Философия позитивизма огюста конта

1. Общее понятие позитивизма и его основатели.

Позитивизм – направление философии, сутью которого является стремление поставить философию на твердую научную основу. Позитивизм как течение философской мысли зародился в 30-е – 40-е гг. XIX столетия, прошел большую эволюцию (махизм, неопозитивизм, постпозитивизм и др.). Широко распространен и популярен в современную эпоху.

Основателем позитивизма считается Огюст Конт (1798 – 1857) – французский философ, ученик Сен-Симона. Также большой вклад в становление и развитие позитивизма внесли Джон Милль (1806 – 1873) и Герберт Спенсер (1820 – 1903).

2. Отличие позитивного (научного) философского знания от обычного философского знания.

По мнению Конта, философский спор между материализмом и идеализмом не имеет серьезных оснований и бессмысленен. Философия должна отказаться как от материализма, так и от идеализма и основываться на позитивном (научном) знании. Это значит, что:

философское знание должно быть абсолютно точным и достоверным;

для его достижения философия должна использовать научный метод при познании и опираться на достижения других наук;

основной путь для получения научного знания в философии – эмпирическое наблюдение;

философия должна исследовать лишь факты, а не их причины, «внутреннюю сущность» окружающего мира и другие далекие от науки проблемы;

философия должна освободиться от ценностного подхода и от оценочного характера при исследовании;

философия не должна стремиться стать «царицей наук», сверхнаукой, особым общетеоретическим мировоззрением – она должна стать конкретной наукой, опирающейся на арсенал именно научных (а не каких-либо иных) средств, и знать свое место среди других наук.

3. Закон двойственности (интеллектуальной и технической) эволюции Огюста Конта. Стадии интеллектуальной и технической эволюции и их соотношение.

Конт также выдвинул закон двойственной эволюции – интеллектуальной и технической. В этой связи философом были выделены:

три стадии интеллектуального развития;

три стадии технического развития.

К стадии интеллектуально развития относятся:

теологическая (мировоззрение основано на религии);

метафизическая (мировоззрение, интеллектуальное развитие основано на несистематическом, вероятностном знании);

позитивная (основана на науке).

К стадии технического развития относятся:

традиционное общество;

доиндустриальное общество;

индустриальное общество.

Стадии интеллектуального и технического развития в целом соответствуют друг другу:

теологическая – традиционному обществу;

метафизическая – доиндустриальному обществу;

позитивная (научная) – индустриальному обществу.

Философия Конта лишь заложила основы позитивизма. В дальнейшем (вплоть до сегодняшних дней) позитивистская философия дополнялась и совершенствовалась рядом других философов.

Понятие Закон

Закон – это устойчивая, воспроизводимая, существенная связь между явлениями действительности. Законы бывают причинно-следственными и вероятности. В первом случае некоторое событие А становится причиной появления или изменения события Б. Во втором случае А по всей вероятности влечет за собой Б, но не является его причиной. Причины, по Юму, существуют лишь в нашем сознании, но не в реальности.

Основные трактовки общественных законов:

А) Фатализм. Фаталисты считают, что в мире есть законы, которые мы до конца понять не можем и отменить их также не можем. Мы можем на них влиять так, что помогаем им действовать.

Б) Натурализм. Это уподобление общества природной системе и объяснение социальных процессов на основе закономерностей, ранее обнаруженных в природной системе. Представители натурализма – социальные дарвинисты, которые считают, что в обществе продолжается естественный отбор. Огюст Конт. Законы эти можно признать, но изменить нельзя.

В) Волюнтаризм. Общественные законы создаются за счет или благодаря сильных личностей, обладающих необходимыми ресурсами. (Государственная власть, например).

Все явления и процессы в мире связаны между собой.

Детерминизм отвечает на вопрос, существует ли в мире упорядоченность и обусловленность всех явлений, или же мир это неупорядоченный хаос. Детерминизм - учение о всеобщей обусловленности явлений и событий. Термин происходит от латинского слова "determinare" - "определять", "отделять". Первоначальные представления о связи между явлениями и событиями появились в силу особенностей практической деятельности человека. Повседневный опыт убеждал, что события и явления связаны друг с другом, и некоторые из них взаимно обусловливают друг друга. Это обыденное наблюдение выразилось в древней максиме: ничто не возникает из ничего и не превращается в ничто.

Появляется понятие механистического детерминизма, который трактует все типы взаимосвязи и взаимодействий как механические и отрицает объективный характер случайности. Один из сторонников этого типа детерминизма Б. Спиноза считал, что случайным мы называем явление только по причине недостатка наших знаний о нем.
Индетерминизм -онтологический принцип, согласно которому между явлениями и событиями нет всеобщей и универсальной взаимосвязи. Индетерминизм отрицает всеобщий характер причинности. Согласно этому принципу, в мире существуют явления и события, появляющиеся без всяких причин, т.е. несвязанные с другими явлениями и событиями.

Противостояние детерминизма и индетерминизма проходит через всю историю философии. Например, в Новое время наряду с детерминизмом Б. Спинозы существовала индетерминистическая концепция Д. Юма, который сводил причинность к привычке человеческого ума связывать события определенным образом. Однако в классической философии ведущей позицией оставался все-таки детерминизм.
Детерминизм и индетерминизм: все как всегда относительно

Многие события или состояния таковы, что в одно время являются детерминированными, а в другое — нет. Наступление некоторого события или состояния может быть детерминировано в одно время и не детерминировано в другое. Можно утверждать, например, что выпадение дождя сегодня детерминировано, а выпадение его послезавтра — нет. Можно заявлять, что сегодняшний дождь был детерминирован событиями, имевшими место еще неделю назад, но не был детерминирован событиями годичной давности. Вневременная детерминация может считаться с известным приближением частным случаем временной.

Наши рекомендации