Античная философия классика: Платон и Аристотель
Из трудов Платона (ок. 427-347 гг. до н. э.) сохранилось около 30 диалогов - «Федон», «Федр», «Государство», «Пир», «Парменид» и др. Основополагающим в философии Платона было учение о мире идей, или эйдосах. Он разделял ноумены (идеи) и феномены (вещи). Феномены - вещи, созданные по образцу идей (например, ноумен-идея Лошади и феномен-реально существующая лошадь). Идеи, по Платону, являются: 1) формами вещей, их эталонами, образцами; 2) идеалами, к которым стремится все существующее; 3) общими понятиями о смысле и сущности предмета. Эйдосы представляют собой иерархически упорядоченную целостность во главе с идеей Блага. Они являются частью Космоса, состоящего из трех разнородных элементов: Бога-демиурга (активное начало), идеи (качествениое начало) и материи (телесное начало). Псредником между миром идей и чувственно воспринимаемым миром выступает созданная демиургом Мировая душа, которая заставляет вещи подражать идеям, а идеи - присутствовать в вещах. Человек является созданием, находящимся между миром идей и вещей, - его тело материально, а душа, являясь одним из эйдосов, после смерти человека возвращается в мир идей. Теория познания как припоминания (анамнесис) связана с учением о метемпсихозе (переселении душ). Душа, пребывая в мире идей, запечатлевает их. Потом, попадая в тело, она забывает об увиденном. Однако, находясь в чувственном мире, она припоминает виденное ранее с помощью диалектической беседы. Платон делил познание на мнение (докса) и истинное знание (элистема). Высшая ступень познания истины доступна лишь мудрецам. Процесс познания реализуется в форме взаимодействия (диалектики) между осознанием идей и жизненным опытом в чувственном мире. Статусом подлинного бытия наделялись только идеи, материя объявляется небытием. Поэтому предметом познания могло выступать только общее, универсальное - мир идей. Учение об идеальном государства Платон считал наиболее совершенной формой правления аристократическую республику, в которой правят философы (власть находится у экспертов), охраняют воины, а ремесленники производят материальные блага. Разделение населения на сословия происходит с помощью образовательного ценза и анализа способностей к управлению или охране общества. Также в идеальном государстве предполагалась отсутствие собственности, моногамии и общественное воспитание детей. Аристотель (384-322 гг. до и. э.) разработал учения, заложившие научные основы философии (метафизики), логики, риторики, психологии, физики, политики, этими и эстетики. Важнейшие из его трудов -Метафизика, Органон, Политика. Чаше всего анализ идей Аристотеля проходит в сравнении с идеями его учителя Платона, оперировавшего идеями-эйдосами (идеализм). В отличие от него Аристотель изучая многочисленные явления реального мира (реализм), ища реализацию идеального в чувственнои мире. В то же время философия Аристотеля представляет собой преобразование идей Платона. Черты философского стиля Аристотеля - понятийность и систематичность. В философии Аристотель различат 1) теоретическую часть - учение о бытии (онтология) и познании (гнесеопопм), дающее знание; 2) практическую - о человеческой деятельности, дающее практическую мудрость; 3) пойетическую - о творчестве Центральным учением его философии является анализ платоновской проблемы универсалий (термин возник в средние века) - проблемы соотношения идей и вещей. Если Платон разделял идеи (ноумены) и предметы (феномены), то Аристотель пришел к выводу, что идеи не могут обладать независимым от вещей существованием (например, в идее Зеленого яблока зеленое не может существовать отдельно, а толью относительно). Аристотель считал, что идеи существуют только в вещах, где они познаются мышлением.
Материя понималась им как строительный материал, лишенный свойств, качеств и величины. Аристотель признавал четыре причины движения материи:1) конечную (целевую) причину; 2) действующую или движущую; 3) материальную; 4) формальную. Перводвигателем выступал Бог. Душа не представляет самостоятельной сущности, как в теории Платона, она связана с телом и является принципом, дающим жизнь телу. Теория познания Аристотеля постулировала возможность познания универсальных принципов и свойств путем абстрагирования от обыденного познания с помощью чувственного эмпирического опыта. Если Платон искал идеальное государство, то Аристотель, проанализировав все известные ему формы государственного устройстве, пытался найти среди существующих наилучшую. Он считал, что монархия и аристократия исключают возможность корыстного использования власти. Анализируя рабовладение, Аристотель искал соответствие между предназначением раба к несвободе и его личными качествами.
Эллинистическая философия.
