Античная полит-ая мысль (Платон, Аристотель, Цицерон и др.) и средневековье.

Античная полит-ая мысль (Платон, Аристотель, Цицерон и др.) и средневековье.

Наивысшего развития политическая мысль античности достигла в учениях древнегреческих философов Платона и Аристотеля. Основными политологическими произведениями Платона являются трактаты «Государство»,«Законы»,а также ди­алоги «Политик» и, отчасти, «Критий».Платон выступал идеологом афинской рабовладельческой аристократии. Согласно этому, свободные эллины должны быть разделены на три сословия: правите­лей, воинов и трудящихся.Власть вручалась философам, так как только они спо­собны руководствоваться разумно понятыми общими интересами. В платоновской теории разделения труда и специализа­ции сословий отсутствует класс рабов. Он рассматривает разделение труда в государстве только между его свободными гражданами. Таким образом, философы и воины в идеальном государстве Пла­тона становятся коллективными рабовладельцами, на ко­торых возлагаются функции по управлению и охране существующего строя. Платоновский проект идеального государства справедли­во расценивается как утопия. В ней нашли отражение ряд реальных черт уже существовавших в прошлом общественных и государственных форм. Известно, что Платон трижды безуспешно пытался ре­ализовать свой политический проект на практике. Дальнейшее развитие политическая мысль античности получает в сочинениях Аристотеля, взгляды которого вы­ражали интересы среднего слоя класса рабовладельцев. Его политическое учение изложено главным образом в работе«Политика».Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве. Он предпочитает говорить о таком политическом устройстве, которое могут иметь у себя большинство государств. Аристотель выступил убежденным защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи. Он явился основоположником неисторического взгляда на эту проблему. Аристотель различает в политическом устройстве три части: законодательную, административную и судебную. Главное в государстве-это гражданин,которого Аристотель определяет как того,кто участвует в суде и управлении.В зависимости от целей,которые ставят правители го­сударства,Аристотель различает правильные и неправиль­ные государственные устройства.Правильным он считал такой государственный строй,при котором пресле­дуется общее благо,независимо от того, правит ли один, немногие или многие. Неправильным-такой,при котором преследуются частные цели правителей.Таким образом,если Платон искал «идеальное» госу­дарство, то Аристотель был более реалистичен, соглашаясь принять одну из существующих форм. Он был убежден в том, что человек — это «существо государственное», а политика имеет своей задачей выработку законов, основан­ных на справедливости, соответствующих правильным фор­мам государственного устройства.

Из произведений мыслителей Древнего Рима, в которых развиваются оригинальные идеи политики, прежде всего следует отметить работы «О государстве» и «О законах» Марка Туллия Цицерона (106—43 гг. до н. э.).Он стоит у истоков того понимания го­сударства, которое впоследствии развилось в понятие «правового государства».В частности, Цицерон пришел к выводу о том,что условием свободы является подчинение закону всех.

