Философские задачи, проблемы и категории.

Основы Философии

Учебное пособие для учащихся

Брест 2008

Данное учебное пособие составлено преподавателем УО «Брестский государственный политехнический колледж» Черенович Д.В.

Рассмотрено на заседании цикловой комиссии социально-гуманитарных дисциплин,

Протокол № 1 от 29.08.2008 года,

Председатель Братковская О.А.

Утверждено заместителем директора по учебной работе Ратниковой Н.В.

Содержание:

Тема 1(1): Введение. Что такое философия? 4-6
Тема 1(2): Философия в системе мировоззрения 7-9
Тема 2(1): Философия древнего Востока. Античная философия 10-14
Тема 2(2): Средневековая философия. Философия эпохи Возрождения 15-19
Тема 2(3): Философия Нового времени и эпохи Просвещения. Философия XIX –н.XX вв. 20-24
Тема 3(1): Фундаментальные понятия онтологии 25-29
Тема 3(2): Онтологические атрибуты сущего 30-34
Тема 3(3): Бытие человека в мире 35-40
Тема 4(1): Фундаментальные принципы и понятия гносеологии 41-43
Тема 4(2): Структура и динамика познавательного процесса 44-49
Тема 4(3): Познание, человек, общество 49-53
Тема 5(1): Проблема человека в философии и науке 53-60
Тема 5(2): Философские концепции антропосоциогенеза 60-67
Тема 5(3): Современная философская антропология 67-70
Тема 6(1): Общество как социальная система 70-74
Тема 6(2): Динамика взаимодействия элементов социальной системы 75-77
Тема 6(3): Типология обществ 78-81
Тема 7(1): Деятельность как способ человеческого бытия 82-87
Заключение
Исторические типы философии (таблица) 89-90
Вопросы и задания к практическим занятиям 91-98
Вопросы к ОКР 99-100
Литература

Тема 1(1): Введение. Что такое философия?

Учебные цели:

Знать: понятия: философия ,двуединая задача философии ,основной вопрос философии, категории философии, предметная область философии, генезис философского знания, проблемы философии, функции философии, структура философского знания.

Характеризовать: специфику философии как социокультурного феномена; основные философские проблемы и категории; связь философии с жизнью.

Анализировать и интерпретировать: соотношение философии с наукой; роль философии в истории культуры.

Вопросы:

1.Что такое философия? Проблема начала философии. Философские задачи, проблемы и категории.

2.Место философии в системе наук.

3.Функции философии.

4.Структура философского знания.

1.Что такое философия? Проблема начала философии.

Философские задачи, проблемы и категории.

Философия (от греч.phileo – люблю, sophia – мудрость) - любовь к мудрости.

Это понятие многозначно:

Философия – это исторически изменяющаяся система фундаментальных идей; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру и его месте и роли в этом мире.

Философия – это форма общественного сознания, учение об общих принципах бытия и познания; наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Философия – наука о всеобщем. ( Г.Гегель).

Философия – система «рациональных знаний и понятий». ( И.Кант).

Философия – методологические принципы какой- либо науки (например, философия языкознания; философия истории).

Философия – отвлечённые разговоры, рассуждения по какому-либо поводу.

Генезис философии:

Впервые слово философия употребил Пифагор (580-500 г.г. до н.э.). Ввёл в оборот Платон (427-347 г.г. до н.э.). Со времён Сократа (470 – 399 г.г. до н.э.) философия ставит перед собой двуединую задачу – исследование мира и человека в их взаимосвязи, взаимоотношении.

Возникновение философии – величайшая революция в сознании людей, попытка объяснить мир с помощью разума. Ведь что было до философии? Человек интересовался миром, но был ли он в состоянии его объяснить? Долгое время действительность отражалась в сознании людей в основном в виде мифов, т.е. в фантастической форме.

Предметную область философии чётко обозначил великий немецкий философ 18 века И.Кант. По его мнению философия должна решить следующие проблемы:

1.Что я могу знать? ( вопрос о том, что может знать человек, каковы пределы (границы) его разума, как ему распорядиться своим знанием?).

2.Что я должен делать? (вопрос о том, чего не должен делать человек ни при каких условиях и если суть человека в его деяниях, то главное масштаб или смысл деятельности?)

3.На что я смею надеяться?( может ли человек надеяться насобственный труд, разум, волю, поддержку людей или лучше надеяться на Бога, внеземные цивилизации и т.д., тем более, что исход многих человеческих начинаний весьма неопределёнен?).

4.Что такое человек? ( уникальное создание Вселенной или ошибка природы, обречённая на гибель?).

Именно последний вопрос многие философы считали и считают основным вопросом философии. Другие представители философской мысли (преимущественно классической философии) основным вопросом всей философии считали вопрос: « Что первично? Материальное или духовное? И познаваем ли мир?

Итак, основные проблемы философии:

- проблема мира (объекта), его первоосновы: что первично? материальное или духовное?

- проблема человека (субъекта): что такое человек?

- проблема отношения человека к миру: познаваем ли мир?

Категории философии – предельные характеристики мира: бытие, небытие, субстанция, материя, сознание, пространство, время, движение, развитие, природа, общество ,истина, человек.

Наши рекомендации