Возникновение государства у восточных славян. Образование Древнерусского государства. Теории происхождения Древнерусского государства 6 страница

В соответствии со ст. 4 Уложения преступление формулировалось по сравнению со Сводом законов более широко и определялось как противозаконное действие, а также неисполнение того, что под страхом наказания (уголовного или исполнительного) законом предписано.

Преступления делили на умышленные и неумышленные – случайные и неосторожные. То есть субъективная сторона подразделялась на:

1) умысел:

а) с заранее обдуманным намерением,

б) с внезапным побуждением, непредумышленный;

2) неосторожность, при которой:

а) последствия деяния не могли быть с легкостью предвидены,

б) вредных последствий невозможно было предвидеть вообще.

Уголовная ответственность наступала с 7 лет и только после того, как виновность лица и преступность совершенного им деяния были полностью доказаны. Незнание закона не освобождало от наказания.

Впервые в «Уложении» давался перечень обстоятельств, устранявших наступление уголовной ответственности (ст. 98):

­ случайность деяния,

­ малолетство (до 7 лет) - уголовная ответственность наступала с 7 лет,

­ невменяемость (безумие, сумасшествие и припадки болезни, приводящие в умоисступление или совершенное беспамятство),

­ ошибка (случайная или вследствие обмана),

­ совершение преступленного действия под принуждением (от превосходящей непреодолимой силы),

­ необходимость обороны.

Уложение устанавливало виды соучастия в преступлении: по предварительному сговору участников и без предварительного сговора. Соучастники делились на:

­ зачинщиков,

­ сообщников,

­ подговорщиков,

­ подстрекателей,

­ пособников,

­ попустителей и

­ укрывателей.

При определении меры наказания учитывались формы вины, стадии совершения преступления, виды соучастия, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

Наказание отменялось в случаях:

­ смерти преступника,

­ примирения с обиженным (по частным делам)

­ истечение давности (ст. 160) - сроки давности устанавливались только для преступлений.

Наказания, предусмотренные Общей частью «Уложения», разделялись на уголовные и исправительные. К уголовным относились:

­ лишение всех прав состояния, в сочетании с ниже перечисленными:

­ смертная казнь (за государственные преступления) – высшая мера наказания,

­ каторжные работы (бессрочные и на срок от 4 до 20 лет),

­ ссылка на поселение в Сибирь или на Кавказ,

­ различные виды телесных наказаний (за исключением дворян, духовенства и почетных граждан, купцов 1-й и 2-й гильдии).

Лишение всех прав состояния означало гражданскую смерть: лишение прав, преимуществ, собственности, прекращение супружеских и родительских прав.

Исправительные наказания разделялись по тяжести на 7 родов, а роды на степени и меры. Самыми тяжкими исправительными наказаниями были

­ лишение всех особенных прав и преимуществ;

­ ссылка в Сибирь, или в другие отдаленные губернии;

­ заключение в тюрьму, крепость, в смирительный или работный дом;

­ направление в исправительно-арестантские роты и отделения;

­ кратковременный арест,

­ выговор в присутствии суда,

­ денежные взыскания,

­ замечания и внушения, сделанные судом или должностным лицом

­ и некоторые другие.

Лишение всех особенных прав и преимуществ заключалось в лишении почетных титулов, дворянства, чинов, знаков отличия, права поступать на службу, записываться в гильдии, быть свидетелем и опекуном. Применялось также частичное лишение некоторых прав и преимуществ.

Но система наказаний не предусматривала четкого разграничения между уголовной, административной и дисциплинарной ответственностью, выделялась неопределенностью санкций, возможностью замены одних наказаний другими и др.

Наказания подразделялись также на: главные, дополнительные, заменяющие. Главные составляли 11 родов наказания, дополнительные следовали за главными (поражение в правах, покаяние, конфискация, учреждение опеки, отдача под надзор полиции, запрещение промысла), заменяющие могли заменить главные. Все эти наказания считались общими. Их дополняли особенные наказания (исключение со службы, отстранение от должности, понижение по службе, выговор, вычет из жалованья, замечание) и исключительные наказания (лишение христианского погребения, частичное лишение права наследования).

Система преступлений по Уложению была более сложной. Особенная часть «Уложения» делилась на 11 разделов (2043 статьи), детально регламентировавших виды преступлений, их составы и устанавливавших меры наказания за каждое конкретное преступное деяние. На первом месте по тяжести наказаний стояли преступления против веры, затем – преступления против государства, против порядка управления, должностные преступления (неповиновения фабричных и заводских людей, забастовки и т.д.), против общественного благоустройства благочиния, преступления против жизни и здравия, свободы, чести и собственности частных лиц, против прав семейных и т.д.

Характер Уложения оставался социально дифференцированным.

Сохранялся сословный принцип применения наказаний: все преступники делились на тех, к кому могли применяться телесные наказания, и на тех, к кому они не применялись, предусматривалась такая мера наказания, как лишение сословных прав и привилегий. Например, администрация тюрьмы могла принуждать к работам лишь мещан и крестьян, а лица других сословий могли работать по собственному желанию. Дворяне и чиновники, подвергнутые кратковременному аресту, могли отбывать его и дома, в то время как все другие – только в полицейских органах.

Эта система утяжелена стремлением авторов предусмотреть все виды преступлений, то есть страдала излишней казуальностью. Но значение «Уложения» 1845 г. вполне оправданно приравнено к созданию первого Российского Уголовного Кодекса и значительно обогатило Российское уголовное законодательство.

40. Отмена крепостного права и изменение общественного строя России во второй половине XIX века.

Наши рекомендации