Социологические теории Огюста Конта

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Социология»

Тема: Значение идей классических социологических теорий для

современной социологии

Вариант № 10

Выполнил: ст. гр. ЭКФ-15-1

А.С. Костомаров

Проверил: к.с.н.

Пельменёва С.П.

Чита

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………...…….. 3

Значение идей классических социологических теорий для

современной социологии ………………………………………...………….….. 5

1 Социологические теории Огюста Конта ………………………………….…. 5

2 Взгляды и идеи Герберта Спенсера …………………………………….……. 8

2.1 Структурный функционализм Г. Спенсера ……………………..… 10

3 Социологические теории и взгляды Карла Маркса …………………..…… 11

3.1 «Марксизм» …………………………………………………..…….. 13

4 Теории Макса Вебера ……………………………………………..…………. 14

4.1 «Понимающая социология» Вебера ……………………..….…….. 18

5 Принципы, идеи Эмиля Дюркгейма ………………………………….…….. 18

5.1 «Социализм» Дюркгейма ………………………………..………… 21

Заключение ………………………………………………………….………….. 23

Список используемых источников …………………………………..……….. 25

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее развитие и признание социология получила только тогда, когда были разработаны и сформулированы основные научные концепции, и появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных явлений. Принципиально новую роль в жизни общества стали играть науки. Они институционализируются посредством повсеместного создания университетов и колледжей. Возникает представление, что с помощью наук люди могут контролировать мир и даже управлять им. Особую популярность приобретают естественные науки – физика, биология, химия. Благодаря открытиям ученых-естествоиспытателей расшатываются метафизические представления о мире. Отнюдь не случайно при своем зарождении социология строилась в противовес метафизики и по образу и подобию естественных наук.

Мировосприятие, прежде всего, у ученых становится иным. Лучшие мыслители того времени задались вопросами, почему приход идеалов всеобщей свободы и равенства был столь драматичен, почему прогресс науки и техники, зарождение просвещенного общества в противовес дикости и варварству сопровождаются столь грубыми межличностными раздорами? Вопросы озадачили ученых и тем, что на фоне выдающихся успехов в естествознании выявилась очевидная неспособность познания собственно человеческого общества, у которого обнаружились невиданные ранее несовершенства. Никто не мог дать вразумительных, аргументированных объяснений тому, что ещё принесет развитие фабричной системы, начавшаяся борьба за переделом власти, изменения в образе жизни и поведении людей. Кроме того, обрело институционализацию, право на религиозное и политическое несогласие.

Так возникла объективная потребность в обосновании принципиально новых подходов к изучению общества, его структур, социальных групп и его членов.

Практически все мыслители того времени критиковали нарождавшийся строй, предпринимали попытки как-то объяснить катаклизмы и на этой основе предвосхитить характер будущего общества. Но они принципиально разошлись в предлагаемых методах постижения истины и средствах движения к справедливому, гуманному общественному устройству.

Проект социологии был результатом соединения 4-х фундаментальных идей, развивавшихся в течение столетий:

- идея общества;

- идея естественного закона;

- идея прогресса;

- идея метода (познавательный инструмент).

Честь фактического "открытия" социологии принадлежит нескольким выдающимся мыслителям, жившим и творившим в период с середины XIX и до начала XX в. Это немецкие ученые Карл Маркс и Макс Вебер, а также французы Огюст Конт, Эмиль Дюркгейм и англичанин Герберт Спенсер.

ЗНАЧЕНИЕ ИДЕЙ КЛАССИЧЕСКИХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИ­Х ТЕОРИЙ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ

Социологические теории Огюста Конта

Огюст Конт (Comte) — французский социолог и философ, родоначальник новой позитивной социальной науки, которая, по его мнению, должна была освободить научное знание от умозрительной философии (метафизики) и теологии. По Конту, позитивные знания — это “истинно доступные нашему уму и полезные для нас” знания, которые противостоят фантастическим представлениям, а также здравому смыслу ввиду его ограниченности и противоречивости.

