Важное в философии это проблема всеобщего, устойчивого и неизменного, стоящего за множеством отдельных изменчивых вещей. 26 страница

  1. Безоговорочно защищал идею личного Бога.
  2. Признавал Бога полностью трансцендентным, непознаваемым.
  3. Считал, что познание Бога опосредовано его влиянием в природе.
  4. Полагал, что Бог – это и есть природа.
  5. Признавал Бога полностью имманентным и познаваемым.

7.Исследуя проблемы человеческой души, Аквинат исходил из того, что:

  1. Душа есть чистая форма без материи, она бестелесна.
  2. Душа является частью тела, выступая его формирующим принципом.
  3. Душа состоит из особой тонкой материи, отличной от телесной, потому она не уничтожается вместе с телом.
  4. Душа есть проявление надындивидуального духа, потому она неуничтожима.
  5. Душа является часть Космического бытия, потому она бессмертна.

8.Номинализм в своей атаке на строгую рационализацию религиозных догматов, тем самым:

  1. Укрепил христианскую теологию.
  2. Подготовил почву для отделения теологии от философии.
  3. Поставил на новую основу авторитарное положение Церкви.
  4. Затормозил формирование позитивизма Нового времени.
  5. Способствовал отделению теософии от теологии.

9.В арабской философии не использовались идеи философа:

  1. Платона.
  2. Плотина.
  3. Эпикура.
  4. Аристотеля.
  5. Аль-Фараби.

10.Аверроэс – это западное прочтение арабского имени:

  1. Аль-Кинди.
  2. Аль-Фараби.
  3. Ибн Рушд.
  4. Ибн Сина.
  5. Авиценна.

11.Авиценна понимал мир как произведение:

  1. Слепых сил природы.
  2. Божественной воли.
  3. Божественной воли и разума.
  4. Космической энергии.
  5. Божественного разума.

12.В согласии с другими арабскими философами Ибн Сина учил об универсалиях, которые существуют:

  1. До единичных вещей.
  2. В реальных вещах.
  3. Как единичные вещи.
  4. После вещей.
  5. Как общие понятия.

13.По Аверроэсу, материальный мир:

  1. Вечен и бесконечен, но в пространстве ограничен.
  2. Сотворён Богом из нечего.
  3. Обречён на гибель.
  4. Вечен и в пространстве безграничен.
  5. Является иллюзией человеческого мышления.

14.Аверроэс, развивая учения о человеке и нравственности:

  1. Признавал бессмертие индивидуальной души.
  2. Отрицал бессмертие души.
  3. Считал неизбежным посмертное вознаграждение или наказание на том свете.
  4. Поддерживал идею об отсутствии различий между добром м злом.
  5. Считал, что нравственность заложена в каждом человеке Богом от рождения.

15.В «Опровержении философов» аль-Газали использовал подход:

  1. Диалектический.
  2. Скептический.
  3. Мистический.
  4. Рационалистический.
  5. Эмпирический.

16. «Каббала» в переводе означает:

  1. Вера, доверие.
  2. Знание, метод.
  3. Книга, письмо.
  4. Шифр, загадка.
  5. Традиция, предание.

17.В Каббале раскрывается:

  1. Религиозное значение христианской догматики.
  2. Мистика чисел и букв Священного писания.
  3. Христианские идеи библейских притч.
  4. Связь христианской религии и иудаизма.
  5. Религиозное значение и правильное прочтение христианской символики.

18.Термин «гуманизм» происходит от латинского Humanus, что означает:

  1. Божественный.
  2. Человеческий (человечный).
  3. Природный.
  4. Гражданский.
  5. Законный.

19.Гуманистическое мировоззрение впервые стало складываться в:

  1. Нидерландах.
  2. Германии.
  3. Италии.
  4. России.
  5. Голландии.

20. «Первым итальянским гуманистом» или «отцом гуманизма» в Италии традиционно считается:

  1. Данте Алигьери.
  2. Марсилий из Падуи.
  3. Джованни Боккаччо.
  4. Томмазо Кампанелла.
  5. Франческо Петрарка.

Список рекомендуемой литературы

1.Сегизбаев О.А. Казахская философия 15-начала 20 веков. Алматы, 2006г.

2.Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., 2001г.

3.Габитов Т.Х. Философия. Алматы., Раритет, 2005г.

4.Миронов В.В. Философия. М., 2005г.

5.Фирсов А.А. Философия культуры. М., 2000г.

