Диалектика и метафизика как исторические методологические традиции. Их современное состояние и роль в науке

ФИЛОС,СЛОВАРЬ:

  ДИАЛЕКТИКА — от греч.: искусство вести беседу, спор — учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. — философская теория, метод и методология научного познания и творчества вообще; — содержание определенного мировоззрения; — выполняет теоретическую, мировоззренческую и методологическую функции; Основные принципы диалектики: — 1) всеобщая связь; — 2) становление; — 3) развитие; опираются на всю исторически сложившуюся систему категорий и законов; Диалектическое мышление — определяется уровнем развития общественной практики и степенью познания диалектики бытия; — восходит к древней культуре Востока, достигая более зрелой формы в античности. История диалектики: — уже уГераклитаимеет место диалектика, как понимание мира в его вечном становлении, движении, в единстве противополож-ностей; — Зенон Элейскийвпервые выдвинул противоречивость понятий движения и вообще отдельных форм бытия; наличие стихийно-диалектических идей у атомистов — Левкиппа, Демокрита, Эпикура, Лукреция; — отрицательная диалектика софистов — обнаруживает диалектичность мышления, с одной стороны, с другой — гипертрофирует относительность человеческого знания, приводит к крайнему скептицизму; — у Сократа диалектика — искусство спора — достижение истины путем противоборства мнений; — у Платона — диалог, основанный на операциях расчленения и связывания понятий, определяемых посредством вопросов и ответов и ведущих к истинному определению понятий — на этой основе сведение знания относительно сущего к истинно сущему — сведение противоречивых частностей в цельное и общее — развиваются категории движения, покоя, различия, тождества, бытия; — Аристотель превращает идеи Платона в единичные формы вещей, присоединяя к этому учение о потенции и энергии идей; — стоики (Зенон из Китиона, Клеан, Хрисипп) — расширили трактовку диалектики на основе анализа языковых категорий; — неоплатонизм (Плотин, Прокл, др.) — развивал диалектическую трактовку иерархии бытия — единое, его числовая раздельность, качественная наполненность первочисел, переход идей в становление, раздвоение абсолютно неразличимого единого, взаимоотражение субъекта и объекта в познании, вечная подвижность космоса — Но: МИСТИЦИЗМ; — средние века — перенос диалектической проблематики в сферу теологии — элементы диалектики в пантеизме (Бог — принцип самодвижения сущего) — Н.Кузанский: учение о вечном движении, совпадении противоположностей, максимума и минимума — Бруно: идея единства противоположностей; — Новое время — Декарт: идея неоднородности пространства — Спиноза: диалектическое понимание субстанции (природы) как «причины самой себя», идея диалектичности необходимости и свободы — Лейбниц: учение о самодвижущихся субстанциях (монадах), подошел к идее единства пространства и времени, связи прошлого и настоящего; — Классическая немецкая философия — развитие на идеалистической основе целостной концепции диалектики — Кант: диалектика как средство разоблачения иллюзий человеческого разума, стремящегося к абсолютному знанию; критическая диалектика; — у Гегеля — наиболее близкий современному вариант диалектики — умение отыскивать противоположности в самой действительности — вершина классической идеалистической диалектики — представил весь природный и духовный мир в виде процесса, движения и развития (Энгельс) — дал картину общих форм движения — представило развитие как переход от абстрактного к конкретному, как переход явления из одного качественного состояния в другое, осуществляющийся на основе выявления и разрешения противоречий — развитие трактовал как саморазвитие абсолютного духа (от бытия к сущности, а от сущности к понятию) — у каждой ступени развития выделял свой принцип — модель своей диалектики видел не в реальности, а в отражающем ее мышлении — противоречия диалектики Гегеля и данных естествознания (теория развития в геологии (Ч.