Основные политические и правовые идеи в философии Нового времени.

Бэкон Ф. (1561 — 1626 гг.) — английский философ, основатель материализма и экспериментирующей науки Нового времени. Провозгласил целью знания способность науки увеличивать власть человека над природой, считал, что достижение этой цели возможно только для науки, постигающей истинные причины явлений.

Дал анализ позитивного права, «всеобщей справедливости». Закон,по его мнению, источник позитивного права («законы законов»). Законы по Бэкону, «якоря государства». Он различал право и закон.

1. Бэкон об отрицательном отношении к судейскому правосудию.

Гоббс Т. (1588 — 1679 гг.) — английский философ-материалист. Был секретарём Ф.Бэкона, взгляды которого разделял и развивал. Глубоко изучал математику и естественные науки. Большой интерес проявлял к социально-политическим явлениям, пытаясь понять их с научных позиций.

Сторонник теории о возникновении государства на основе общественного договора. Признавал три формы государства: демократия, аристократия, монархия. Лучшей формой он признавал монархию, так как в ней более тесно, по его мнению, совпадают общественные и частные интересы при паритете последних. Но в многочисленных оговорках и разъяснениях отводил место и революционным принципам. При определении закона и права, Гоббс рассматривал их как противоположности.

2. Гоббс о возникновении государства на основе общественного договора.

3. Учение Гоббса о трёх видах государства.

Локк Д. (1632 — 1704 гг.) — английский философ-материалист, первый в философии Нового времени систематически разработавший теорию познания как специальную область философии. Активно участвовал в политической жизни Англии. Известность приобрёл как создатель концепции либерализма.

Рассматривал теорию общественного договора как разумное преодоление недостатков естественного состояния, который ведёт к учреждению политической власти и государства, целью которого является обеспечение за каждым человеком его естественных прав на собственность, жизнь, свободу и имущество. Чтобы власть не превратилась в деспотическую силу, сосредоточенную в руках одного лица или органа, необходимо, по мнению Локка, разделение властей: на законодательную, исполнительную и судебную, при определяющей роли законодательной власти. Уделял много внимания проблемам связи между свободой и правом, свободой и законом.

Закон — выражение «воли общества».

Руссо Ж.Ж. (1712 — 1778 гг.) — французский философ-просветитель, писатель, политический мыслитель, педагог. Резко критиковал феодально-сословные отношения и деспотический режим, высказывался за равенство людей независимо от рождения.

Будучи сторонником теории общественного договора, Руссо, в отличие от Гоббса, считал, что в «естественном состоянии» не только не было войны всех против всех, но между людьми господствовали дружба и гармония, рассматривал переход от естественного состояния к гражданскому обществу, в котором человек приобретает большие преимущества по сравнению с естественным состоянием.

4. Возникновение государства на основе идеи общественного договора.

Монтескье Ш. Л.(1689 — 1755 гг.) — французский социолог, писатель и историк, представитель раннего Просвещения. Дал острую критику абсолютистских порядков. Был одним из основоположников географического направления в социологии.

Попытался объяснить происхождение государства, природы законов и на этой «естественной» основе составить план общественных реформ. Наилучшей формой государственного правления Монтескье считал конституционную монархию, разрабатывал теорию разделения властей.

5. Монтескье об отличии природы человеческих законов от природы
религиозных законов.

Кант И.(1724 — 1804 гг.) — немецкий философ и учёный, родоначальник немецкого классического идеализма, создал космогоническую гипотезу, в которой возникновение и эволюция солнечной планеты выводится из первоначальной «туманности».

Дал классическое философское определение права: «равенство в свободе по всеобщему закону». Развитие этой мысли в кантовском категорическом императиве. Развил философское обоснование теории правового государства с наличием разделения властей при верховенстве законодательной власти. Вызывает интерес идея Канта равенства между преступлением и наказанием, согласно которой убийство должно караться смертью, соединение морали и права с политикой.

6. Классическое философское определение права Кантом.

Кантовская идея равенства между преступлением и наказанием.

Гегель Г.В. (1770 — 1831 гг.) — представитель немецкой классической философии, создатель системы объективного идеализма и диалектической логики. Считал, что в основе всех явлений природы и общества лежит абсолют, духовное и разумное начало — «абсолютная идея», «мировой дух».