Средневековье

Одним из наиболее видных мыслителей периода раннего средневековья является Аврелий Августин (354—430).Ос­новная черта его социально-политических воззрений-обоснование и оправдание неравенства в обществе. Наиболее интересным элементом его учения,является понимание истории человечества как борьбы «двух градов»: «града божьего», состоящего из праведников,божьих избранников, которые следуют не земным, а божественным установле­ниям,и «града земного» или светского государства,«великой разбойничьей организации»,в которой борются за матери­альные блага и притесняют праведников.В конечном счете,полагал Августин, ход истории, направляемой волей Бога, приведет к победе «града божьего» над «градом земным», т. е. светским государством. Значение книги Августина «О граде Божием» состоит в том,что в ней заложена идея разделения церкви и государства, основывающаяся на том,что госу­дарство могло стать частью града Божьего,лишь подчи­нившись церкви во всех религиозных вопросах.С тех пор как эта идея была выдвинута, она всегда являлась элементом учения церкви. В течение всех средних веков она служила теоретическим оправданием политики церкви,небезуспеш­но стремившейся подчинить себе государство.Своего рода энциклопедией официальной церковной иде­ологии средних веков явились сочинения ученого-богослова Фомы Аквинского (1225—1274). Его идеи относительно государства, закона,права изложены в работах «О прав­лении властителей»,«Сумма теологии» и др. В них он пытался приспособить взгляды Аристотеля к догмам като­лической церкви и таким путем еще больше укрепить ее позиции.Аквинский считал,что светской власти подчинены лишь тела людей,но не их души.Верховная, всеобъемлю­щая власть,в том числе и право распоряжаться духовной жизнью людей, принадлежит церкви. Насколько Бог выше человека,настолько духовная власть выше власти земного государя.С учетом данного положения Аквинский развивает те­ократическую концепцию власти. Государственную власть он рассматривает как результат воли Бога.Государство существует для того, чтобы заботиться об общем благе.Лучшей формой государства Ак­винский считал монархию, что вполне отвечало особенно­стям общества.По его мнению,основной задачей монарха является забота о добродетельной жизни подданных.Власть доброго и справедливого короля, считал мыслитель, должна быть отражением власти Бога в мире.Центральное место в социально-политических теориях эпохи Возрождения занимает идеология централизован­ного государства. Передовым мыс­лителям становилось ясно,что только сильное централи­зованное государство может преодолеть внутреннюю разобщенность. Наиболее ярким представителем политической науки в эпоху Возрождения по праву считается флорентиец Никколо Макиавелли.Важным его вкладом в историю политической мысли явилось то, что теологической кон­цепции государства он противопоставил концепцию свет­ского государства, выводя его законы из разума и опыта, а не из теологии. Политика, по его мнению,есть лишь автономная сторона человеческой деятельности,она является воплощением свободной человеческой воли в рам­ках необходимости. Макиавелли приходит к пони­манию того,что в основе политической деятельности лежат реальные интересы,корысть, стрем­ление к обогащению. Политическая теория Макиавелли имела актуальное зна­чение,она призвана была стать руководством для способного и честолюбивого правителя,который, возглавляя сильное государство,объединил бы страну. Италия в это время была раздроблена на городские республики. Лучшей формой государственного устройства Макиавелли считал республи­ку.Макиавелли был убежден, что италь­янская действительность требует установления единовла­стия. Поэтому в своем главном труде «Государь»,посвященном проблемам политики,он доказывает, что толь­ко при сильном правителе возможно создать независимое итальянское государство, освободиться от чужеземного ига.

Политическое лидерство

Любая система, имеющая орган, имеет лидерство. Протолидерство - в природе. 1. Лидерство - постоянное приоритетное влияние на всю группу, на все общество, на весь орган. Влияние бывает: постоянным; на все общество, на всю группу; приоритетное. 2. Лидерство - социальный статус, положение в обществе, руководящая должность, определенное место в органе (“Он лидер, т.к. он - начальник”). 3. Психологическое понимание лидерства - когда человек становится лидером, если он обладает определенными психологическими качествами. В разных обществах, в разное время эти психологические качества будут разными. Т.к. он преодолевает комплекс вины или комплекс неполноценности. Ф-ции лидера: 1. Интеграция объединяет массы вокруг общих целей и задач. 2. Защита масс - осуществляется очень редко на практике. 3. Легитимация политического строя (законность). 4. Коммуникация масс и власти. И преодоление отчуждения народа от власти. 5. Мобилизация масс на реализацию полит-х решений. Типология: По стилю деятельности лидеры делятся на: 1. Авторит. 2. Тоталит. 3. Бюрократ. По характеру деятельности: 1. Универсальный - постоянно проявляет качества лидера. 2. Ситуационный - непостоянно (в зависимости от ситуации). По содержанию: 1. Вдохновитель - разработчик программ поведения. 2.Исполнитель - придерживается заранее заданной программы. 3. И вдохновитель и исполнитель - типология выбора. По социальной природе: 1. Традиционный. 2. Рационально-легальный (разум). 3. Хорезматический (вера и эмоции). Образное деление: 1. Лидер-знаменосец (Ленин). 2. Лидер-служитель - ориентируется на своих предшественников, на мнение избирателей (Рейган). 3. Лидер-торговец - продает свои идеи, планы. Лидер-пожарный - где актуальные темы, где “пожар”. По отношению к идеологии: 1. Идеолог - ни за что на свете не откажется от своих идей. 2. Прогматик - идет на компромисы. По отношению к противникам: 1.Соглашатель - тот, кто идет на компромисы с пртивниками. 2. Фанатик - доводит конфликт до высшей точки и борется вплоть до уничтожения.