Лайель), эволюционные идеи Ламарка, космогонические идеи Канта и Лапласа, др.); — идеи русских революционных демократов — Герцена, Белинского, Чернышевского — приложение диалектического принципа к прогрессивному развитию общества; — Марксистская диалектика — дает всеобъемлющий синтез принципа материализма и диалектики на основе последовательного обобщения общественной практики, данных общественных наук и естествознания — разрабатывает систему диалектического материализма — является учением о всеобщих связях, наиболее общих законах развития бытия и мышления — особое внимание закону единства и борьбы противоположностей — выступает в качестве теории познания и логики (диалектической) — принципиально не отождествляет диалектику природы и диалектику сознания, хотя исходит из их единства — как теория познания основывается на принципе отражения — Как логика изучает категориальный строй мышления, изучает принципы и закономерности формирования, изменения и развития знания, средства и методы их получения и проверки; исследует переходы от одной системы знания к другой, более высокой. — Западная философия второй половины Х1Х в. — отказ от диалектики, трактовка диалектики как «софистики», «логической ошибки», «болезненного извращения духа» (Р.Гайм, А.Тренделенбург, Э.Гартман) — в неокантианстве марбургской школы (Коген, Наторп) диалектика «абстрактных понятий» подменяется «логикой математического понятия о функции» — неогегельянство приходит к т.н. отрицательной диалектике (кажимость объектов, отраженных в противоречивых понятиях) — Бергсон: иррационализм, единство противоположностей мыслится как «чудо» — экзистенциализм (Ясперс, Сартр) трактует диалектику как случайная структура сознания — теологический экзистенциализм (Марсель, Бубер) характеризует диалектику как диалог человека с богом — но: неорационализм Башлара пытается говорить о диалектике природы; — Постмодернизм и диалектика — МЕТАФИЗИКА — от греч.: после физики — наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. — В марксизме — противоположный диалектике философский метод, отрицающий качественное саморазвитие бытия через противоречия, тяготеющий к построению однозначной, статичной и умозрительной картины мира. — В истории философии термин «метафизика» нередко употреб-ляется как синоним «философии». — Термин «метафизика» ввел систематизатор работ Аристотеля Андроник Родосский (1 в. до) — название группы трактатов о «бытии самом по себе». — Платон — иерархическая лестница понятий; — Аристотель — первая философия как наука о бытии как таковом — позднее и названа «метафизикой», в отличие от второй философии, или «физики»; — Средние века — метафизика трактуется как высшая форма рационального познания бытия — однако она подчинена сверхразумному знанию, данному в откровении; — Новое время — берет объектом природу — появление науки, подчинившей себе метафизический метод — сосредотачивается на вопросах гносеологии (метафизика познания) — получила выражение в трудах Декарта, Спинозы, Лейбница — Но: критика метафизики со стороны скептицизма, сенсуализма, механистического материализма Просвещения; — Немецкая классическая философия — окончательное разрушение старой метафизики — реставрация метафизики как умозрительной картины мира — Кант: возможность метафизики как науки, разделение метафизики на метафизику природы и метафизику нравов (в которой противоречия чистого разума находят практическое разрешение) — размежевал метафизику и естествознание — Фихте, Шеллинг пытались строить положительную метафизику — Гегель источник метафизического метода видел в ограничении познавательной деятельности сферой рассудка, впервые противопоставил метафизику и диалектику как два различных метода, но свою философию считал «истинной» метафизикой («наука наук»). — Философия 2-й половины 19 века — отрицание метафизики — включая гегелевский вариант — течения антиметафизики: волюнтаризм (Шопенгауэр), религиозный иррационализм (Кьеркегор), материалистический антропологизм (Фейербах), позитивизм, неокантианство; — Западная философия 20 века — ЗА неотомизм, отчасти реализм, феноменология, экзистенциализм, философия науки; — Диалектический материализм — метафизика трактуется как исторически ограниченная, превращенная форма мышления и знания — как абсолютизация и догматизация результатов предшествующего познания — как подмена действительного изучения объективной реальности построением априорных (**измышленных) абстрактных схем — противостоит материалистической диалектике как всеобщей теории развития и методу понимания природы, общества и мышления. ДИАЛЕКТИКА И МЕТАФИЗИКА — борьба в различных исторически конкретных формах — античность (Гераклит и элеаты), — новое время (борьба против односторонности аналитико-классификационных приемов в познании природы, борьба с плоским эволюционизмом и различными концепциями «творческой эволюции»), — ***Философия 20 века и начала 21 века — та же проблема — опасность абсолютизации чего бы то ни было.

Наши рекомендации