Социально-экономические идеи в философии
Важнейшей областью общественной жизни выступает материальное производство или экономическая сфера общества. Главными понятиями, отражающими специфику экономического бытия общества, являются хозяйство, труд, свобода, рациональность, «экономический человек» и т.п. Эти понятия в совокупности создают картину взаимодействия общества и природы, характеризуют природу хозяйственной деятельности и ее место в общественном бытии и бытии человека, показывают, что в основе экономической деятельности лежат желания и потребности человека. Идеи, теории и концепции, анализирующие феномен «экономического», составляют философию экономики или философию хозяйства.
Одним из главных понятий социальной философии является труд, так как он представляет собой основную форму человеческой жизнедеятельности, способ практического освоения мира. По этой причине труд не может быть исключительно категорией экономической науки. Проблема сущности собственности и ее роли в жизнедеятельности общества и значения для человеческого существования занимает немаловажное место в истории философии. Мыслители различных эпох отмечали не только позитивную составляющую социальной сущности собственности, выражающуюся в удовлетворении потребностей человека и общества, но и анализировали такие отрицательные стороны ее проявления – войны, социальное неравенство, бедность. Представители утопического направления в философии вовсе признавали собственность главным социальным злом. Современные трактовки рассматривают собственность как имманентно присущую человеку, существующую с человеком и отсутствующую вне человеческого общества.
Понятие «экономика» произошло от греческого слова «ойкономия», которое буквально означает домострой, домоуправление. Первоначально в античности ойкономия означала умение управлять хозяйством – собственностью, женой, детьми, рабами (Ксенофонт, Платон, Аристотель). Космос рассматривался как гармонично устроенное домохозяйство Бога, которое он направляет и поддерживает. Такое понимание экономики характерно для античности и средневековья, поскольку оно строится на базе традиционной земледельческой хозяйственной жизни и соответствует ей. Позднее, в эпоху раннего капитализма в философии утверждаются новые представления об экономической деятельности: анализируются понятия стоимости, денег, цены, богатства. Становление промышленного капитализма повлекло за собой возникновение первой собственно научной формы экономического знания – политической экономии, предметом которой были процессы труда и производства (А. Смит, Д. Рикардо, Д.С. Милль и др.). Для марксизма было характерно общетеоретическое истолкование положений политической экономии. Тем не менее эта отрасль знания об «экономическом» еще долго была тесным образом связана с философией. В дальнейшем термин «политическая экономия» был вытеснен понятием «экономика», что ознаменовало выделение новой области знания – науки о рациональном выборе и использовании людьми ограниченных ресурсов (труд, капитал, земля, деньги, знание) для производства товаров и услуг, их распределения и потребления. Тем не менее в рамках современной философии экономики, представленной Т. Хатчисоном, Ф. Махлупом, М. Фридменом и др., продолжается главным образом методологический анализ познания экономических явлений и процессов. Одной из самых разрабатываемых теорий современной социальной философии в области исследования экономических процессов является концепция постиндустриального общества (Э. Тоффлер, Д. Белл, Ф. Фукуяма и др).
В истории философии очень четко прослеживается связь изменения доминирующих типов хозяйственной деятельности людей с эволюцией идей и теорий, лежащих в основе знаний об «экономическом», – от учения о простом домохозяйстве до методологических учений и теорий рационального поведения в рыночной среде.
1. Изучите размышления Ж. Бодена об идеальном государстве Платона:
Каким бы способом ни были разделены земли, не может быть сделано так, чтобы все имущество вплоть до женщин и детей стало общим, как хотел в своем первом проекте государства сделать Платон с целью изгнать из своего города слова твое и мое, которые, по его мнению, являются причиной всех зол, происходящих в государствах, и гибели последних. Но он не учел, что, если бы этот его проект был осуществлен, был бы утрачен единственный признак государства: если нет ничего, принадлежащего каждому, то нет и ничего, принадлежащего всем; если нет ничего частного, то нет и ничего общего. Насколько же было бы такое устройство государства прямо направлено против закона бога и природы, против закона, которому ненавистны не только кровосмешение, прелюбодеяние, отцеубийство, неизбежные при общности жен, но и всякая попытка похитить что-либо, принадлежащее другим, и даже зариться на чужое добро, откуда явствует с очевидностью, что государства устроены богом также и для того, чтобы предоставить государству то, что является общественным, а каждому – то, что является его собственностью. Кроме того, подобная общность всего имущества невозможна и несовместима с семейным правом. Ведь если семья и город, собственное и общее, частное и общественное смешиваются, то нет ни государства, ни семьи. Достаточно известно, что общее достояние всех не может вызывать чувства привязанности и что общность влечет за собой ненависть и раздоры. Еще больше обманываются те, кто полагает, что благодаря общим делам и общности имущества им будет уделяться больше забот. Ведь обычно наблюдается, что каждый пренебрегает общими делами, если из них нельзя извлечь выгоды лично для себя.
Вопросы