Политические концепции нового времени

Дальнейшее развитие политической теории в западных странах происходит на фоне буржуазных революций ХVI – ХIХ вв. Политические идеи нового класса – буржуазии, зародившиеся еще в эпоху Возрождения, получают свою всестороннюю разработку в Новое время. На его начальном этапе доминирующее значение приобретают идеи уничтожения ограничений, накладываемых феодальным государством на свободу индивида. В дальнейшем в произведениях мыслителей Нового времени гражданская концепция политики получает свое логическое продолжение в социальной концепции, в которой акцент с индивида переносится на социальные группы и общности как субъектов политики. В целом совокупность социально-политических идей, выдвинутых буржуазными мыслителями Нового времени, получила название либерализма (от лат. liberalis – свободный).

Политическая наука Нового времени связана с именами крупнейших ученых ряда стран, она как бы перемещается из одного государства в другое, следуя за бурными общественными событиями. Центрами политической жизни и соответственно политической науки становятся поочередно Голландия и Англия, США, Франция и Германия. Мы приведем здесь имена и основные идеи лишь тех мыслителей, которые олицетворяют действительно этапные вехи на пути развития политической теории.

Некоторые исследователи отцом современной политологии считают англичанина Томаса Гоббса (1588–1679). Свое политическое учение он изложил в философском труде «О гражданине» и трактате «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского».

Государство Гоббс рассматривал как человеческое, а не божественное установление. Он считал, что источником власти монарха должен быть общественный договор, а значит, утверждал необходимость ограничений монаршей власти. В своем главном произведении «Левиафан»[2] Гоббс обосновывал необходимость государства в виде общественного договора, где люди согласились передать свои естественные права монарху и подчиняться ему в обмен на закон. Т. Гоббс – сторонник сильной государственной власти. Интересы государства он объявлял высшим критерием морали.

При всех различиях концепция общественного договора была ядром политических построений голландцев Гуго Гроция (1583–1645) и Бенедикта Спинозы (1632–1677), англичанина Джона Локка (1632–1704), которого принято считать родоначальником либерализма. Дж. Локк впервые четко разделил такие политические понятия, как личность, общество, государство, поставив личность выше общества и государства. Локк полагал, что человек от рождения обладает естественными правами (на жизнь, свободу и собственность). Частная собственность – средство достижения свободного общества.

Дж. Локк доказывал, что основной обязанностью государства, возникшего на основе договора, является соблюдение «естественного права», защита личной свободы и частной собственности граждан. Бесспорной его заслугой является выдвижение идеи разделения власти в государстве на законодательную и исполнительную, чтобы не допустить ее деспотического использования и злоупотребления ею. При этом наиболее важной он считал законодательную власть, определяющую политику государства.

Существенное развитие политические идеи получили в трудах мыслителей французского Просвещения. Его наиболее видными представителями являлись Шарль Луи Монтескье (1689–1755), Вольтер (1694-1778), Жан Жак Руссо (1712 –1778). В их произведениях принципы свободы и равенства трансформировались в развернутые политические учения.

Так, развивая впервые сформулированную Дж. Локком теорию разделения властей, Монтескье доказывал, что политическая свобода может быть гарантирована только при относительно независимом существовании законодательной, исполнительной и судебной власти.

Монтескье разработал теорию факторов, определяющих политику, а точнее, политическое поведение людей. К ним он относит: климат, религию, законы, принципы правления, опыт прошлого, нравы, обычаи. Как результат всего этого образуется «общий дух народа». Здесь речь идет об историческом и социальном детерминизме, позволяющем прогнозировать политику.

Вольтер считал своим политическим идеалом «просвещенную монархию», где образован не только сам монарх, но и его подданные.

Руссо принадлежит заслуга в выдвижении идеи народовластия. Он считал, что никакой парламент не может представлять народ, а поэтому каждый закон должен быть принят всем народом, то есть плебисцитом. Избранники народа, по мысли Руссо, должны заниматься только исполнением законов, перед которыми все равны.