Эллинистическая философия (от греч. hellen - грек) - греко-римская философия в период от начала походов Александра Великого (356-323) до овладения римлян Египтом. до Августина и в более позднюю эпоху - до конца Древнего мира (сер.6 в). Экономический и политический упадок Греции, закат роли полиса отражаются в греческой философии. Усилия, направленные на познание объективного мира (философия Аристотеля), активное участие в политической жизни, которое проявилось у греческих философов, постепенно замещаются индивидуализмом, этизированием и морализированием либо скептицизмом и агностицизмом. Со временем интерес к философскому мышлению вообще резко падает. Приходит период мистики, религиозно-философского синкретизма, христианской философии. Кинизм – (циники) (Антисфен, Диоген Синопский идр) стремились не сколько к построению законченной теории бытия и познания, сколько к отработке и эксперементальной проверке на себе определ. образа жизни. Мыслить по-киничиски – только средство, цель жить по - кинически. Киники с вызовом именовали себя “гражданами мира” и обязывались жить в любом обществе не по его законам, а по своим собственным, с готовностью приемля статус нищих, юродивых. Положение не только крайне бедственное, но и унизительное избирается ими как наилучшее. Киники хотели быть нагими и одинокими, социальные связи и культурные навыки – мнимость. Все виды духовной и физич. бедности предпочтительнее богатства. Они так же занимались теорией познания, критикуя общие понятия, как вредную выдумку, усложняющую отнош к предмету. Киники – источник стоицизма. Эпикуризм. Эпикуреизм - учение и образ жизни, исходящие из идей Эпикура и его последователей, отдающих не задумываясь предпочтение материальным радостям жизни. Видимо, наиболее выдающимся мыслителем эллинистического периода был Эпикур. Эпикурово понимание случайности не исключает, причинного объяснения. У человека есть свобода выбора, а не все предопределено. В учении о душе Эпикур отстаивает материалистические взгляды. Согласно Эпикуру, душа - это не нечто бестелесное, а структура атомов, тончайшая материя, рассеянная по всему организму. Отсюда вытекает и отрицание бессмертия души. В области теории познания Эпикур - сенсуалист. В основе всякого познания лежат ощущения, которые возникают при отделении отражений от объективно существующих предметов и проникают в наши органы чувств. Таким образом, основной предпосылкой всякого познания является существование объективной реальности и ее познаваемость с помощью чувств. Большое внимание уделял Эпикур и понятиям. Ясность и точность употребляемых понятий он считал основой любых рассуждений. Этические и вообще философские воззрения Эпикура теснейшим образом связаны с его открытым и воинствующим атеизмом. Основным источником возникновения и существования религии он считал страх смерти и незнание естественных законов. Эпикуреизм представлял собою в греческой филоcoфии III-I в. до н. э. наиболее четко выраженное материалистическое направление и в принципе сыграл положительную роль. Стоицизм В конце IV в. до н. э. в Греции формируется стоицизм, который в эллинистическом, а также в более позднем римском периоде становится одним из самых распространенных философских течений. Его основателем был Зенон. Трактат "О человеческой природе". Стоики часто сравнивали философию с человеческим организмом. Логику они считали скелетом, этику - мышцами, а физику - душой. Более определенную форму стоическому мышлению придает Хрисипп. Он превращает стоическую философию в обширную систему. Стоики характеризовали философию как "упражнение в мудрости". Орудием философии, ее основной частью они считали логику. Она учит обращаться понятиями, образовывать суждения и умозаключения. Без нее нельзя понять ни физику, ни этику, которая является центральной частью стоической философии. В онтологии стоики признают два основных принципа: материальный принцип (материал), который считается основой, и духовный принцип - логос (бог), который проникает через всю материю и образует конкретные единичные вещи. Стоики, в отличие от Аристотеля сущностью считали материальный принцип (хотя, так же как и он, признавали материю пассивным, а логос (бог) - активным принципом). Понятие бога в стоической философии можно охарактеризовать как пантеистическое. Логос, согласно их взглядам, пропитывает всю природу, проявляется везде в мире. Он является законом необходимости, провидением. Понятие бога сообщает всей их концепции бытия детерминистский, вплоть до фатализма, характер, который пронизывает и их этику. В области теории познания стоики представляют по преимуществу античную форму сенсуализма. Стоики упрощают аристотелевскую систему категорий - четыре основными категориями: субстанция (сущность), количество, определенное качество и отношение, согласно определенному качеству. С помощью данных категорий постигается действительность.