Тема №14. Философия образования. Философия глобальных проблем

Прочитатьс ледующие разделы:

1.Предмет философии образования. 2.Философия образования и педагогическая теория. 3.Взаимосвязь образования и воспитания. 4.Институализация образования. 5.Структура педагогического процесса. 6.Отчуждение в образовании. 7.Проблема вочеловечивания отчуждённого знания. 8.Образовательная среда. 9.Моделирование в образовании. 10.Развитие и образование. 11.Сознательное и бессознательное в образовании. 12.Самореализация личности. 13.Личность и образование. 14.Общение и образование. 15.Познание и образование. 16.Понимание и образование. 17.Творчество в образовании. 18.Три типа педагогики: педагогика формирования, педагогика развития, педагогика сотворчества. 19.Критическая педагогика постмодернизма. 20.Дисциплинарность и образование. 21.Проблема научной дисциплины и учебной дисциплины. 22.Система образования как культурный посредник. 23.Традиционная система образования. 24.Альтернативные образовательные системы. 25.Всеобщая система образования как средство достижения власти и компетентности (Платон). 26.Аксиологические аспекты образования. 27.Ценности консерватизма в образовании. 28.Классический реализм в образовании. 29.Эссенциализм в образовании. 30.Аналитическая философия в образовании. 31.Экзистенциализм и образование. 32.Восточная модель образования. 33.Образование для психологической зрелости. 34.Образование для приспособления к жизни.

1.Глобальные проблемы и причины их появления. 2.Угроза экологической катастрофы и философский смысл основных сценариев её преодоления. 3.Глобализация, глобализм и антиглобализм как современные вызовы истории. 4.Глобальное моделирование как основная проблема «Римского клуба». 5.Основные направления исследований глобальных проблем. 6.Формирование футурологической проблематики. 7.Артикуляция проблемы нарастающего экологического кризиса. 8.Философские поиски «Римского клуба». 9.Проблема формирования глобального сознания.

Контрольный тест

1.Термин философия означает:

  1. Рассуждение.
  2. Компетентное мнение.
  3. Профессиональную деятельность.
  4. Любовь к мудрости.
  5. Правильное воспитание.

2.Греческое слово «филео» означает любовь:

  1. Страсть.
  2. Братскую.
  3. Божественную.
  4. Природную.
  5. Стремление.

3.Что является источником философского знания, согласно Сократу:

  1. Природа, космос.
  2. Процесс познания мира.
  3. Жизнь человека в обществе.
  4. Знание о неизбежности смерти.
  5. Постоянная духовная неудовлетворённость.

4.В развитии философии нет:

  1. Преемственности.
  2. Устаревших идей.
  3. Научных достижений.
  4. Ценностной составляющей.
  5. Взаимосвязи с точными науками о природе.

5.Философские решения не могут быть:

  1. Гипотетическими.
  2. Противоречивыми.
  3. Окончательными.
  4. Неоднозначными.
  5. Сложными.

6.Ответы на философские вопросы ищут в:

  1. Доводах и умозаключениях разума.
  2. Религиозных верованиях.
  3. Мифологических представлениях.
  4. Научных исследованиях.
  5. Практическом опыте.

7.Человек философствует, по мнению Людвига Фейербаха:

  1. По естественной склонности души.
  2. Во имя реализации своей общественной сущности.
  3. Для решения стратегических жизненных задач.
  4. Ради постижения мира в идеях.
  5. Для собственного удовольствия.

8.Философские проблемы изначально и непосредственно касаются:

  1. Природных явлений.
  2. Объективного мира в целом.
  3. Социальной жизни.
  4. Судьбы, предназначения и высших идеалов человека.
  5. Законов мышления.

9.Какой вопрос не относится к исходным вопросам высших и вечных интересов человеческого разума, согласно представлениям Иммануила Канта:

  1. Что я могу знать?
  2. Что я должен делать?
  3. Что есть моя конечная цель?
  4. На что я могу надеяться?

10.По мысли Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, предмет философии совпадает с предметом:

  1. Естественных наук.
  2. Истории.
  3. Математики.
  4. Физики.
  5. Религии.

11.Устойчивая система взглядов на мир, убеждений, представлений, верований человека, определяющих выбор определённой жизненной позиции, отношение к миру и другим людям – это:

  1. Мировосприятие.
  2. Миропонимание.
  3. Мироощущение.
  4. Миросозерцание.
  5. Мировоззрение.

12.Совокупность подходов, приёмов, способов решения разнообразных практических и познавательных проблем – это:

  1. Методология.
  2. Методика.
  3. Метод.
  4. Механизм.
  5. Парадигма.

13.Философское учение о ценностных отношениях человека и мира – это:

  1. Гносеология.
  2. Эстетика.
  3. Онтология.
  4. Этика.
  5. Аксиология.

14.«Безымянное и обладающее именем, бестелесное невидимое, неопределённое, лишённое формы, «врата рождения», корень земли и неба, следующее естественности, но подчиняющее небо, землю и человека» - соотнесите данные трактовки бытия с одной из историко-философских традиций:

26. Ведизм.

