Социально-политические концепции в философии Нового времени
Томас Гоббс (1588-1679)в своей социальной философии рассматривает следующую основную проблему: государство, законность, мир и порядок в нем. Проблему как обеспечить названные необходимые условия Гоббс пытается решить в таких работах, как «Левиафан» и «О гражданине».
Будучи сторонником механистического естествознания, он пытается рассмотреть государство через простые законы природы, в связи с чем выделяет два состояния государства: естественное и гражданское. Естественному или дообщественному состоянию характерно то, что люди действуют согласно законам своей природы, находясь под всецелой зависимости от своих страстей. В естественном состоянии люди равны от природы, при этом в естественном равенстве индивид стремится не только сохранить свою жизнь и свободу, но и обрести господство над другими, но в каждом существует подобная надежда. Состояние постоянных конфликтов или «войны всех против всех», по мнению Гоббса, присуще естественному состоянию людей, так как оно порождено ничем не контролируемым стремлением людей удовлетворять свои индивидуальные потребности.
Состояние войны для Гоббса не исключительной событие, но естественное состояние человеческого рода. Естественно, что раз природа создала людей с одинаковыми способностями, то, как говорилось выше, естественное равенство способностей порождает равенство надежд на достижение целей. На пути к достижению цели люди неизбежно сталкиваются лбами. Таким образом, разворачивается всеобщая гражданская война, главные причины которой коренятся в природе человека, которая порождает всеобщее недоверие, желание славы и соперничество.
Описание Гоббса естественного состояния подрывает как античную традицию, так как природа человека не блага, так и христианскую традицию описания общества, ибо источник общественного зла сама природа человека, а не грех. Гоббс отмечает, что люди склонны по свой природе даже в обычных мирных условиях проявлять агрессивность и жить в постоянном страхе. Люди запирают друг от друга дома и даже у себя дома запирают сундуки, стремятся в духе соперничества и тщеславия одержать верх над соседом. В таком состоянии нет общества, но есть вечный страх и опасность насильственной смерти, считает Гоббс.
Требование естественного разума требует нахождения выхода из войны, где не может быть победителя. Возникает такое понятие как естественные законы, согласно которым:
во-первых, заключается общественный договор, согласно которому человек переносит часть своего права на других;
во-вторых, договор может стать средством устранения всеобщей вражды только в случае его исполнения.
Таким образом, благословенный и желанный мир наступает в результате ограничения собственной свободы, отказа от части своих прав, но не просто отрекаясь от них, а перенося на другого собственные права. Этим самым гражданин отказывается от своего права управлять собой, передает это право другому или собранию людей, которые в свою очередь должны гарантировать соблюдение гражданского мира в обществе.
Гоббс полагает, что «общая власть, держащая людей в страхе и направляющая их действия к общему благу» [1, 195-196], необходима для поддержания договора в постоянной силе. При этом в результате общественной власти появляется государство как «лицо, воля которого в силу соглашения многих людей признается волей их всех, с тем, чтобы оно могло распоряжаться силами и способностями отдельных членов общества ради мира и защиты общих интересов» [2,345]. Граждане отчуждают права в пользу власти государства, за исключением тех прав, которые предоставляет им правительство. В обмен на отчуждаемые права государство обеспечивает сохранение мира и порядка в стране, защиту собственности и жизни своих граждан. Из такой классификации форм правления, как монархия, аристократия и демократия, Гоббс отдает предпочтение абсолютной монархии, так как исходит из убеждения, что именно она эффективно обеспечивает могущество государства как оплота мира, согласия и процветания общества и граждан.
Джон Локк (1632—1704) в отличие от абсолютистски настроенного Т. Гоббса, является сторонником конституционной монархии. продолжает традицию общественного договора, но под естественным состоянием он понимает царство свободы и равенства. В естественном состоянии люди свободно распоряжаются своей собственностью и имеют равные права на свободу. Права на жизнь, свободу и собственность, приобретенную своим трудом, определяются Локком как основные неотчуждаемые естественные права человека. Согласно его мнению, закон природы, облеченный в форму разума, учит людей, что поскольку все люди равны и независимы, то ни один из них не должен наносить ущерба жизни, здоровью, свободе и имуществу другой личности.
Общественный договор – это взаимное соглашение людей по созданию государства, которое сохраняет неотъемлемые права и собственность своих граждан. При этом, в отличие от теории Гоббса, нет полного отчуждения прав и свобод гражданина в пользу государства. Гражданин настолько отчуждает свои права, насколько это нужно для охраны его личности и имущества. Поэтому, заключает Локк, власть правителя не может быть абсолютной. Одним из первых Локк выдвинул теорию разделения властей, согласно которой он выделяет три ветви власти: законодательную, исполнительную и федеральную (король и министры, занимающиеся вопросами внешней политики). При этом законодательная власть является верховной.
