E. логико-лингвистического анализа
6. Автор концепции, согласно которой основной движущей силой развития человеческой психики является стремление к преодолению чувства недостаточности, неполноценности:
A. А. Адлер
B. И. Кант
C. А. Тойнби
D. О. Шпенглер
E. З. Фрейд
7. На что была направлено в основном философское воззрение Ч. Валиханова
A. на обоснование принципов идей Просвещения
B. на религию
C. на политику и право
D. на мораль
E. на взаимосвязь философии и естествознания
8. Учение о всеобщей закономерной причинной обусловленности явлений:
A. индетерминизм
B. фатализм
C. детерминизм
D. конвенционализм
E. кондиционализм
9. Общественно-историческая практика есть:
A. Основа и цель познания
B. Критерий истинности знаний
C. Освоение человеком внешней и собственной природы
D. Преобразование общественных отношений и социальных институтов
E. Другой вариант ответа
10. Основное утверждение эмпиризма:
A. мир непознаваем
B. разум является основным источником познания мира
C. высший вид познания – это интуиция
D. все знания человека основываются на опыте
E. источником познания является божественное откровение
11. Что является источником движения и развития?
A. Противоречие
B. Качество
C. Тождество
D. Мера
E. Время
12. К рациональному познанию относятся следующие формы:
A. ощущение, восприятие, представление
B. понятие, суждение, умозаключение
C. чувства, эмоции, рассудок
D. «я», «оно», «сверх-Я»
E. фантазия, вымысел, догадка
13. Философские понятия, обозначающие знания, предшествующие опыту и независимые от него:
A. Сциентизм
B. Спиритуализм
C. Априори
D. Эмпиризм
E. Сенсуализм
14. Философское течение, отрицающее частично или полностью познаваемость мира:
A. Агностицизм
B. Материализм
C. Плюрализм
D. Рационализм
E. Эмпиризм
15. Из перечисленных форм практики исключите одно название, включенное ошибочно:
A. Социальная практика
B. Психическая практика
C. Материально-производственная деятельность
D. Научный эксперимент
E. Техническая деятельность
16. Представитель суфийской философии в Казахстане:
A. аль-Фараби
B. Хайдар Дулати
C. Ходжа Ахмет Яссауи
D. Махмуд Кашгари
E. Юсуп Баласагуни
17. Время в традиционной казахской культуре:
A. виртуальное
B. ситуативное
C. героическое
D. линейное
E. циклическое
18. Кому принадлежит классификация основных форм движения?
A. Фейербах
B. Энгельс
C. Маркс
D. Ленин
E. Плеханов
19. Каково марксистское понимание сущности человека?
A. социально-трудовое
B. теологическое
C. биологизаторское
D. идеально-духовное
E. космо-планетарное
20. Что является всеобщим свойством материи?
A. отражение
B. притяжение
C. существование
D. мышление
E. движение
21. Традиции, обычаи, нормы и т.п. составляют ценности:
A. научные
B. политические
C. этические
D. религиозные
E. эстетические
22. Кто является разработчиком учения о самоорганизации материи – синергетики?
A. К. Маркс
B. Ф. Энгельс
C. И. Пригожин
D. Н. Бердяев
E. В. Соловьев
23. «Философия, есть эпоха схваченная мыслью» - так предмет философии определял:
A. Г. Гегель
B. З. Фрейд
C. Г. Маркузе
D. Л. Фейербах
E. И. Кант
24. Антиномии по И. Канту - это:
A. неразрешимые противоречия
B. «tabula rasa»
C. «картезианское сомнение»
D. универсалии
E. монады
25. «Человек человеку Бог» - основной тезис атеистически-антропологической теории:
A. Л. Фейербаха
B. З. Фрейда
C. Ф. Ницше
D. Ф. Шеллинга
E. Ч. Пирса
Вариант 4.
1. Главный тезис этого философа: «Жизнь человека – абсурдна»
A. К. Ясперс
B. И. Кант
C. Г. Гегель
D. Л. Фейербах
E. А. Камю
2. О.Конт, Г.Спенсер, Дж. Милль представляют :
A. первую волну позитивизма
B. эмпириокритицизм
C. постпозитивизм
D. неопозитивизм
E. логический позитивизм
3. Автор произведения «Бегство от свободы», пытающийся понять механизм взаимоотношения психологических и социальных факторов общественного развития:
A. Э. Фромм
B. О. Конт
C. Д. Дьюи
D. А. Тойнби
E. О. Шпенглер
4. А. Шопенгауэр в качестве альтернативы гегелевского абсолютного духа предлагает:
A. свободу
B. разум
C. чувственное начало
D. волю
E. экзистенцию
5. Кто из перечисленных имен являются представителями структурализма?
A. К. Леви-Стросс, М. Фуко, Ж. Лакан
B. К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин
C. З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Адлер
D. Д. Мур, Б. Рассел, Л. Витгенштейн
E. О. Конт, Г. Спенсер, Э. Мах
6. Кому принадлежит философско-просветительское произведение «Слова назидания»?