Политическая система общ-ва

В политической науке совокуп­ность государственных и негосударственных общественных ин­ститутов, социальных и правовых норм,посредством которых реализуются политико-властные отношения,называется полити­ческой системой общества.

Структура пол-й сис-мы-это ее внутренняя организация,способ взаимосвязи и взаимодействия образующих ее компонентов. Стержневым элементом политической системы общества,ее ядром является государство.Важнейшие его черты:1)право государства на применение физи­ческого принуждения, для чего оно имеет в своем распо­ряжении специальные органы. Государство обладает всеми публично-властными прерогативами, кото­рые оно не делит ни с какими иными существующими в обществе учреждениями, корпорациями, союзами; 2)всеобщность влияния государства на своих граждан, обязательность его велений для всех членов об­щества. Гос-во является непосредственным институтом политической вла­сти,главным инструментом реализации интересов и воли экономически доминирующих социальных сил и,следова­тельно,основным компонентом политической системы об­щества. Политические партии выступают как самодея­тельные организации определенных классов, социальных групп и слоев общества и оказывают опосредованное влияние на функционирование институтов политической власти.Партии являются основным источником кадров для законодательных, исполнительных и судебных органов. Специфическая роль в политической системе принадлежит общественным организациям и движениям.И те и другие являются добровольными объединениями граж­дан, деятельность которых направлена на достижение каких-либо групповых или общественных целей.Примером таких объединений могут служить национальные движения,про­фессиональные, молодежные,ветеранские, предприниматель ские и др.Политиче­ская роль каждого из этих объединений выражается в оказа­нии влияния на ход избирательных кампаний,а также давле­ния на органы государства. Политические и правовые нормы призваны упорядочивать отношения между различными субъектами политики.Политическая норма-это образец,пра­вило,принцип деятельности, признанный субъектом по­литики и которому он следует на практике.Существуют различные политические нормы:формальные и неформаль­ные,устные и письменные, явные и латентные.Благодаря им поддерживается целостность и относительная устойчивость самой политической системы общества.Если попытаться классифицировать современные поли­тические системы с точки зрения уровня социально-эконо­мического развития различных стран,то можно выделить следующие типы политических систем:1) политическая система высокоразвитого буржуазного общества;2)полити­ческая система буржуазного общества среднего уровня раз­вития;3)политическая система трансформирующегося общества;4)политическая система развивающихся стран.

Федеративное

Под формой государственного устройства принято понимать территориально-организационную структуру государства.С помощью этого понятия государственное устройство характеризуется с точки зрения распределения власти в центре и на местах.По этому признаку различают унитарные (простые, национальные),федеративные (союзные, многонациональные) и конфеде­ративные государства, а также имперские образования.