Логическим развитием демократических идей европейского Просвещения стали политические идеи американских мыслителей Бенджамена Франклина (1706–1790), Джона Адамса (1735–1826), Томаса Джефферсона (1743–1826), Джеймса Медисона (1751–1836), Александра Гамильтона (1757–1804) и других. Многие из выдвинутых ими идейных принципов и постулатов формировались в ходе борьбы США за свою независимость как политические требования, а затем были закреплены в конституционных документах. К числу важнейших из них, вошедших в фундамент современной политической и правовой науки, относятся: идея о том, что все люди от природы свободны, независимы и обладают некоторыми неотчуждаемыми правами и прежде всего – правом на жизнь, свободу и на стремление к счастью; право народа на политическое самоопределение и независимое существование; право народа сменять такое правительство, которое не отвечает своему назначению – обеспечивать достижение всеобщего счастья и безопасности; дополнение идеи разделения власти идеей системы сдержек и противовесов, обеспечивающих равновесие между соперничающими ветвями власти; идея судебного надзора за конституционностью принимаемых законов.

Значительные заслуги в развитии политических идей принадлежат немецким мыслителям Иммануилу Канту (1724–1804), Иоганну Готлибу Фихте (1762–1814), Георгу Вильгельму Фридриху Гегелю (1770–1831).

Кант, к примеру, осуществил оригинальные разработки проблем государства и права. Высоко оценивая роль государства в жизни общества, он полагал, что оно призвано обеспечить эффективное сотрудничество между людьми как гарантию прогресса, но в то же время должно ограничить его рамками мирной борьбы. Кант сформулировал главные черты государства, основанного на принципах общественного договора и народного суверенитета: свобода, равенство, гражданская самостоятельность людей. Акцентирование Кантом необходимости для государства опираться на право дает основание считать его одним из основателей концепции правового государства, хотя такого термина Кант не употреблял. Его заменяют словосочетание «республиканское устройство» и «чистая республика».

Особую роль в развитии политической и правовой мысли сыграл Гегель, которому принадлежит одно из значительных произведений политической и социальной мысли – «Философия права». Предметом гегелевской философии права является право, рассмотренное с точки зрения идей разума, лежащих в его основании. Гегелем был сделан крупный шаг в разработке вопроса о взаимосвязи и соотношении гражданского общества и государства.

Необходимо отметить, что утверждение либеральных, демократических идей в общественном сознании и политической жизни стран Западной Европы отнюдь не было легким и беспрепятственным. Во многих случаях они осуществлялись в ходе насильственных революционных преобразований. Особенно жестокий, кровавый характер носила буржуазная революция во Франции. Это вызвало со стороны ряда мыслителей отрицательную реакцию на политические идеи просветительства, волну критики либерально-демократических нововведений. В результате зародилось и стало развиваться такое течение политической мысли, как консерватизм (от лат. conservare – сохранять). Наиболее видными представителями этой доктрины на начальном этапе ее эволюции явились англичанин Эдмунд Берк (1729–1797), французы Жозеф де Местр (1753–1821) и Луи де Бональд (1754–1840). Содержание социально-политических идей консерватизма, а также других идеологий будет рассмотрено в соответствующем разделе данного учебного пособия.

Значительный вклад в развитие политической мысли Нового времени внесли представители критического утопического социализма. Среди них особенно выделяются французы Анри Сен-Симон (1760–1825), Шарль Фурье (1772–1837), англичанин Роберт Оуэн (1771–1858).

Социалистические учения, принадлежавшие их перу, изображали будущее общество как общество изобилия, способное удовлетворить все человеческие потребности и обеспечить расцвет личности. Резко критикуя существующий общественный строй и считая, что буржуазные революции обычно связаны с кровавым террором, французские утописты хотели посредством разума освободить сразу все человечество. Они считали, что социализм есть выражение абсолютной истины, разума и справедливости и стоит только открыть эту истину, как социализм покорит весь мир.

