I. виды, формы и направления организации самостоятельной работы студентов
II. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ДНЕВНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
ВСЕХ НЕФИЛОСОФСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ………....15
2.1. План-график выполнения СРС…………………...……..17
2.2. Вопросы для контрольной работы…...…………………19
2.3. Программные вопросы к зачету………………………...22
2.4. Программные вопросы к экзамену……..……………….24
2.5. Рекомендуемая литература……………………………...27
2.6. Базисные темы для самостоятельного изучения (методические рекомендации к их изучению)…………………97
Методические рекомендации к семинарским
занятиям и творческие задания …………………….…...177
2.8. Тематика рефератов и докладов……………………….277
2.9. Варианты тестов……………………………………..….292
Заключение ……………………………………………..351
Будь мыслителем. Умей думать читая и читать думая.
Будь искателем и пытливым добывателем знаний.
Мышление – это самый сложный труд.
Знания даются для того,
Чтобы ты умел добывать новые знания.
И. Гёте
ВВЕДЕНИЕ
Обучение в вузе невозможно без навыков самостоятельной работы, без устойчивого стремления к постоянному пополнению, обновлению и совершенствованию знаний в процессе самостоятельной работы, в ходе которой студент должен научиться:
· выделять познавательные задачи и выбирать способы их решения;
· выполнять операции контроля за правильностью решения поставленной задачи;
· совершенствовать навыки реализации теоретических знаний.
Данное учебно-методическое пособие предоставит студентам возможность познакомиться с многообразием направлений философского творчества, с разнообразием мировоззренческих установок, сформированных в прошлом, но не менее актуальных и для современного человека, особенно того, кто стремится свободно и самостоятельно определять свою мировоззренческую позицию.
По базисным темам курса даны основополагающие положения, раскрывающие отношение человека к миру в свете различных исторически сложившихся способов философствования; предлагаются вопросы, на которые необходимо обратить особое внимание, осваивая материал лекций и учебников, включенных в перечень основной литературы курса.
Изучая данный курс, студент должен не только проследить основные исторические вехи развития философской мысли, но и уметь грамотно выражать и обосновывать подходы к философским проблемам, использовать соответствующие термины и категории. В конце каждой темы приведен минимум понятий, рекомендованных для изучения темы.
В учебно-методическое пособие включен перечень тем контрольных работ (выполняемых студентами в конце семестра) и первоисточники, подобранные в строгом соответствии логике ключевых положений и основных вопросов, предложенных при изучении курса.
Согласно новой образовательной парадигме независимо от специализации и характера работы любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности. Две последние составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.
Изучение философии студентами рекомендуется в ходе серии лекций, семинарских занятий и самостоятельной работы в читальном зале библиотеки университета. На семинарах рекомендуется заслушивать устные выступления студентов, обсуждение докладов по проблемам современной и классической философии, дискуссии, решение проблемных логико-философских задач. Наиболее удобной формой промежуточного контроля является тестирование. Текущий контроль осуществляется с помощью устных ответов студентов и письменных работ (контрольных работ) на семинарских занятиях. Рекомендуется использовать и такую форму самостоятельной работы студентов как рефераты.
Структура и содержательные акценты данного курса ориентированы на систематическое образование в области философских знаний и формирование высокой гуманитарной культуры. Эта основная цель определила следующие задачи курса:
1. Серьезное усвоение историко-философского материала.
2. Осмысление природы научно-технического прогресса, роли философии в современной культуре и ее гуманистических функций.
3. Комплексный анализ глобальных проблем современности и перспектив развития человека, особенностей его бытия в мире.
4. Формирование у студентов навыков творческой интерпретации важнейших современных проблем, стимулирующей самостоятельный мыслительный поиск.
5. Развитие у студентов представлений о своеобразии философского миропонимания, месте и роли философии в культуре, ее значения в обосновании бытия мира и человека, смысла его жизни, ответственности за сохранение жизни человечества, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и к самому себе.