К федеративным относят государства, территориальные части которых в той или иной мере об­ладают суверенитетом,имеют признаки государственности. Полномочия же между федерацией и входящими в нее государственными образованиями определяются еди­ной конституцией. Федерациями явл-ся:РФ,США,Бразилия. Швейцария,Индия, ФРГ,СШ Мексики.Осн-е черты:1)субъекты федерации имеют опред-ю юрид-ю и полит-ю самост-ть;2)каждый субъект федерации имеет свою конституцию,а также органы законодательной, исполнительной и судебной власти;3)единая ден-я система, единые вооруж-е силы;4)четкое разграничение полномочий м/у федер-ми органами и субъектами федерации;5)федер-е органы вып-ют свои опред-е ф-ции:оборона,чеканка монет, содерж-е армии,внешняя политика и др.6)главенство федерат-й конституции;6)в ведении субъектов федерации нах-ся:образ-е,здравоохо-е,строит-во дорог,равитие пром-тии др.8)возм-ть двойного гражданства.

Конфедерация

Под формой государственного устройства принято понимать территориально-организационную структуру государства.С помощью этого понятия государственное устройство характеризуется с точки зрения распределения власти в центре и на местах.По этому признаку различают унитарные (простые, национальные), федеративные (союзные, многонациональные) и конфеде­ративные государства, а также имперские образования.

Конфедеративные государства-это союзы суверенных государств,образуемые для совместного решения определенных задач экономического,военного,со­циального и иного характера.Они созд-ся как правило для ведения войны.В таких союзах отсутствуют единые органы государственной власти и управления,а создаются специальные учреждения только для координации действий участников союза по реализации намеченных за­дач.Как показывает история,конфедерации-весьма не­прочные межгосударственные образования,они либо распадаются,либо преобразуются в федеративные союзы.Конфедерациями были:Швейцарский союз,Индонезийский союз.В наст. время в мире конф-й нет.Осн-е черты:1)отсутствие единого надгос-го бюрократ-го аппарата;2)каждый субъект имеет свои гос-е институты;3)отсутствие единого законод-ва;4)отсутствие единой ден-й ед-цы;5)проведение единой внешней политики;6)отсутствие единых вооруж-х сил,хотя единой командование имеется;6)возм-ть свободного выхода субъекта конф-ции из нее.

Способы преодоления

Основные пути разрешения политических конфликтов:
мирный и революционный
Мирные способы урегулирования политических конфликтов:
1“Избегание”2. Откладывание разрашения3. Сближение сторон через посредника4. Третейское разбирательство (”арбитраж”)5. Переговоры сторон на основе баланса интересов.Конфликтная ситуация не обязательно перерастает в конфликт, если противоречия ликвидируются удовлетворением сторон.
Альтернативы развития конфликта (по Р.Далю):
• тупик принуждение мирное урегулирование
Тупик возникает, если каждый участник конфликта блокирует действия другого участника, который не в силах изменить его поведение, что обостряет конфликт. Принуждение применяется чаще всего если в конфликте участвует авторитарное государство, которое боится неповиновения или даже восстания, для чего используется полиция, армия, бюрократический аппарат. Мирное урегулирование наиболее реально при наличии политических институтов, обеспечивающих переговоры.
Стадии разрешения конфликтов:
1. Подготовительная (ведётся детальный анализ ситуации самими участниками, закладывается основа её урегулирования)2. Переговоры (длительная и трудная стадия, предполагающая прямой контакт участников конфликта или их доверенных лиц)3. Выход из конфликта (стадия включает контроль за согласованными решениями).
Политической практикой и теорией выработаны некоторые всеобщие формы и способы предотвращения регулирования и разрешения политических конфликтов. В числе этих всеобщих форм находится компромисс (соглашение на основе взаимных уступок участников конфликта) и консенсус (соглашение значительного большинства общества относительно наиболее важных аспектов его социального порядка, выраженное в действиях).
Способы разрешения политических кризисов:
• революция • реформа

15 Избирательное право и его основные приципы

Выборы в каждой стране регламентируются избирательным правом.

В широком значении избирательное право – это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах органов власти, процедуру организации, проведения и подведения итогов выборов, порядок отзыва депутатов.

В узком значении избирательное право – это закрепленное Конституцией либо иными законодательными актами гос-ва право гражданина избирать депутатов в представительные органы, президентов, иных высших должностных лиц (активное избирательное право) и право быть избранным в представительные органы власти или на высший пост в гос-ве (пассивное избирательное право).