Рассматривал диалектику человеческой свободы, как результат исторического движения духа с Востока на Запад. Сформулировал три основные формы свободы и права (абстрактное право, мораль, нравственность) как ступени развития объективного духа. Разделил философию права на разделы о семье, гражданском обществе, государстве. Обожествлял идею государства как «шествие Бога в мире».

Маркс К.(1818 — 1883гг.) сформулировал диалектико-материалистическую концепцию понимания общества и его истории.

На основе опыта Парижской коммуны Маркс открыл форму государственной власти первого пролетарского государства — диктатуры пролетариата. Как считал Маркс, оно создаётся в интересах всех трудящихся и осуществляет подавление эксплуататоров.

Соловьёв В.С.(1853 — 1900 гг.) — выдающийся представитель русской религиозной философской мысли, поэт, публицист, литературный критик.

Значительное место в своей деятельности он уделял проблемам государства с тремя различными властями — законодательной, судебной и исполнительной, которое, по его мнению, должно служить общему благу. Рассматривал право как «свободу, обусловленную равенством», как выражение «принудительной справедливости». Сформулировал различие между «естественным и позитивным правом», между правом и нравственностью.

Темы по первому модулю. (СУРС №1)

Задание:написать эссе (свободное изложение своими словами) по любой из предложенных философских тем.

Структура реферата по философии.

План

1) Введение – характеристика эпохи, к которой принадлежал тот или иной мыслитель.

2) Краткая биография – годы жизни и его основные труды.

3) К какому философскому направлению он примыкал и от каких идей отталкивался, развивая свою собственную концепцию: онтология, гносиология, диалектика, проблема человека, общество, государство.

4) Что нового привнес мыслитель в развитие мировой философской мысли.

Заключение

Литература

1.

2.

3.

4.

5.

Обязательное требование:текст должен быть только ваш. Объем:реферат(эссе) не должен превышать 4-5 печатных страниц.

1. Философия и мировоззрение.

2. Структура философского знания.

3. Древнеиндийская философия: ее основные школы. Ортодоксальные.

4. Древнеиндийская философия: ее основные школы. Неортодоксальные.

5. Буддизм и проблема морального совершенства.

6. Основные философские традиции Китая: конфуцианство, легизм и даосизм.

7. Поиски первоначала у философов античности.

8. В чем заключается метод Сократа?

9. Значение древнегреческой философии для развития мировой культуры.

10. Характеристика основных философских школ Древней Греции.

11. Космоцентризм античной философии. 12.Пифагор и пифагорейцы. 13. Суть диалектического метода Гераклита. 14.Особенности мышления софистов.

15. Софисты и Сократ.

16. Философия Платона.

17. Значение философских работ Аристотеля для последующего развития философии.

18. Проблема универсалий и спор реалистов и номиналистов.

19. Проблема человека в философии средневековья, Возрождения и Просвещения.

20. Проблема соотношения веры и разума в философии средневековья.

21. Индуктивный метод Ф. Бэкона и дедуктивный метод Р. Декарта.

22. Философские и социально-политические взгляды Дж. Локка.

23. Теория общественного договора Т. Гоббса и общественно-правовой идеал Просвещения.

24. Труд Н. Коперника «О вращении небесных сфер» и развитии философии и науки.

25. Пантеизм Дж. Бруно.

26. Характеристика эмпиризма и рационализма, их значение в развитии философии и науки.

27. Социально-политические воззрения философов Просвещения.

28. Французские материалисты Гольбах, Гельвеций, Ламетри о мире, человеке и познании.

29. Назвать исторические рамки и перечислить основные черты и идеи немецкой классической философии.

30.Каковы особенности докритического периода философии Канта?

31. В чем сущность диалектики Гегеля?

32.Назвать основные положения антропологического материализма Л.Фейербаха.

33. Назовите исторические рамки и основные положения неклассической европейской иррационалистической философии и их представителей.

34. В чем суть марксистской философии и перечислить основные черты марксизма?

35. Этапы развития, характерные черты и основные направления русской философии.

36. В чем отличие русской философии от философии европейской?

37. Перечислить причины возникновения позитивизма и назвать его принципы и исторические формы.

38. Назовите исторические этапы и основных представителей философской мысли Беларуси.

39. Философия Ф.Бэкона.

40. Философия Р.Декарта.

41. Иррациональная философия (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше).

42. Философия экзистенциализма.

43. Философия неотомизма.

44. Философия постпозитивизма 70-е г. ХХв.

45. Философия постмодернизма 80-е г. ХХв.

Наши рекомендации