Раздел 2. Философия Древнего мира

Во втором разделе Вам предстоит изучить две темы: “Философия Древнего мира” и “Античная философия”.

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на то, какие социокультурные факторы способствовали возникновению новой формы рациональности именно в Греции, а не в соседних с ней культурных центрах на Древнем Востоке (Китай, Индия), где цивилизация насчитывала уже тысячелетия в форме мудрствования. Необходимо уяснить себе основные проблемы и аргументацию философских позиций первых греческих школ, связанную с проблемой первоначала и роли чувственного и рационального познания. Изучение данной темы важно для понимания того, с какой проблемы началось развитие философии – с проблемы единого и многого, всеобщего и частного, что и составляет главный предмет её исследования.

Философия Древнего Востока

[1], с. 18-24; или[3],с. 2-42

Трудности в изучении древнекитайской культуры и философии: иероглифическое письмо, огромное количество литературных памятников, отличные от европейских логика дискурса и стратегии смысла, необъятность китайской культуры и истории по их пространственной и хронологической протяженности. Обратите внимание на следующие вопросы: развитие философии в странах Древнего Востока (Китай и Индия). Краткий очерк истории и культуры Древнего Китая. Конфуций (Кун-цзы, около 551 – 479 до н. э.) и его эпоха. Образ мудреца в китайской традиции. Основополагающие категории конфуцианства: гуманность и человеколюбие (жэнь). Понятие о «благородном муже» как идеальном типаже «служилого человека». Учение об управлении обществом и государством. Дао. Синтез и взаимовлияние конфуцианства и даосизма. Единство и внутреннее многообразие древнекитайской культуры и философии. Исторические судьбы развития древнекитайской философии, ее место и значение в современной культуре Китая.

Веды – основной религиозно-мифологический памятник Древней Индии. Возникновение буддизма. Главный закон жизни и четыре «благородные истины» буддизма. «Восьмеричный путь» и нирвана. Превращение буддизма в одну из мировых религий. Учение о «дхармах». Исторические судьбы развития буддизма.

Вопросы для самопроверки

1. В чем принципиальное отличие философии Древнего Востока от философии западного мира?

2. Основные вопросы индийской философии.

3. Какие вопросы рассматриваются в китайской философии?

4. Что означает понятие «дао»?

5. В чем заключается цель человеческой жизни для буддистов?




Античная философия

[1], с. 24-65; или[2],с. 42-64

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на следующие ключевые моменты. Во-первых, какие социокультурные факторы способствовали возникновению новой формы рациональности именно в Греции, а не в соседних с ней культурных центрах, где цивилизация насчитывала уже тысячелетия. Во-вторых, необходимо уяснить себе основные проблемы и аргументацию философских позиций первых греческих школ, связанную с проблемой первоначала и роли чувственного и рационального познания. И, в-третьих, изучение данной темы важно для понимания того, с какой проблемы началось развитие философии – с проблемы единого и многого, всеобщего и частного, что и составляет главный предмет её исследования.

Первый центр греческой философии: милетская школа. Первые греческие философы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Проблема первоначала. Учение Гераклита. Общие черты ионийской философии. Второй центр греческой философии – италийский. Пифагорейская школа: учение о числе как первоначале всего сущего. Элейская школа: учение о единстве бытия. Доказательство единого бытия Парменида. Апории Зенона. Значение идей первых греческих философов для развития науки и философии.

Социокультурные и теоретические предпосылки греческой философии классического периода. Проблема единства и множественности бытия, чувственного и рационального познания. Попытки синтеза противоположных позиций. Демокрит: жизненный путь и сочинения. Принцип атомизма. Учение о двух уровнях познания. Греческая софистика: Протагор, Горгий и др. Гносеологический и этический релятивизм софистов. Сократ: его жизнь и деятельность. Полемика с софистами. Этический рационализм Сократа: знание как основа добродетели.

Объективный идеализм Платона. Учение об «идеях». Проект идеального государства Платона. Учение Аристотеля как завершение философии классической Греции. Метафизика Аристотеля: учение о сущности и причинах бытия. Значение философских учений классической Греции для последующей культурной традиции.

Вопросы для самопроверки

1. В чем заключаются социокультурные предпосылки возникновения античной философской традиции?

2. Как решалась проблема первоначала представителями милетской школы?

3. Объясните значение идей первых греческих философов для развития науки и философии.

4. В чем заключается космоцентризм древнегреческой философии?

5. Охарактеризуйте основные принципы атомизма.

6. Что означают тезисы Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю» и «Познай самого себя»?

7. Почему Сократ отождествляет знание и добродетель?

8. Почему Платон считает, что идеи более реальны, чем вещи?

9. Какое государство, согласно Платону, можно считать справедливым?

10. В чём смысл высказывания Аристотеля «Платон мне друг, но истина дороже»?

11. В чем значение идей Платона и Аристотеля для духовной культуры последующего периода?


Наши рекомендации