Избирательное право демократических стран основано на принципах всеобщности, равенства, прямого (либо косвенного) и тайного голосования.

Принцип всеобщего избирательного права означает, что все совершеннолетние дееспособные граждане имеют право избирать и быть избранными. Однако законодательство практически всех государств ограничивает данный принцип рядом цензов (от лат. census – оценка, счет), или условий.

Первоначальной целью цензов на заре демократии было отстранение как можно большего числа граждан от участия в управлении страной. Однако это существует и поныне. Наиболее распространенными цензами являются следующие:

¨ Возрастной ценз – это признание избирательных прав при достижении гражданином определенного возраста. Активное избирательное право предоставляется во всех странах лицам, достигшим совершеннолетия. В большинстве стран оно начинается с 18 лет, в Финляндии и Японии – с 20 лет, в Бразилии, Иране и на Кубе – с 16 лет. Для пассивного избирательного права данный ценз выше, особенно если это касается высшего поста в гос-ве: в Германии главой гос-ва может стать гражданин по достижении 40 лет, в Беларуси и США – 35 лет. Депутатом Палаты представителей Национального собрания РБ может быть ее гражданин, достигший 21 года, членом Совета Республики – в возрасте не младше 30 лет.

¨ Ценз оседлости предусматривает предоставление избирательного права лицам, прожившим в стране или данной местности определенное время. Например, Президентом РБ может быть ее гражданин, постоянно проживающий в стране не менее десяти лет непосредственно перед выборами. На место в Совете Республики может претендовать лишь гражданин, проживший на территории одной из областей или города Минска не менее пяти лет.

¨ Ценз гражданства означает, что в выборах могут участвовать лица, являющиеся гражданами данного гос-ва в течение определенного срока накануне голосования.

¨ Образовательный ценз предполагает допуск к участию в выборах лиц, обладающих определенным уровнем образования. В Бразилии, например, не допускаются к участию в выборах неграмотные граждане.

¨ Ценз пола – лишение избирательного права женщин. Ныне он применяется в ряде мусульманских стран, но до недавнего времени существовал и в Западной Европе. Был отменен во Франции в 1944 г., в Италии – в 1945 г., в Греции – 1956 г., Швейцарии – 1971 г., Лихтенштейне – 1984 г.

¨ Ценз дееспособности. Практически повсюду в выборах не участвуют лица, признанные в установленном законом порядке недееспособными вследствие психического заболевания (умалишенные).

¨ Моральный ценз означает соответствие избирателя определенным нравственным и правовым требованиям. В Мексике лишаются избирательных прав злоупотребляющие наркотиками, в Нидерландах – лица, лишенные родительских прав. Во многих странах не имеют избирательного права граждане, отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда. В РБ не принимают участие в голосовании не только те, кто был признан преступником по суду, но также лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения – содержание под стражей (в следственных изоляторах).

¨ Должностной ценз не допускает избрание в представительные органы лиц, занимающих определенные гос-венные должности. В Беларуси депутатом парламента не может быть Президент, член Совета Министров, судья, некоторые другие должностные лица.

¨ Религиозный ценз означает обязательную принадлежность к определенной религии. К примеру, членами Иранского парламента могут быть избраны лица, исповедующие ислам.

В РБ существуют следующие цензы: возраст-ной, оседлости, гражданства, дееспособности, моральный и должностной.

Принцип равных выборов основывается на следующих условиях:

¨ равном числе голосов у каждого избирателя;

¨ создании гос-вом равных условий для предвыборной агитации (бесплатные выступления в гос-венных средствах массовой информации, равные возможности проведения предвыборных собраний);

¨ избирательные округа должны быть примерно равны по численности избирателей (или хотя бы населения).

Принцип прямых выборов означает, что избиратели прямо (без посредников) избирают депутатов представительных органов, президентов.

