Социологическая концепция Огюста Конта

Для понимания специфики социологии нужно учесть, что она возникла в конкретной исторической ситуации первой половины 19 века, в условиях стабильного капитализма во Франции и Англии и зрелого “третьего” сословия, которое не довольствовалось существующим знанием об обществе. Возникновение социологии как самостоятельной науки было подготовлено развитием психологии, антропологии, частных областей права и т. д. Прямое влияние на становление социологии оказала немецкая классическая философия, политическая экономия в ее английском и немецких вариантах, а также социалистическая теория французских философов Сен-Симона и Фурье, в которой ведущая роль в переустройстве общества отводилась новой социальной науке, объективной и точной, созданной по аналогии с естествознанием.

Ученик Сен-Симона и его последователь на первых порах - таким предстает родоначальник социологии французский философ Огюст Конт(1798-1857). Именно О. Конт дал название новой для того времени науки, разработал основополагающие методологические принципы социологии как науки, объединяющей естественнонаучное социальное знание. Первенство в этом единении Конт отдавал методологии естествознания, прежде всего физики и биологии, которые в этот период развиваются наиболее успешно.

Конту принадлежит заслуга в обосновании принципов социологии, как указывалось выше, таких как эмпиризм, верификация (от позднелатинского verificatio - подтверждение, доказательство), физикализм, позитивизм.

Принцип эмпиризма выдвигал вопрос о социальном эксперименте и его особенностях. Он разъяснял, что “эмпиризм означает, что единственным источником истинной науки о мире является опыт. Позитивизм - что предметом его являются только факты, а не трансцендентальное бытие или мнимая сущность вещи... физикализм - ... что совершенными понятиями являются те, которые создала физика, и что к ним можно и нужно сводить всё научное значение”(О. Конт). Это значит, что Конт ориентировал социологию на исследования по образцам естественных наук, особенно физики.

В то же время, ученый подчеркивал, что в отличие от естественных наук, изучающих отдельные явления природы, социология должна изучать общество в целом, общественную систему, социальные явления во взаимосвязи с общественной жизнью. Значительное внимание Конт уделял методам социологического исследования, которые сохраняют актуальность до сего дня: наблюдение, эксперимент, сравнение, опрос.

Новая социальная наука, по Конту, исследует общество с точки зрения статики и динамики. В статике общество подчиняется законам “порядка” и ”прогресса”. В своей совокупности явления, изучаемые в социальной статике, образуют организм со множеством сложных систем. Задача социальной статики - изучение семьи, человека, условий жизни, в которых он действует.

Социальная динамика должна выяснять, что является движущейсилой в развитии общества. В изложении Конта, такими силами являются: экономические, природные условия, климат, географическая среда, а также взгляды, идеи, мышление, сознание людей. Социальная динамика, по Конту, описывается так называемым “законом трёх стадий”, который является отдалённым аналогом движения в истории общественного и научного сознания. Конт делит историю общества на три стадии: 1)теологическую, 2)метафизическую и 3)позитивную. Что явилось критерием для деления общества в определении этих стадий? Критерием явился характер господствующих идей.

Теологической стадией Конт называет определенный период в развитии общества, вплоть до 17-18 веков, когда в нем господствовала религия. Основной господствующей силой идейного характера в это время была религия. На этой стадии человеческий разум стремится найти начальные либо конечные причины явлений. Человеческий разум стремится к абсолютному знанию. Эта стадия была необходима для своего времени, т.к. обеспечивала предварительное развитие человеческой социальности и рост умственных сил.

Вторая стадия - метафизическая. В обществе господствуют олицетворенные абстракции, метафизические концепции, к которым Конт относит революционные теории и материалистическую философию. Критикуя эти концепции, он выражал свое несогласие с положениями марксизма, особенно его учения о классовой борьбе. На этой стадии умозрительная часть очень велика “вследствие упорного стремления аргументировать вместо того, чтобы наблюдать”. По его мнению, метафизическое мышление по своей природе является критическим, разрушительным.

Третья стадия - позитивная. Конт считает, что обществу нужен такой этап, когда развивалась бы только позитивная наука. Это положит конец спекулятивным системам как религиозного, так и философского толка. В этот период должны господствовать естественные науки, развиваться социология, изучающая общество во всех проявлениях на основе принципов: эмпиризма, физикализма, позитивизма.

На позитивной стадии, по мнению Конта, действует закон постоянного подчинения воображения наблюдению. На этой стадии ум отказывается от недоступного определения конечных причин и сущностей (абстракций) и вместо этого обращается к простому исследованию законов, т.е. постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями. Знание этих законов необходимо, чтобы учитывать и предвидеть их действие. Истинная наука, говорил Конт, сочетает наблюдение и предвидение, которое “составляет во всех отношениях главную черту положительной науки”. Предшествующий этап развития является, с точки зрения Конта, необходимым условием развития последующего.

Общественное развитие Конт связывал с моралью, а потому “моральное возрождение” считал “основой всякого дальнейшего прогресса человечества и по существу более важным, чем экономическое и политическое развитие общества”. Социальный идеал Конта - гармония и согласие между членами общества. он выступал против преобразований в обществе посредством революции: общество, считал Конт, должно развиваться эволюционно. Основной элемент, из которого и по образцу которого строится общество, - это семья, считал Конт. Он называл семью самым маленьким обществом, она - школа социальной жизни, в которой индивид учится повиноваться и управлять.

Основные труды О. Конта. “Курс позитивной философии” в 6-ти томах; “Система позитивной политики, или Социологический трактат об основах религии человечества” в 4-х томах; “Завещание Огюста Конта” - в 4-х томах (посмертное издание).

Таким образом, Огюст Конт известен в истории общественной мысли как создатель нового направления в философии - позитивизма, как родоначальник социологии. Он первый обосновал необходимость появления такой науки как социология, обозначил объект и предмет, а также принципы и методы социологии; понятийный аппарат социологии и др.

Наши рекомендации