О. Конт родился 19 января 1798 г. в семье служащегося, занимавшегося сбором налогов. В 1817 он становится секретарем и «приемным сыном» известного философа, социалиста-утописта Сен-Симона, с которым сотрудничает в подготовке к изданию сочинений в течение семи лет.

По оценкам современников, О. Конт отличался фотографической памятью. Основные сочинения – шеститомный “Курс позитивной философии” (1830-1842); “Система позитивной политики”; “Дух позитивной философии” – он написал, полагаясь исключительно на свою память. Среди других работ: “Рассуждения о позитивизме в целом”, “Позитивистский катехизис”, “Призыв к консерваторам”, “Субъективный синтез”.

О. Конт был весьма неординарным человеком и в науке, и в жизни. Ученый имел серьезные проблемы человеческого общения и восприятия окружающего мира в целом. Социолог-проповедник новой позитивистской религии, призывал утвердить в человеческих отношениях порядок и прогресс. Идеалы позитивизма рассматривались Контом как высшая и единственная самоценность: им был составлен список «позитивистского чтения», включавший порядка 100 произведений (предполагалось, что вся остальная литература вообще не имеет значение для судеб человечества). Тем не менее, несмотря на социальную отчужденность, нетерпимость к другим научным теориям и мнениям, подчас граничащую с фанатизмом, позитивистские идеи Конта были подхвачены и получили развитие в трудах ученых-обществоведов не только во Франции, но и в России, Великобритании и других странах мира.

После его смерти было опубликовано четырехтомное “Завещание Огюста Конта”.

Огюст Конт считал, что только та наука имеет право на существование, которая приносит практическую пользу, и настаивал на исследовании взаимосвязей социальных фактов. О. Конт предложил изучать социальную реальность с помощью методов естественных наук – наблюдения, эксперимента, сравнительного анализа. Согласно закону классификации наук, разработанному О. Контом, каждая предшествующая наука становится предпосылкой появления последующей, более сложной. Развитие общества, как указывает ученый, является проявлением «Закона трех стадий». Он считает, что развитие общества представляет собой переход от одной стадии развития к другой: от теологической к метафизической, а от нее к позитивистской.

Проект социологии у Конта подразумевал, что общество - особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам. Практический смысл социологии - участие в совершенствовании общества, которое в принципе поддается такому совершенствованию. Могут быть найдены познавательные инструменты, позволяющие выявить законы развития общества. Как и многие другие философы того времени, Огюст Конт находился под воздействием крупных успехов в области естественных наук. Поэтому он, рассматривая проблемы общества и социального поведения:

- Во-первых, поднял на щит девиз "Порядок и прогресс", где порядок понимался по аналогии с физикой как симметричность и уравновешенность структурных элементов общества (индивидов и групп), а прогресс - как использование знаний об обществе, прежде всего, для решения конкретных проблем, направленных на достижение оптимизации человеческих отношений, где, по его мнению, наблюдалось отставание от других наук.

- Во-вторых, О. Конт считал, что социология должна рассматривать общество как некий обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага. Этот организм, по его мнению, действовал в соответствии с жестокими законами, подобно закону всемирного тяготения в физике. В связи с этим всю социологию О. Конт разделял на социальную статику и социальную динамику и допускал применение законов механики к изучению общества и его основных элементов.

Кроме того, говоря о получении знаний об обществе и законах его функционирования и развития, О. Конт предполагал, прежде всего, необходимость изучения отдельных социальных фактов, их сопоставления и проверки, практически полностью отрицая роль общей теории в социологии. Вместо теоретических обобщений эмпирических данных и сведения их в нечто целое, французский мыслитель предполагал лишь первичное обобщение и строил картину общества в основном в виде мозаики отдельных взаимосвязанных фактов. Такой подход к получению и использованию научного знания принято квалифицировать как эмпиризм в социологии.

Историческая и научная роль Огюста Конта состоит, прежде всего, в том, что проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамках отдельной науки, которую назвал социологией. К сожалению, О. Конт не смог определить достаточно четко предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития.

Наши рекомендации