При косвенных (непрямых) выборах граждане избирают выборщиков, которым поручают от своего имени сделать окончательный выбор.

Принцип тайного голосования исключает какой-либо контроль за волеизъявлением избирателя. Каждому из них гарантируется возможность собственноручно заполнить бюллетень одинакового для всех образца и собственноручно опустить его в урну. Этот принцип распространяется и на применяющееся ныне в ряде стран голосование с помощью компьютерных технологий.

Геополитика

Термин геополитика ввел в научный обиход шведский профессор-государство вед Рудольф Челлен в 1916г.

Геополитика (от греч. gеа - Земля и politike - политика) - это уче­ние о географической обусловленности политических явлений.

Государство в геополитике рассматривается как географический и биологический организм, стремящийся к расширению. Это порождает противоречия между странами по поводу территории и природных богатств. От свойств земной поверхности во многом зависят полити­ческие отношения и расстановка политических сил, возникают либо военно-политическое и экономическое сотрудничество, либо кон­фронтация.

Составными элементами геополитики являются следующие:

географический детерминизм, который объясняет место страны
в системе международных отношений особенностями географической
среды;

политическое пространство, охватывающее географические,
этнографические, демографические, экономические, культурные, ин-

формационные, политические и иные компоненты, предопределяю­щие ход истории и судьбы государства. Политическое пространство означает также глубину и протяженность пределов политической деятельности.

жизненное пространство, включающее средства существова­
ния и жизнедеятельности людей и наций. Идея борьбы за жизненное
пространство нередко провоцировала агрессивную внешнюю полити­
ку, войну как продолжение политики насильственными средствами;

зона жизненных интересов как пространство за пределами государства, на которое распространяется активная внешняя политика
Страны;

государственная безопасность, являющаяся важнейшей про­
блемой любого государства.

Проблемы выживания и перспектив развития, жизненного про­странства и национальных интересов независимо от идеологической направленности политики являются центральными в геополитиче­ском процессе и имеют прямую связь с глобальными проблемами со­временности.

Поблемы совр-сти

Термин глобальные проблемы (от англ. §1оЬе - земной шар) вошел и употребление с конца 60-х гг., хотя определяемые таким образом проблемы появились намного раньше.

Вопрос о содержании и необходимости решения глобальных проб­лем был поставлен на повестку дня членами международной непра­вительственной организации ученых «Римский клуб», основанной в 1968г.

Сущность глобальных проблем состоит в том, что они угрожают существованию человечества и затрагивают интересы всех жителей планеты независимо от социального положения и места проживания, сдерживают общественный прогресс и ставят под сомнение благо­приятные перспективы существования человеческой цивилизации. С другой стороны, масштабы и сложность глобальных проблем таковы, что их решение не под силу ни одному из ныне существующих госу­дарств. Эти проблемы могут быть решены лишь усилиями всего че­ловечества.

Истоки глобальных проблем - в обострении противоречия между ко­лоссальным прогрессом производительных сил, ростом материального благосостояния и уровня потребления, с одной стороны, и возможно­стями природной среды обеспечивать необходимые для этого условия с другой. Кроме того, нарастает разрыв в уровне использования природ­ных ресурсов между странами, что порождает стремление захватить как можно больше запасов истощающихся полезных ископаемых.

Современные российские политологи В. А. Энгельгардт и Л. Н. Са­мойлов предложили следующую классификацию глобальных проблем:

* суперглобальные (общемировые) проблемы: предотвращение
мировой ракетно-ядерной войны, которая уничтожит все человечест­во; установление нового мирового порядка на принципах равнопра­
вия и взаимовыгодного сотрудничества;

* общепланетарные глобальные проблемы: сохранение благо­
приятных для человека природных условий (экологическая пробле­
ма); обеспечение человечества энергетическими и продовольствен­
ными ресурсами; демографическая проблема (обеспечение достойных
условий существования быстро растущему населению афро-азиатского региона и преодоление «старения наций в развитых странах);

* общечеловеческие (субглобальные) проблемы: неравномерное м,
экономического развития и уровня жизни в разных странах и регионах, нищета, социальное неравенство, обеспечение каждого человек,)
необходимым минимумом социальных благ, соответствующих урон
ню развития современной цивилизации.

