Естественное» состояние общества и возникновение государства в теории Т. Гоббса.
2 фундаментальные характеристики человеческой природы: безотчетное желание и отвращение. Из-за них все эмоции и все соответственно им. Большинство людей по природе аморальны. Собственный эгоизм приносит мало пользы. Люди постоянно озабоченны желаниями, не обращая внимания на цену. Счастье в постоянной удаче, удовлетворении желаний. Власть – способность со стороны индивида обеспечить максимальное благо. Гоббс – проекция основных параметров человеческой психологии.
Люди, утомившись от бессмысленной борьбы, осознают необходимость государства и общественного договора. Левиафан – символ государства. Единственная власть, превосходящая власть индивида, - общественная. Государство: логическое физиологическое примирение. Государство необходимо чтобы при помощи силы внести единое начало в соперничающих индивидов.
Политический анализ Гоббса, его концепции "естественного состояния"и сообщества основывались на механистической психологии. Под явлениями социального поведения, считал Гоббс, скрываются фундаментальные реакции влечения и отвращения, превращающиеся в желание власти и страх смерти. Люди, ведомые страхом, объединились в сообщество, отказавшись от "права"неограниченного самоутверждения в пользу суверена и уполномочив его действовать от их имени. Если люди, заботясь о своей безопасности, согласились на такой "общественный договор", то власть суверена должна быть абсолютной; в противном случае, раздираемые противоречивыми притязаниями, они всегда будут находиться под угрозой анархии, присущей бездоговорному естественному состоянию.
В сфере моральной философии Гоббс также разрабатывал натуралистическую теорию как следствие его механистической концепции человека. Правила цивилизованного поведения (называвшиеся во времена Гоббса "естественным правом"), считал он, выводимы из правил благоразумия, которые должны быть приняты всеми, кто обладает рассудком и стремится выжить. Цивилизация основана на страхе и расчетливом эгоизме, а не на присущей нам от природы социальности. Под "благом"мы имеем в виду просто то, чего желаем; под "злом"— то, чего стремимся избежать. Будучи достаточно последовательным мыслителем, Гоббс верил в детерминизм и полагал, что волевой акт есть просто "последнее влечение в процессе обдумывания, непосредственно примыкающее к действию или отказу от действия". В теории права Гоббс известен концепцией закона как заповеди суверена, которая стала важным шагом в прояснении различия между статутным правом (в то время только нарождавшимся) и общим правом. Гоббс также хорошо понимал различие между вопросами: "Что есть закон?"и "Справедлив ли закон?", которые люди — и в то давнее время, и сегодня — имеют склонность смешивать. Во многих отношениях Гоббс предвосхитил основные положения правовой теории Дж.Остина.
Гоббс рассматривал религию не как систему истин, а как систему законов; большое место в Левиафане занимает доказательство того, что имеются все основания — исходящие из здравого смысла и из Писания — считать, что суверен является наилучшим истолкователем воли Божьей. Гоббс последовательно различал знание и веру и полагал, что мы не можем ничего знать об атрибутах Бога. Слова, в которых мы описываем Бога, являются выражением нашей любви, а не продуктами деятельности разума. Он особенно негодовал, защищая "истинную религию"от двойной угрозы католицизма и пуританства, которые апеллировали к власти иной, нежели власть суверена, — к полномочиям папы либо к голосу совести. Гоббс не колеблясь применил механицистский подход к понятиям Писания и полагал, что Бог должен обладать телом, пусть достаточно разреженным, чтобы можно было говорить о его существовании в качестве субстанции.
Многие современные философы подчеркивают значение выдвинутой Гоббсом концепции языка, в которой механистическая теория происхождения речи была соединена с номинализмом в трактовке смысла общих терминов. Гоббс критиковал схоластическое учение о сущностях, показывая, что это и другие подобные учения возникают вследствие неверного употребления различных классов терминов. Имена могут быть именами тел, именами свойств или именами самих имен. Если использовать имена одного типа вместо имен другого типа, мы приходим к абсурдным утверждениям. Например, "универсалия"— имя для обозначения класса имен, а не сущностей, якобы называемых этими именами; такие имена называются "универсалиями"в силу своего употребления, а не потому, что обозначают особый класс предметов. Тем самым Гоббс предвосхитил идеи многих философов 20 в., проповедовавших идеалы ясности и использовавших теорию языка для критики метафизических учений, населивших мир "ненужными"сущностями. Гоббс также настаивал на том, что язык имеет существенное значение для рассуждения, а также что именно способность к рассуждению (в смысле принятия определений и выведения заключений с помощью общих терминов) отличает человека от животных.
Томас Гоббс (1588-1649),английский философ 17 века,в своем известном трактате "Левифиан,или материя ,форма и власть государства церковного и гражданского"впервые,пожалуй,изложил теорию общественного договора в определенной ,четкой и рационалистической (т.е. основывающейся на аргументах разума) форме. По мнению Гоббса,появлению государства предшествует так называемое естественное состояние,состояние абсолютной,ничем неограниченной свободы людей, равных в своих правах и способностях.Люди равны между собой и в желании господствовать,обладать одними и теми же правами.Поэтому естественное состояние для Гоббса есть в полном смысле "состояние войны всех против всех ".Абсолютная свобода человека - стремление к анархии,хаосу,беспрерывной борьбе,в которой оправдывается и убийство человека человеком.
В этой ситуации естественным и необходимым выходом становится ограничение ,обуздание абсолютной свободы каждого во имя блага и порядкавсех. Люди должны взаимно ограничить свою свободу чтобы существовать всостоянии общественного мира.Они договариваются между собой об этомограничении .Это взаимное самоограничение называется 2общественным договором 0.
Ограничивая свою естественную свободу ,люди вместе с тем передаютполномочия по поддержанию порядка и надзор за соблюдением договора тойили иной группе или отдельному человеку.Так возникает государство,власть которого суверенна,т.е. независима ни от каких внешних иливнутренних сил.Власть государства ,по убеждению Гоббса ,должна бытьабсолютна,государство вправе в интересах общества в целом предпринимать любые меры принуждения к своим гражданам.Поэтому идеалом государства для Гоббса была абсолютная монархия,неограниченная власть по отношению к обществу.