Духовные усилия человека всегда были связаны с реализацией себя, с поиском самоопределения в изменяющихся условиях его жизни. Отсюда постоянный глубокий интерес к исследованию бытийности человека, основаниям его устойчивого существования. В изучаемом курсе философии внимание акцентируется на развитии философско-антропологических идей, их связи с духовно-нравственным и общекультурным опытом каждого исторического периода развития человечества. Определяющей особенностью учебного курса является осуществление проблемного подхода к изучению философии от истоков до наших дней. Это создает возможность решить следующие учебные задачи:
1. Избежать расхожих представлений о том, что философия есть некая система «готового знания», которую можно выучить без учета тех условий, при которых философская мысль становится состоянием «живого сознания», способом созидания человеком себя в мире;
2. Привлечь внимание к самой природе философского мышления, показать, что философствование не есть акт беспредметного теоретизирования, а насущная потребность человека в понимании смысла жизни, определении своего предназначения, своего места в мире;
3. Выработать навыки и умения актуализировать идеи философов (изложенные в текстах), проникать в те мысленные состояния прошлого, которые выражали напряженные усилия творческого поиска, подчиняя все это развитию способности самостоятельного мышления студента;
4. Ознакомить студентов с культурно-историческими условиями и необходимостью возникновения и постановки философских проблем, возможностью соразмерять остроту тех задач, которые ставились и решались в прошлом, и тех, которые решаются сегодня.
5. Развивать умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем, овладевать приемами ведения дискуссии, полемики и диалога.
В данном учебно-методическом пособии студентам предложены следующие формы индивидуальной работы:
а) написание рефератов (темы прилагаются). Студентам, успевающим по всем учебным дисциплинам на «отлично» и «хорошо», предоставляется возможность написать по избранной теме реферат и затем защитить его вместо экзамена. При изучении курса философии это имеет особое значение. Во-первых, приобретаются навыки письменной самостоятельной работы, которые необходимы при выполнении курсовых и дипломных работ, во-вторых, создается возможность хорошей проработки текстов философских произведений, их анализа, т.е. изучения текста как основы гуманитарного образования.
б) подготовка докладов для различных форм семинарских занятий (проблемных обсуждений, предметного моделирования, дискуссий, семинаров-конференций).
Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
I. ВИДЫ, ФОРМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
1.1. СПЕЦИФИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ»
В вузе существуют различные виды самостоятельной работы:
- подготовка к семинарским занятиям, зачетам, экзаменам;
- выполнение рефератов, подготовка докладов, индивидуальных заданий, конспектирование, аннотирование, аналитические литературные обзоры, критические рецензии и т.д.
- написание курсовых работ, бизнес-планов и проектов;
на заключительном этапе обучения выполнение дипломного проекта или магистерской диссертации.
Кроме того, в вузах существуют две общепринятые формы самостоятельной работы:
традиционная, т.е. собственно самостоятельная работа студентов, выполняемая самостоятельно в произвольном режиме времени в удобные для студента часы;
аудиторная самостоятельная работа под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения задания можно получить консультацию, так называемая консультативная самостоятельная работа.
Самостоятельная работа способствует:
- углублению и расширению знаний;
- формированию интереса к познавательной деятельности;
- овладению приемами процесса познания;
- развитию познавательных способностей.
Именно поэтому она становится главным резервом повышения эффективности подготовки специалистов.
Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя протекает в форме делового взаимодействия: студент получает непосредственные указания, рекомендации преподавателя об организации самостоятельной деятельности, а преподаватель выполняет функцию управления через учет, контроль и коррекцию ошибочных действий.
Самостоятельная работа должна систематически контролироваться преподавателями. Основой самостоятельной работы служит научно-теоретический курс, комплекс полученных студентами знаний. При распределении заданий студенты получают инструкции по их выполнению, методические указания, учебно-методические рекомендации, пособия, список необходимой литературы.