Основными путями решения глобальных проблем являются следующие:

* научно-технический прогресс;

* моральное совершенствование людей;

* ограничение роста уровня потребления и численности населения;

*совершенствование экономических и социально-политически
отношений.

19 Предмет идеологии бел.гос-ва.

Полит-ая идеология представляет собой неразрывное единство трех элементов: политического учения (теории), полит-ой программы и полит-х действий.

Особенностью всякой полит-ой идеологии является ее всеобщность, то есть ее установки предполагается практически распространить не только в пределах социальных групп и общностей, но и всего общества в целом путем получения гос-венной власти.

Важнейшими направлениями полит-ой идеологии, оказывающими существенное воздействие на современные полит-ие процессы, являются либерализм, консерватизм и социализм. Каждая из них имеет ряд разновидностей.

Термин идеология (от греч. idea – мысль, понятие и logos – слово, учение) впервые ввел в научный оборот французский философ Дестют де Траси (1754–1830) в своем труде «Элементы идеологии». Этим словом он обозначал особую науку об идеях, предметом которой являются закономерности возникновения и эволюции идей. Однако даже до настоящего времени такая наука не оформилась в качестве самостоятельной области познания, и данный термин приобрел другое значение, не связанное непосредственно с его этимологией.

Со второй половины XIX в. понятие идеология становится неразрывно связанным с пол-кой, властью.

Каждая социальная группа и общность имеет свои интересы, не совпадающие с интересами других, а зачастую и противоречащие им. Поэтому наиболее активная часть группы и общности разрабатывает комплекс идей и положений, обосновывающих правомерность их интересов.

Следовательно, идеология – это совокупность философских, полит-х, экономических, правовых, этических и религиозных взглядов, отражающих и обосновывающих интересы и устремления определенных социальных групп и общностей. Смысл любой идеологии – в доказательстве с использованием достижений различных областей знания, а также практики, законности, оправданности тех или иных интересов и соответствующих им действий, порядков, организаций.

Полит-ая идеология является частью идеологии в целом и имеет более узкий смысл. Ее можно определить как систему идей, представлений и теорий, отражающих полит-ие интересы социальных и полит-х общностей, а также обосновывающих безусловное право последних удовлетворять свои интересы путем получения гос-венной власти или воздействия на нее.

В любой полит-ой идеологии выделяют три уровня: теоретико-концептуальный, программно-полит-ий и поведенческий.

На теоретико-концептуальном уровне осуществляется обоснование интересов и притязаний на власть с использованием достижений научного знания (философского, экономического, социально-полити-ческого, исторического и др.), в результате формулируются соответствующие идеологические системы, принципы, идеалы, ценности.

На программно-политическом уровне теоретические положения, принципы и идеалы воплощаются в программы, содержащие предложения по принятию конкретных решений, проведению полит-х действий.

Поведенческий уровень (уровень широких народных масс) характеризуется необходимостью перевода достаточно сложных теоретических и программных положений на язык обыденного политического сознания. Массы должны освоить предлагаемые им идеи хотя бы в такой степени, чтобы поверить в них и предпринять действия по их воплощению.

Конституция РБ была принята Верховным Советом РБ 15 марта 94 г. Вступила в силу со дня опубликования 30 марта 94г. Действует с изменениями и дополнениями принятым на республик. Референдуме 24 ноября 96г.

Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Совокупность этих черт позволяет говорить об определенной форме, способе организации государства или о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным строем. Таким образом, с точки зрения формального подхода, конституционный строй – это форма организации государства, закрепленная в его конституции.

