Формирование философии нового времени. Главные направления философской мысли (Бэкон, Спиноза, Локк, Беркли, Юм). Проблема метода познания философии нового времени. Сенсуализм и рационализм.

Человек пытается найти ответ на наиб. общие и глуб. вопр. В конце 16 - нач. 17 в. возник. капит. отн-я, что изм. дух. жизнь о-ва. Религия утрач. господств. вл-я на р-е науки и ф., возн. нов. мир-е, отвеч. интересам р-я науки о природе. Создание механист. мат-ма и метафизич. метода иссл-я окр. мира. В Новое вр. перед ф. на одно из первых мест выдвин. задача создания и обосн-я методов науч. позн-я.

Первым ф., сознательно поставившим перед собой задачу разработки научного метода на основе мат. понимания природы, был Ф.Бэкон (1561 – 1626). Естествознание – истинная наука, а физика, опир. на чувств опыт – важнейшая часть естествознания. Чувства есть источник всякого знания. Главный труд - “Новый Органон".

Локк (сторонник эмпиризма): с самого начала мы имеем на одной стороне вещи, а на др - человека, совершенно лишенного знания. Вещи природы воздействуют на его органы чувств и вызывают в организме ответную реакцию.

Дж. Беркли – представ. субъективного идеализма. Ф. учение Б. проникнуто стремл. опровергнуть матер-м и дать обоснование религии. Выступил с критикой понятия материи как веществ. основы тел.

Юм (1711–1776). Он пошел дальше и последовательнее, чем Беркли. Юм структурирует опыт восприятия ощущений. Принцип репрезентации Юма: любая субстанция есть агрегат качеств, происходящих от неизвестного нечто.

Бенедикт Спиноза (материалист) – (1632 - 1677). Основная цель Ф. – завоевание господства над внешней природой и совершенствование челов. природы. С. учил, что существует лишь одна субстанция – природа, кот является причиной самой себя.

Большинство Ф систем нового времени выделяли 2 основных этапа познания: чувственное и рациональное.

Чувственное познание явл начальным этапом познания. Во-первых в истор плане: разделение физ и умственного труда и выдел последнего в отдельный вид деятельности – сравн поздний этап истории. Во-вторых, такая деят. является начальной в том смысле, что на ее основе осущ контакт чел с миром мат объектов. Она предпосылка без кот др формы познав деятельности не могут сущ. Чувтсв познание с самого начала имеет специфически человеческий, т.е. соц-истор характер. Конечно, в чувств познании чел имеет место непосредств взаимодействие вн предмета и органов чувств. Однако мы не можем обнаружить в реальной познав деятельности субъекта чувств познания в чистом виде – вне общения с др людьми, вне влияния того мира культуры, в кот включен человек. Процесы чувств восприятия очень сложны. Мы смотрим на предмет и наше видение связано с нашим отношением к этому предмету, мы восприн его как красивый или безобразный, полезный или вредный...

Рационализм – учение в теор познания, согласно кот всеобщность и необходимость – логические признаки всеобщего знания – не могут быть выведены из опыта и его обобщений. Они могут быть почерпнуты из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения (Декарт), либо из понятий, сущ только в виде задатков, предрасположений ума. Опыт стимулирует из проявление. (Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг.)

Философия эпохи просвещения. Рационализм как умопостроение и методология эпохи просвещения. Учения Руссо о противоречивости культурно-социального прогресса. Механизм философской мысли нового времени. Атеистический материализм 18 века (Ломерти, Дидро, Гольбах, Гельвецкий)

В новое время материализм первоначально возникает в Англии (17 в) Бэкон, Гоббс, Локк. Материалисты 17-18 в отрицали развитие материи, оставались метафизиками. Крупный вклад в развитие материализма внес Спиноза. Его материализм выступает в теологической форме: мир – бесконечная природа, которую он называет Богом. Материализм 17-18в основан на идее сохранения, исключающей идею развития, возникновения нового, никогда ранее не существовавшего. Развитие – появление из ничего, сотворение.

Более развитый характер материализма – во взглядах французских материалистов: Дидро, Гольбах, Гельвеций, Ламетри. Они не оказали глубокого влияния на революцию, но их работы имеют ценность в том, что они дали достат-е обоснов-е матер-ма на тот период. Основа-ль Дидро, первый создатель энциклопедии. Он притягивал к себе людей всех слоев общ-ва. Систематизатором матер-их идей был Гольбах, кот-й послед-но изложил принципы матер-ма. Г гов-л что сущ-ет только природа. Весь мир матер-ен, суще-ие потустороннего и бога это только выдумка, религия играет отрицательную роль. Фран матер-ты были противниками религии, но больше боролись с церк-ой орган-ей чем с идеями, ибо смотрели на религию как на встречу дурака с обманщиком

Для Ф матер-в движение – это способ сущест-ия матер-ых вещей, но они знали одно движение – перемещение тел в пространстве. Движение по ним абсолютно, а покой относителен. Сознание – функция мозга. Ф матер-ты склонялись что человек существовал вечно, и существующие природные условия дают человеку возможность жить. Они говорили что человек живет по закону природы, у человека есть потребности которые вечны, и счастье определяется удовлетворением потребностей. Если он несчастен, то человеку навязали не естественные потребности. Они утверждали, что если человеку объяснить его потребности, то он будет счастлив. Они различали: 1) естественные права (право на жизнь, на свободу, на счастье), свобода заключается в выборе средств достижения счастья и важное средство – это труд, и люди от природы не равны, следовательно не может быть социального равенства. Богатые должны заботиться о бедных. 2) гражданские права, которые позволяют людям совершать определенные действия.

Ж.Ж. Руссо (просветитель) полагал, что искусство и наука, как и вообще цивилизация и культура не сделали людей более счастливыми. Руссо говорил что в прошлм существовал естественный человек, который отличался своим умом. По Руссо человек мог бы жить счастливо, но его испортила цивилизация, и в конечном счете может его погубить. Т.о. из уст Руссо прозвучал клич «Назад к первобытному обществу». Но Р не требовал полного возврата к старому, он видел в частной собственности главного врага добродетели. Р видел становление частной собственности как закономерность и не говорил, что частную собственность нужно отбросить, он говорил, что крупной частной собственности не д.б. Он требовал, что бы земля перешла в руки крестьянства, он отстаивал уравнительные идеи. Идеи Р были доступны и рев-ция проходила под его лозунгами и поражение рев-ции - показатель слабости идей Р.


Наши рекомендации