Утопические социалисты сформулировали ряд перспективных идей: об отмирании политических функций власти; о преодолении политического отчуждения; об отмирании государства в связи с прогрессом промышленности, развитием цивилизации и культуры.

Все представители критического утопического социализма единодушны в том, что новый общественный строй положит конец войнам и военным столкновениям между народами. Они резко критиковали наемные армии и выступали за всеобщее вооружение народа, понимали необходимость вооруженной защиты нового строя. Как отмечал Ф. Энгельс, в то время общественные конфликты еще только зарождались, а средства их разрешения были развиты еще меньше. Такому «незрелому состоянию капиталистического производства, незрелым классовым отношениям соответствовали и незрелые теории»[3]. Утопический социализм не сумел «ни разъяснить сущность наемного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития, ни найти ту собственную силу, которая способна стать творцом нового общества»[4].

Поскольку в идеях социалистов-утопистов содержатся догадки относительно будущих форм общественного устройства, то они, несомненно, имеют не только историко-познавательное значение.

Законным преемником и продолжателем революционно-демократических и социалистических традиций, развивающихся западноевропейской социально-политической мыслью Нового времени, стал марксизм, основоположниками которого явились Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895). Опираясь на широкий пласт культуры, они синтезировали, сблизили и углубили предыдущие исследования. Они соединили диалектическую философию Гегеля, английскую политическую экономию (Смит, Рикардо), французский социализм (Сен-Симон, Фурье, Прудон, Бланки) и исторические работы того времени (Тьери, Гизо). Следует заметить, что марксизм не является простым продолжением предшествующих ему социально-политических идей, он представляет собой попытку дать ответы на новые вопросы, поставленные ходом истории в первой половине ХIХ в.

Цель общей теории Маркса и Энгельса – дать научное объяснение действительности и социальной истории, отразить политическую практику и руководство ею. Стержнем марксистского понимания политики выступает учение о классовой борьбе, ориентация на преимущественно насильственную реализацию классовых целей. В свое время К. Маркс высказал фундаментальную мысль: новое общество обязательно вырастает из старого естественным путем, если этого естественного пути нет, то не будет и нового общества; социализм постепенно вырастает из капитализма.

Политические идеи марксизма на Западе получили распространение и развитие в трудах В. Либкнехта и А. Бебеля (в Германии), П. Лафарга (во Франции), А. Лабриолы (в Италии) и многих других мыслителей.

Оценивая значение марксизма в развитии политической мысли, необходимо подчеркнуть его нетрадиционность, соответствие новым, революционным по своему характеру историческим условиям. Разумеется, сегодня некоторые положения учения К. Маркса требуют уточнения, многие его представления о мировом развитии в ХХ в. не подтвердились. Так, он переоценил роль межклассовых противоречий, революции как формы их разрешения, ошибочно видел в государстве только орудие господствующего класса. Однако было бы неправильным отрицать его значение в развитии общественной мысли, пытаться замалчивать его научную значимость. Многие из политических идей Маркса до сих пор поддерживаются различными социалистическими течениями. К этому добавим, что без марксистской методологии в настоящее время невозможно дальнейшее развитие политической теории.

Таким образом, в произведениях западных мыслителей Нового времени заложены основы и разработаны важнейшие положения современной политической науки. Это идеи о земном происхождении государства, об общественном договоре, обусловленности политических отношений способом производства материальной жизни, такие демократические принципы, как свобода и социальные равенство индивидов, государственный суверенитет, народовластие, разделение властей, верховенство закона и другие. В этот период формируются основные идейно-политические течения – либерализм, консерватизм и социализм, принципы которых и сегодня продолжают оставаться базовыми для характеристики различных идейно-политических направлений, для оценки и анализа политической практики.

Наши рекомендации