Вместе с тем конституционное государство характеризуется прежде всего тем, что в нем обеспечено подчинение государства праву. Чтобы государство в полной мере подчинялось праву, это подчинение должно быть обусловлено определенными гарантиями, обеспечивающими в своей совокупности такую форму или такой способ организации государства, который может быть назван конституционным строем. Таким образом, с содержательной точки зрения конституционный строй – это форма организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство, это порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией.

21 Традиционные идеалы и ценности белорусского народа.Национальная идея и гос-нность.

Особенности полит-ой культуры в РБ. Полит-ая культура – это «система исторически сложившихся полит-х традиций, убеждений, ценностей, идей и установок практического политического поведения, обеспечивающая воспроизводство полит-ой жизни общества на основе преемственности». Полит-ая культура Беларуси начала ХХІ века с неотвратимо формирующимися демократическими ценностями в виде гласности, свободы слова, печати, прав и свобод человека и т.п. характеристиками, разительно отличается от полит-ой культуры 80-х годов, когда и речи не могло идти о плюрализме полит-х мнений в средствах массовой информации, полит-х дискуссия.

В РБ в настоящее время в целом стабильная полит-ая ситуация – в нашем гос-ве нет противостояния между гражданами и властью, отсутствуют какая-либо межэтническая конфронтация и напряженность на религиозной почве. И, тем не менее, не все так безпроблемно в полит-ой сфере. Время от времени активизирует свою деструктивную деятельность оппозиция. Заслуживает пристального внимания тот факт, что в Беларуси до настоящего времени не сформировались мощные полит-ие партии, способные взять на себя ответственность не только за идеологию, но и за будущее гос-ва. Эти факты свидетельствуют о том, что нашему гос-ву предстоит пройти еще долгий путь становления гражданского общества и формирования полит-ой культуры.

Формирование полит-ой культуры органично связано с общим трансформационным процессом – переходным периодом от плановой к рыночной экономике, становлением гос-венных институтов, демократизацией общественной жизни.

Важнейшая задача – формирование полит-ой и правовой культуры у молодежи – не показной, митинговой, бравадной, а подлинной культуры.

Формирование у индивида полит-ой культуры начинается в семье, продолжается в средней и высшей школе, производственных коллективах, общественных организациях, полит-х партиях.

Античная полит-ая мысль (Платон, Аристотель, Цицерон и др.) и средневековье.

Наивысшего развития политическая мысль античности достигла в учениях древнегреческих философов Платона и Аристотеля. Основными политологическими произведениями Платона являются трактаты «Государство»,«Законы»,а также ди­алоги «Политик» и, отчасти, «Критий».Платон выступал идеологом афинской рабовладельческой аристократии. Согласно этому, свободные эллины должны быть разделены на три сословия: правите­лей, воинов и трудящихся.Власть вручалась философам, так как только они спо­собны руководствоваться разумно понятыми общими интересами. В платоновской теории разделения труда и специализа­ции сословий отсутствует класс рабов. Он рассматривает разделение труда в государстве только между его свободными гражданами. Таким образом, философы и воины в идеальном государстве Пла­тона становятся коллективными рабовладельцами, на ко­торых возлагаются функции по управлению и охране существующего строя. Платоновский проект идеального государства справедли­во расценивается как утопия. В ней нашли отражение ряд реальных черт уже существовавших в прошлом общественных и государственных форм. Известно, что Платон трижды безуспешно пытался ре­ализовать свой политический проект на практике. Дальнейшее развитие политическая мысль античности получает в сочинениях Аристотеля, взгляды которого вы­ражали интересы среднего слоя класса рабовладельцев. Его политическое учение изложено главным образом в работе«Политика».Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве. Он предпочитает говорить о таком политическом устройстве, которое могут иметь у себя большинство государств. Аристотель выступил убежденным защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи. Он явился основоположником неисторического взгляда на эту проблему. Аристот

Наши рекомендации