют два начала: пракрити (материя) и пуруша (дух). Цель философии санкхьи — отвлечение духа от материи. Проповедует атеистический плюрализм: первовещество только по видимости связано со своего рода душой-духом; преодоление этой иллюзии гарантирует освобождение.
Йога (напряжение, тренировка) есть практика созерцания; теоретическая основа - санкхья, однако ею признается и личный Бог (добавление божественного). «Йога — это обуздание изменчивости ума».
Ньяя (правило, логика) — реалистическая философия (теория, согласно которой вещи, объекты внешнего мира, существуют независимо от всякого познания, от отношения к уму), основывающаяся главным образом на законах логики. Её базовый текст — «Ньяя-сутры». Учение о формах мышления, разработавшее пятичленный силлогизм.