27. Конфуцианство.

28. Натурфилософия.

29. Джайнизм.

30. Даосизм.

15. «Пустота, наличие бесконечного числа неделимых частиц, все они разнообразны по величине и форме, кружась в вихре, частицы образуют огонь, воду, воздух и землю, движение частиц подчинено необходимости» - соотнесите данные трактовки бытия с одной из историко-философских традиций:

  1. Атомизм.
  2. Брахманизм.
  3. Моизм.
  4. Даосизм.
  5. Элеаты.

16. «Единое под разными именами, ни сущее, ни не – сущее, существовавшее до мироздания и богов, порождающее и поглощающее все видимые вещи и явления» - соотнесите данные трактовки бытия с одной из историко-философских традиций:

  1. Пифагорейцы.
  2. Милетская школа.
  3. Элеаты.
  4. Легисты.
  5. Буддисты.

17. «Неподвижное, бесконечное, неделимое, постоянно пребывающее, только сущее, сплошное, наполненное, отсутствие небытия» - соотнесите данные трактовки бытия с одной из историко-философских традиций:

  1. Элеаты.
  2. Брахманизм.
  3. Даосизм.
  4. Атомизм.
  5. Конфуцианство.

18. «Бытие природы, в действительности – небытие, «иное», подлинное бытие не имеет возникновения (начала), оно вечно возникающее, постигается с помощью размышления» – какому философу принадлежит подобная трактовка бытия:

  1. Платону.
  2. Аристотелю.
  3. Сократу.
  4. Карлу Марксу.
  5. Мо Цзы.

19. «Бытие – объективная реальность, независимая от сознания человека, оно материально, к его различным сферам относятся – неорганическая и органическая природа, биосфера и т.д., оно включает в себя общественное бытие» - какому философу принадлежит подобная трактовка бытия:

  1. Конфуцию.
  2. Лао Цзы.
  3. Будде.
  4. Платону.
  5. Карлу Марксу.

20. «Бытие является вечным саморазвитием и самодвижением абсолютной идеи, инобытие идеи – природа, понятие есть истина бытия» - какому философу принадлежит подобная трактовка бытия:

  1. Карлу Марксу.
  2. Георгу Вильгельму Фридриху Гегелю.
  3. Сократу.
  4. Платону.
  5. Аристотелю.

Список рекомендуемой литературы

1.Сегизбаев О.А. Казахская философия 15-начала 20 веков. Алматы, 2006г.

2.Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., 2001г.

3.Габитов Т.Х. Философия. Алматы., Раритет, 2005г.

4.Миронов В.В. Философия. М., 2005г.

5.Фирсов А.А. Философия культуры. М., 2000г.

Тема №15. Проблемы теории диалектики. Эпистемология

Прочитатьс ледующие разделы

1.Исторические типы диалектики. 2.Диалектика в Древнеиндийской и Древнекитайской философии. 3.Формы диалектики в Древнегреческой философии. 4.Диалектика в классической немецкой философии и в марксизме. 5.Основные варианты диалектики в 20 веке. 6.Современные разработки теории диалектики. 7.Критика механической и органической моделей диалектики. 8.Модель гармонической диалектики (Г. Батищев). 9.Диалектика и диалогика (В.С. Библер). 10.Диалектика как система. 11.Основные принципы и законы диалектики. 12.Единство объективной и субъективной диалектики. 13.Сущность категорий диалектики. 14.Категориальный аппарат диалектики. 15.Диалектика как логика и методология научно-познавательной и практической преобразовательной деятельности человека.

1.Специфика познавательного отношения человека к миру. 2.Доопытное знание. 3.Знание и познание. 4.Знание и вера. 5.Структура знания. 6.Чувственное и рациональное познание. 7.Понятие как форма рационального познания. 8.Познание и творчество. 9.Творчество и интуиция. 10.Объяснение и понимание. 11.Истина. 12.Заблуждение и истина. 13.Теория истины. 14.Специфика научного познания. 15.Архитектоника научного знания. 16.Динамика научного знания. 17.Знание – власть. 18.Проблема контаминации знания и власти. 19.Проблема метода. 20.Основные методы познания. 21.Логика и методология. 22.Методы научного познания. 23.Философские методы. 24.Феномен рациональности. 25.Наука и феномен институализации науки. 26.Перспективы развития науки. 27.Дискуссия о параллелизме новейших научных открытий и древнейших вненаучных знаний.

Контрольный тест

1. .По поводу расположенности материи во времени и пространстве философами выдвигалось два основных подхода – это реляционный подход и, определите второй подход.

  1. Гносеологический.
  2. Онтологический.
  3. Эмпирический.
  4. Праксиологический.
  5. Субстанциональный.

2.Исключите несуществующую форму отражения матери.