Центром и носителем познания, согласно стоической философии, является душа. Она понимается как нечто телесное, материальное. Иногда ее обозначают как пневма (соединение воздуха и огня). Ее центральную часть, в которой локализируется способность к мышлению и вообще все то, что можно определить в нынешних терминах как психическую деятельность, стоики называют разумом (гегемоником). Разум связывает человека со всем миром. Индивидуальный разум является частью мирового разума. Хотя стоики считают основой всякого познания чувства, большое внимание они уделяют и проблемам мышления. Именно стоическая этика наиболее адекватно отражает "свое время". Это этика "сознательного отказа", сознательного cмирения с судьбой. Она отводит внимание от внешнего мира, от общества к внутреннему миру человека. Лишь внутри себя человек может найти главную и единственную опору. Поэтому стоицизм вновь оживает в период кризиса Римской республики и затем в период начинающегося распада Римской империи. Скептицизм. В конце 4 в. до н.э. формируется еще одно, направление - скептицизм. Основатель - Пиррон из Элиды. Как и Сократ излагал свои идеи устно. Поэтому все сведения о нем идут из трудов его ученика Тимона. Скепсис имел место в греческой философии и раньше. В эллинистическую эпоху складываются его принципы, ибо скепсис определялся не методическими установками в невозможности дальнейшего познания, а отказом от возможности дойти до истины. И этот отказ становится программой. Вообщем они делали акцент на субъективизм познания человека. Исходя из принципа "ничего не утверждать", подкрепленного тропами, скептики отвергали любые попытки познания причин и отбрасывали любые доказательства. Эта философия отказывается от познания. Достижение счастья по Пиррону - достижение атараксии (спокойствия, невозмутимости). Хотя скептицизм во многом критически постигает реальную проблематику сложности развития познания, его основной чертой были, однако, безнадежность и отказ, ведущие к агностицизму.
9. ФИЛОСОФИЯЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Важнейшей отличительной чертой философии эпохи Возрождения оказывается ее ориентация на человека. Если в центре внимания древних философов был животворящий Космос, в средние века — Бог, то в эпоху Возрождения — человек. Возникают и новые философские направления — деизм и пантеизм. Деизм отвергал идею личного бога и его повседневное вмешательство в жизнь природы и общества. Деизм рассматривал Бога лишь как первопричину, как творца мира, то есть безличное начало, сообщившее миру его законы, которые после творения действуют самостоятельно. Многие из деистов основывали свои представления о мире на новых отраслях естествознания, отстаивали независимость науки от религии. Деизм давал возможность, прикрываясь признанием Бога, рассматривать закономерности природы и общества вне Божественной предопределенности. В пантеизме Бог и мир отождествлялись. Одним из первых к пантеизму подошел Николай Кузанский. Рассматривая Бога как бесконечный максимум и приближая его к природе как ограниченному максимуму, он сформулировал идею бесконечности Вселенной. Пантеизм лег а основу большинства натурфилософских учений, противостоящих религиозному учению о сотворении мира Богом из ничего. В учении пантеистов Бог, оставаясь бесконечным и незримым Абсолютом, все более сливался с природой, пока не стал по существу ее псевдонимом. У Дж. Бруно есть тезис "... природа-есть не что иное, как Бог в вещах". Все это свидетельствует о том, что к XVII в. сформировалось сознание, существенно отличное от античного. Если для древнегреческой философии завершенное и целое прекраснее незавершенного, то для философа эпохи Возрождения движение и становление предпочтительнее неподвижно-неизменного бытия. Это позволило человеку как никогда почувствовать силу и власть над. всем сущим, совершенствоваться и развиваться, ему не нужна теперь милость бога, без которой он, по учению церкви, не мог существовать. Он теперь сам творец. Поэтому в эпоху Возрождения всякая деятельность воспринималась иначе, чем в эпоху Раннего средневековья, и даже в эпоху античности.. Инженер и художник — это уже не просто «техник» и «искусник», каким он был для античности и средних веков, теперь он действительный творец.В творениях Бога, то есть природных вещах, он стремится увидеть закон их построения, выразить его в научных знаниях. Так, Николай Коперник разрушил важнейший принцип аристотелевской физики и космологии, обосновав гелиоцентрическую систему мира, по которой, во-первых. Земля вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи, а также движение звездного неба; во-вторых. Земля вращается вокруг Солнца, помещенного К. Коперником в центр мира: в-третьих, Космос бесконечен, неизменен и безграничен. Таким образом, зародившись 2500 лет тому назад, философская мысль постоянна развивается и совершенствуется, переживая периоды подъема и падения, стремится выработать знание об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру и месте в нем человека. Будучи обусловленной социальной действительностью, философия активно влияет на общественное бытие, способствует формированию новых идеалов и культурных ценностей. XVII в открывает следующий период в развитии философии, который принято называть философией Нового времени.