Социально-политические концепции в западноевропейской философии 17-18 вв.

Борьба партий, классов 16-17 вв., поиски наилучшего общественного устройства. 16 в. - всплеск утопической мысли на воскрешенных идеях Платона. В 17 веке это все было уже не актуально, началось рациональное реконструирование нового общества.

Во времена античности 2 подхода к гос-ву: Платон - гос-во - образование искусственное, создание людей, которые его создали ради лучшего. Аристотель - гос-во никто не создает, оно само заложено в потенцию человека, люди создают общество.

Идея естественности государства - все коренится в природе человека. Спор носил очень важный политический смысл. Идеи "общественного договора" идут еще с античности, но с полит. конъюнктурой.

Гоббс. Он не изобретал теорию "общ. Договора". Доктрина, концепция функционировала вместе с естественным правом, которое противопоставлялось… Людские законы очень несовершенны, но Бог создает законы очень совершенными. Человеческое позитивное право в идеале не должно противоречить естественному праву.

"Естественное состояние" - рациональное, соответствующее природе, не противоречащее. Естественное состояние - первичное, догосударственное. Жизнь дикарей Нового Света, которые не знают не только семьи, государства, но и религии. Они совершенно свободны, живут в естественном состоянии.

Гоббс жил во времена гражданской войны, когда англичане друг друга резали также, как дикари, представил себе "естественное состояние" как борьбу всех против всех. Все свободны и все имеют право на свое. Долго эта война продолжаться не могут, как разумные существа, они не могут не понимать, что это нужно остановить. Они договариваются ограничить свою естественную свободу и передают часть прав действующему от их имени лицу, ограничив его по некоторым пунктам. Идея договорной монархии. Договор - разумный акт, искусственное создание государства. Схоласты не могли принять эту договорную теорию, они требовали доказать, что такое имело место.

Джон Локк - "Два трактата об управлении". В этом сочинении Локк совершенно иначе рисует естественное состояние, нежели его современник. Это состояние "полной свободы", но не полного произвола. В "естественном состоянии" людей удерживает "естественный закон". По естественнму праву люди не могут ни себя, ни других лишать жизни и имущества. Естественный закон разумен, ибо ему следуют люди как разумные существа. Перед нами уже не бандитское время. Жизнь дикарей идет спокойно. Современник Филмер критикует "естественное состояние" и общ договор с клерикальных позиций: нереалистичность. Но Локк указывал на естеств состояние дикарей, которые воюют, но потом договариваются. То же и в Европе: сначала воюют, потом договариваются.

Естественное состояние же плохо тем, что люди в нем не могут в полной мере пользоваться собственностью. Собственность не существует, раз нет закона, ты ее не можешь ни завещать, ни подарить, ни продать. Поэтому люди разумные все-таки выбирали государство.

Локк придумал наилучшее государственное устройство - идею разделения властей, чтобы уберечь от войны. 3 власти: законодательную, исполнительную и федеративную (власть войны и мира) (?).

Монтескье так же, как и Локк, не мыслил естественное состояние как войну, оно было мирным. Люди выходили из него, потому что они были рады общению друг с другом, удобство государственной организации. Почувствовав в силу и объединившись, люди и начали войны и борьбу друг с другом. Так людям еще больше понадобилось государство.

Руссо уходит от Гоббса в противоположную позицию - естественное состояние - "золотой век", никакой нужды ни в чем не было, не было естественного неравенства. С этой идиллией покончили потому, что человечество постепенно становилось умнее, приобрело знания и стало хуже. Люди изобретают язык по договору - сначала придумали междометия "ух", "ах", а затем дальше пошло. Потом один из них, самый умный, отгородил участок и сказал "это мое". Это была "прихватизация общественного достояния". Эти люди и создали гос-во, чтобы удержать землю (сравни с марксистами). Руссо - критик цивилизации, показывает, как произошло неравенство. "Собственность есть кража" - скажут его последователи. Под французскую революцию подведена база.

"Общественный договор" - более мягкая работа Руссо, он утверждает, что вернуться в естественное состояние уже нельзя, он понимал, что двигаться можно только вперед. Он утверждал, что люди должны заключить новый общественный договор. "Народные комиссары" - те, кто от имени народа должны исполнять его волю; идея "третьего общественного договора" с государством.

В теориях общ договора содержится критический потенциал, они были обращены против монархии, они требовали "строй равных", где у всех будут равные права.

Искусственное происхождение государства - еще одна теория. Она шла от Платона, но развита была уже только в 19 столетии.

Наши рекомендации