Рассмотрим основные направления организации самостоятельной работы. Сложившиеся образовательные формы учебной деятельности студентов в вузе – лекции, семинарские занятия – обусловливают формы самостоятельной работы и виды домашних заданий. Система контроля также закладывает основы для ее ориентации.
На вводной и установочной лекциях студентам рекомендуется литература и разъясняются методы работы с учебником и первоисточниками, раскрывается проблематика темы, логика овладения ею, дается характеристика списка литературы, выделяются разделы для самостоятельной проработки. Семинарские задания должны быть рассчитаны на совершенствование умений поиска оптимальных вариантов ответов.
Самостоятельная работа выполняется с использованием опорных учебно-методических материалов, способствующих корректированию работы студентов и совершенствованию её качества.
Для правильной организации самостоятельной работы самоподготовка имеет решающее значение для развития самостоятельности как одной из ведущих черт личности специалиста с высшим образованием и выступает средством, обеспечивающим для студентов:
- сознательное и прочное усвоение знаний по предмету;
- овладение способами и приемами самообразования;
- развитие потребности в самостоятельном пополнении знаний.
Она развивает у студентов такие качества, как а) организованность, дисциплинированность, инициативность, волю; б) вырабатывает мыслительные умения и операции (анализ, синтез, сравнение, сопоставление и др.); в) учит самостоятельному мышлению, позволяет сформировать свой собственный стиль работы, наиболее полно соответствующий личным склонностям и познавательным навыкам студента.
Одной из важных задач обучения студентов технологии познавательной деятельности является формирование у них умения самостоятельно контролировать иоценивать результаты своей учебной работы и на этой основе управлять процессом овладения знаниями. Самоконтроль является одним из ценнейших качеств личности.
Проверка самого себя включает:
- умение следить за собой: за своим поведением, речью, действиями и поступками, понимая при этом всю меру ответственности за них;
- умение контролировать степень понимания и степень прочности усвоения знаний и умений, познаваемых в учебном заведении, в коллективе, дома;
- умение критически оценивать результаты своей познавательной деятельности, вообще – своих действий, поступков, труда (самооценка).
Способы самоконтроля могут быть следующими:
- перечитывание написанного текста; сравнение его с текстом учебной книги;
- повторное перечитывание материала с продумыванием его по частям;
- пересказ прочитанного;
- составление плана, тезисов, формулировок ключевых положений текста по памяти;
- рассказывание с опорой на иллюстрации, опорные положения;
- участие во взаимопроверке (анализ и оценка устных ответов, практических работ, сочинения-рецензии и т.п.).
Данное учебно-методическое пособие имеет целью оказать помощь студентам в изучении курса философии, способствовать осуществлению выработки у них умений и навыков на практике использовать ее основные положения. Учебно-методическое пособие в краткой форме излагает базисные темы курса «философия», основные философские понятия и категории, а также основы контроля.
Значение изучения философии для студента чрезвычайно велико. Это, прежде всего, определяется необходимостью сознательного применения базисных знаний по философии по отношению к любой профессиональной деятельности, как в теоретическом плане, так и прикладном. И повышения уровня философской культуры мышления.
Самостоятельная работа по философии на начальной стадии может проходить в разной последовательности. Сначала студент внимательно знакомится с одним литературным источником и пишет, например, критическую рецензию. Здесь он учится читать научную литературу. После этого он проверяет факты, излагаемые в рецензируемой работе, анализирует. Оценивает содержание рецензируемой работы. В конечном итоге написание письменного отчета (доклада, реферата и т.д.) по проделанной работе учит грамотно излагать результаты.
Следующим шагом может быть знакомство студента с другими работами по данной теме и написание аналитического литературного обзора. Здесь формируются навыки работы с каталогами, навыки логического анализа состояния проблемы по литературным данным, навыки упорядочения суждений и их ясного изложения.