Локк ставит возможность ниспровержения правителя при злоупотреблении своей власти путем отказа подданных суверена от договора. Непереносимая тирания правителя допускает положение, что силу можно применять лишь против несправедливой и незаконной силы. Пассивное неповиновение и покорность власти тирана не означает, по Локку, социального мира в целом, так как мир не может существовать между могущественным и ничтожным. Однако, признание права народа на восстание против собственного правителя не означает превращение политической истории в череду бунтов. Локк полагает, что народ мудр, поэтому он может терпеливо и долго переносить промахи государственной власти, но если он осознает, что в ошибках и промахах таится злой умысел, то восстает и передает власть более достойным.
Вопросы для обсуждения:
1. Доказать, что теории Дж. Локка и Т. Гоббса имеют буржуазный характер?
2. Почему Т. Гоббс уподобляет государство библейскому чудовищу Левиафану?
3. В чём отличия между политическим и теориями Т.Гоббса и Дж.Локка?
4. В чём заключается смысл разделения властей в теории Дж. Локка?
5. Почему права на жизнь, свободу и собственность можно отнести к основным неотчуждаемым естественным правам человека?
6. В чём значение политических теорий в социальной мысли Нового времени?
Задания по философскому творчеству Т. Гоббса
1. Дайте комментарии к следующим высказываниям Т. Гоббса. Определите, из какого произведения Гоббса они взяты:
а) «Все люди равны от природы, природа дала все всем, из-за чего возникает равенство надежд на достижение цели; в нем каждый хочет не только сохранить свою жизнь и свободу, но и приобрести господство над другими» [2,156].
б) «Война всех против всех» [2,157].
в) «…следует искать мира и следовать ему, чтобы положить конец состоянию всеобщей вражды человека к человеку. Для этого человек должен согласиться отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты...» [2,195].
г) «…люди должны выполнять заключенные ими соглашения». [2,194].
д) «Чтобы сделать соглашение между людьми постоянным и длительным, требуется еще кое-что..., а именно общая власть, держащая людей в страхе и направляющая их действия к общему благу». [2,195-196].
е) «…путем сосредоточения всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло бы свести все воли граждан в единую волю». [2,196].
ж) «…государство — новое лицо, воля которого в силу соглашения многих людей признается волей их всех, с тем, чтобы оно могло распоряжаться силами и способностями отдельных членов общества ради мира и защиты общих интересов». [2,345]
2. Таблица. Основные идеи в социальной мысли Т. Гоббса
Понятие | Основное содержание понятия |
Государство | |
Естественное состояние | |
Общественный договор | |
Власть | |
Законность | |
"Мир и порядок" |
Задания по философскому творчеству Дж. Локка
1. Прокомментируйте следующие высказывания Дж. Локка:
а) «Никто не имеет права причинять вред жизни, здоровью, свободе или имуществу другого». [4,128]
б) «Променять естественное состояние на абсолютную монархию — это то же, что во избежание вреда, наносимого хорьком или лисицей, отдать себя в когти льва» [4,128].
в) «Власти неравноправны». [4,128].
г) «Возможно сопротивление суверену, когда он злоупотребляет своей прерогативой. Тогда его подданные имеют право отказаться от договора».[4,128].
2. Таблица. Основные понятия социальной мысли Дж. Локка
Понятие | Основное содержание понятия |
Царство свободы и равенства | |
Неотчуждаемые естественные права человека | |
Общественный договор | |
Собственность | |
Раздел власти | |
Врождённые идеи | |
"Чистая доска" |
Задания по теме "Философия Нового времени"
Задание пониженной сложности. Определите, кому из философов и учёных Нового времени принадлежат следующие высказывания:
1. «Люди должны выполнять заключенные ими соглашения»
2. «Знание — сила»
3. «Мы столько можем, сколько мы знаем».
4. «Человек должен согласиться отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты...»
5. «Война всех против всех».
6. «Свобода есть познанная необходимость»
7. «Мыслю, следовательно, существую»
Задание средней сложности: Определите, каким мыслителям Нового времени принадлежат следующие понятия:
Индукция, эмпиризм, рационализм, дедукция, идолы, призраки заблуждений, врождённые идеи, естественное состояние общества, модус, монада, атрибут, разделение властей, естественные права, Левиафан, абсолютизм, конституционная монархия, субстанция, гражданское состояние.
Задание повышенной сложности.
Таблица. Новаторство Ф. Бэкона и Р. Декарта в науке Нового времени