A. Ы. Алтынсарин
B. М. Ауэзов
C. А. Кунанбаев
D. Ж. Жабаев
E. Ч. Валиханов
7. Философия этого мыслителя представляет собой спекулятивную теологию:
A. С.Сейфуллин
B. Шакарим
C. Торайгыров
D. Яссауи
E. аль-Фараби
8. Подлинный смысл диалектики заключается:
A. В концепции развития и всеобщей связи
B. В понимании развития, присущего социальным процессам
C. В понимании развития, присущего только природным явлениям
D. В понимании развития абсолютной идеи
E. В рефлексии
9. Единством субъективной и объективной реальности называют:
A. Материю
B. Движение
C. Время
D. Бытие
E. Пространство
10. Основное утверждение рационализма:
A. главенствующую роль в науке играет опыт, эксперимент
B. мир в принципе непознаваем
C. разум играет приоритетную роль в познавательной деятельности человека
D. познание возможно благодаря божественному откровению
E. познаваемость мира сомнительна
11. Какие из перечисленных ниже методов относятся к эмпирическому познанию?
A. Исторический и логический методы
B. Аксиоматизация и формализация
C. Наблюдение и эксперимент
D. Метод восхождения от абстрактного к конкретному
E. Индукция и дедукция
12. В чем сущность концепции географического детерминизма?
A. основные факты истории объясняются географическими условиями
B. развитие общества меняет географическую среду
C. в утверждении идей синергетики
D. в возрастании воздействия общества на природную среду
E. в отрицании роли науки
13. Философское толкование времени:
A. это наше ощущение течения событий
B. это набор секунд, минут, часов, суток и т.д.
C. это часы в любой форме
D. это форма координации сменяющихся объектов и их состояний
E. это изобретение Бога, чтобы измерять длительность
14. Кто из казахских мыслителей, следуя суфистскому направлению ислама, считал, что в основе добра лежит знание?
A. Абай Кунанбаев.
B. Шакарим Кудайбердиев.
C. Чокан Валиханов.
D. Ибрай Алтынсарин.
E. Бухар-жырау Калкаманов.
15. Кому принадлежит наиболее развернутое определение материи?
A. Фейербах
B. Маркс
C. Ленин
D. Энгельс
E. Кант
16. Общественно-экономическая формация – понятие:
A. логического позитивизма
B. персонализма
C. неотомизма
D. марксизма
E. фрейдизма
17. Какое требование выдвигают неопозитивисты, согласно которому любое высказывание должно подлежать опытной проверке на истинность?
A. математический принцип
B. принцип верификации
C. мировоззренческий принцип
D. методологический принцип
E. принцип фальсификации
18. «Философия жизни» определяет жизнь как:
A. способ существования белковых тел
B. результат самоорганизации неорганических соединений
C. поток, изменение, творчество
D. инобытие
E. клеточную систему
19. Кто из философов-экзистенциалистов ввел понятие «пограничной ситуации»?
A. М. Хайдеггер
B. А. Камю
C. К. Ясперс
D. Ж.П. Сартр
E. Х. Ортега-и-Гассет
20. Кто из перечисленных философов видит «прорыв» одномерного общества в полной сексуальной свободе и раскрепощенности, в сексуальной революции?
A. Э. Фромм
B. З. Фрейд
C. Г. Маркузе
D. К.Г. Юнг
E. Ч. Пирс
21. Третья высшая форма чувственного познания, обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент:
A. ощущение
B. представление
C. восприятие
D. суждение
E. умозаключение
22. Как называется метод исследования, состоящий в мысленном соединении, воспроизведении связей отдельных частей, элементов, сторон сложного явления и постижении целого в его единстве:
A. анализ
B. синтез
C. моделирование
D. наблюдение
E. эксперимент
23. Выделите представителя идеалистического монизма в решении проблемы субстанции:
A. Фейербах
B. Гегель
C. Маркс
D. Лейбниц
E. Декарт
24. Кто считал, что всякое развитие протекает по схеме «Триады» (тезис-антитезис-синтез)?
A. И. Кант
B. Г.Гегель
C. Л. Фейербах
D. Ф. Шеллинг
E. Ф. Ницше
25. Выделите проблему, которую исследовал в своем философском творчестве И. Кант:
A. познавательные способности человека
B. законы диалектики
C. проблему социального бытия
D. социальную структуру общества
E. историю религии
Вариант 5.
1. Какие философские направления объединяют этих ученых: Ж. П. Сартр, А. Камю, М. Бердяев, М. Хайдеггер?
A. Неокантианство
B. Неогегельянство
C. Экзистенциализм
D. Сенсуализм
E. Гедонизм
2. Автор произведений «Бунтующий человек», «Миф о Сизифе»:
A. К. Ясперс
B. И. Кант
C. Г. Гегель
D. Л. Фейербах
E. А. Камю
3. Русский ученый, обосновавший теорию ноосферы:
A. А.И. Герцен
B. Н.П. Огарев
C. Л.Н. Толстой
D. В.Г. Белинский
E. В.И. Вернадский
4. Кто из казахских мыслителей утверждал, что исконной религией казахов был шаманизм?
A. Ы. Алтынсарин
B. А. Кунанбаев
C. Ч. Валиханов
D. А. Яссауи
E. Ш. Кудайбердиев
5. В каком своем труде Ш. Кудайбердиев приводит 5 аргументов в пользу материализма?
A. «Каноны мусульманства»
B. «Три истины»