  1. Органическая.
  2. Механическая.
  3. Биологическая.
  4. Физическая.
  5. Химическая.

3.В целом в философии существует четыре подходов к проблеме сознания, исключите лишнее.

  1. Физикализм.
  2. Дуализм.
  3. Солипсизм.
  4. Объективный идеализм.
  5. Умеренный материализм.

4.Существуют теории происхождения сознания, близкие к космической (божественной) точке зрения, исключите лишнее.

  1. Теория монад.
  2. Теория Шардена.
  3. Теория психосферы Рейзера.
  4. Теория гилозоизма.
  5. Теория ноосферы.

5.Современная религиозно-идеалистическая картина мира наиболее показательно представлена в концепции «эволюционно-космического христианства» французского философа.

  1. Мишеля Фуко.
  2. Пьера Тейяра де Шардена.
  3. Жана-Поля Сартра.
  4. Антуана де Сент-Экзюпери.
  5. Жюльена Офре де Ламетри.

6.Ключевыми понятиями теории отражения являются, исключите лишнее.

  1. Раздражимость.
  2. Чувствительность.
  3. Психическое отражение.
  4. Сознательная форма отражения.
  5. Бессознательная форма отражения.

7.Что есть способность сознания творить и воспроизводить идеи – внутренняя самостоятельная работа, выходящая за рамки простого отражения.

  1. Интенциональность сознания.
  2. Идеальность сознания.
  3. Идеаторность сознания.
  4. Абстрактность сознания.
  5. Конкретность сознания.

8.Что есть специфически человеческий способ бытия сознания.

  1. Мышление.
  2. Интеллект.
  3. Самостоятельное логическое мышление.
  4. Язык.
  5. Ум.

9.Исключите из нижеперечисленного несуществующую функцию сознания.

  1. Бытийная функция.
  2. Функция рефлексии.
  3. Творчески-креативная функция.
  4. Функция регулирования поведения.
  5. Функция познания, обобщенного отражения внешнего мира.

10.По мнению какого философа, человек – это прежде всего эротическое существо.

  1. Карл Юнг.
  2. Карл Ясперс.
  3. Зигмунд Фрейд.
  4. Фридрих Ницше.
  5. Иммануил Кант.

11.Главная проблема диалектики.

  1. Что такое познание?
  2. Что такое материя?
  3. Что такое сознание?
  4. Что такое движение?
  5. Что такое развитие?

12.По мнению какого философа, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами – тождественностью и отличием.

  1. Иммануил Кант.
  2. Георг Вильгельм Фридрих Гегель.
  3. Аристотель.
  4. Фома Аквинский.
  5. Артур Шопенгауэр.

13.Что есть категория для выражения специфики вещи, тождественная бытию определённость, стабильная система определённых характеристик и связей предмета.

  1. Качество.
  2. Количество.
  3. Мера.
  4. Сущность.
  5. Скачок.

14.Существует несколько основных принципов диалектики, из нижеперечисленного исключите лишнее.

  1. Принцип всеобщей связи.
  2. Принцип развития.
  3. Принцип системности.
  4. Принцип познаваемости.
  5. Принцип историзма.

15.Что есть, философский взгляд, согласно которому в основе развития природы и общества лежит воля человека.

  1. Волюнтаризм.
  2. Фатализм.
  3. Релятивизм.
  4. Детерминизм.
  5. Эмпиризм.

16.Главной альтернативой диалектики является.

  1. Релятивизм.
  2. Метафизика.
  3. Софистика.
  4. Консервативная диалектика.
  5. Негативная диалектика.

17.Древнеиндийские Веды состоят из четырёх сборников, исключите лишний.

  1. Ригведа.
  2. Самаведа.
  3. Рамаяна.
  4. Яджурведа.
  5. Атхарвангирасы.

18.Название концепции в древнеиндийской философии о переселении душ.

  1. Карма.
  2. Самсара.
  3. Дхарма.
  4. Нирвана.
  5. Прана.

19.Одной из важных основ социального порядка было строгое повиновение старшим в трактовке философа.

  1. Будды.
  2. Лао - Цзы.
  3. Конфуция.
  4. Мо – Цзы.
  5. Сиддхартхи Гаутамы.

20.В развитии античной философии можно приблизительно выделить четыре основных этапа, исключите лишнее.

  1. Досократовский.
  2. Классический.
  3. Эллинистический.
  4. Римский.
  5. Архаический.

Список рекомендуемой литературы

1.Сегизбаев О.А. Казахская философия 15-начала 20 веков. Алматы, 2006г.

2.Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., 2001г.

3.Габитов Т.Х. Философия. Алматы., Раритет, 2005г.

4.Миронов В.В. Философия. М., 2005г.

5.Фирсов А.А. Философия культуры. М., 2000г.

Наши рекомендации