Философия Древнего мира: древнеиндийская философия, древнекитайская философия, античная философия

1.1 Древнеиндийская философия (вопрос не является обязательным для изучения)

План самостоятельного изучения вопроса

1) уяснение социокультурных условий возникновения философии;

2) анализ основных черт философских систем, относящиеся к астике ;

3) анализ основных черт философских систем, относящиеся к настике;

4) итог изучения вопроса – выделение главных особенностей философии Древней Индии

Теоретический материал к самостоятельному изучению вопроса

1) Философское мышление в Индии зарождается примерно к середине І тысячелетия до н. э., когда на территории современной Индии стали формироваться государства. Во главе таких государств был раджа, власть которого опиралась на власть землевладельческой аристократии и родовой жреческой знати (брахманы). Сильны были пережитки патриархальных отношений между господствующими классами и угнетенными.

Древнеиндийское общество делилось на варны – группы, которые впоследствии легли в основу кастовой системы. Их было четыре: 1) жреческая варна (брахманы), 2) варна военной аристократии (кшатрии), 3) варна земледельцев, ремесленников, торговцев (вайшьи), 4) низшая варна (шудры). Шудры находились в подчинении у брахманов, кшатриев, вайшьев. Они не имели права на общинную собственность, их не принимали в члены общины. Деление на варны освящалось религией. Родовитые жреческие семьи оказывали значительное влияние на общество и были носителями образованности и специальных знаний, влияли на развитие религиозной идеологии.

2) Содержание религиозно-философского мышления в Индии отображает так наз. ведийский канон, в который входят Веды, Брахманы, Араньяки и Упанишады. Веды – древние памятники индийской литературы, в состав которых входят четыре сборника стихотворных гимнов, молитв и заклинаний. В Ведах с религиозным мировоззрением сочетались некоторые философские представления о мире, человеке, нравственной жизни. Брахманы –это своеобразные комментарии к текстам Вед, в которых особенное внимание обращается на толкование извечного смысла ритуалов. Араньяки – тексты, содержащие правила поведения для отшельников. Упанишады – завершающий этап в развитии ведийского канона. Это общее название разных по своему характеру и объему трактатов религиозно-философского плана. Принципы, заложенные в ведийском каноне, стали основой таких мировоззренческих систем: 1) брахманизм; 2) бхагаватизм; 3) буддизм; 4) джайнизм. При этом следует заметить, что буддизм и джайнизм официально не признавали высший авторитет Вед, но на них опирались.

В ведийской литературе появляются понятия Брахман и Атман. Брахман во втором своем значении – всеобъемлющее, всепроникающее абсолютное объективное духовное начало, Высшая абсолютная Реальность, высшее духовное единство. Атман – всепроникающее субъективное духовное начало, индивидуальная душа, «я», проявление Брахмана. Идеал Упанишад – познание Брахмана, слияние с ним, достижение с ним единства и достижение блаженства. В ведийских текстах говорится о том, что все на земле является и конечным, и бесконечным, совершенным и несовершенным. Все стремится освободиться от своей конечности, стать совершенным. Путь к счастью – выход за рамки индивидуального (конечного) существования. Разумная жизнь – жизнь бескорыстного служения миру. Становясь рабами материальных ценностей, вещей, т.е. внешнего, мы упускаем истинное «я». Мир преходящ, обманчив, и потому иллюзорен. Но, вместе с тем, он гармоничен и упорядочен. В упанишадах говорится: «Ты есть то!», или: «Ты есть оно!». Это значит: все, что тебя окружает, единосущно с тобой. Каждый несет в себе божественную сущность. В каждом существе и даже объекте природы есть Брахман. И ты есть Он, и Он есть ты. Сливаясь с божественной сущностью, душа тем самым поднимается над страхами, над суетой, над быстротечностью, иллюзорностью жизни, и в этом – начало освобождения.

В ведийской литературе зарождается представление о безличном объективном космическом законе ритá – природном и нравственном одновременно.

Первые, уже собственно философские, системы – даршаны(«даршан» – наиболее распространенный термин древнеиндийской философии, адекватный древнегреческому термину «философия») относятся к таким школам, как йога, санкхья, миманса, веданта, вайшешика, ньяя, чарвака-локаята. Эти школы характеризуются неоднородностью, а их основой является отношение к Ведам. Те даршаны, которые признают авторитет Вед (санкхья, ньяя, вайшешика, йога, миманса,веданта),называются «астика».А те, которые не принимают авторитет Вед, называются «настика» (например, чарвака-локаята).

Философские идеи школы йогавыходят из своеобразного выяснения вопроса о сущности отношения души и тела, духовного и телесного. Сущность этого отношения усматривается в непрерывном самоусовершенствовании души и тела путем углубления человека в свой внутренний мир, которое реализуется через непосредственное видение и переживание.

Мировоззрение в санкхьябазируется на представлении, что в мире существуют два самостоятельных начала: пракрити (субстратная первопричина) и пуруша («я», дух, сознание). В философском плане пракрити можно понимать как первопричину мира объектов. Пуруша в санкхье – пассивное, но наделенное сознанием начало. Санкхья считает, что Вселенная возникла благодаря влиянию пуруши на пракрити. Санкхья как философская школа имеет свою систему категорий. Эти категории являются началом существования (например, зрение, слух, вкус, ум, душа, дух и так далее). В состав категорий входят пракрити и пуруша.

Особенностью древнеиндийской философской школы мимансаявляется то, что она уделила большое внимание вопросам теории познания и логики. Миманса отрицает идею иллюзорности мира, мгновенности его существования, пустоты или его идеальности. Миманса считает, что мир в целом вечен и неизменен, он не имеет ни начала, ни конца, хотя отдельные вещи в нем способны изменяться, возникать и погибать. Признавая разнообразие мира, миманса сводит его к нескольким категориям, в частности к такой, как субстанция. Субстанция – это основа всех качеств, существующая в девяти модификациях: земля, вода, воздух, огонь, эфир, душа (Атман), ум, время, и пространство. Заслуживает внимания учение миманса относительно связи речи и мышления, слова и его значения.

Древняя индийская философская школа ведантаярко представляет объективно-идеалистическую систему. Веданта берет свое начало в учениях Упанишад. Основой веданты является обоснование существования Брахмана (Бога), который является конечной и единственной основой бытия. Человеческая душа (Атман) тождественна с Брахманом и его эмпирическим воплощением. Брахман характеризуется как единство бытия, сознания и рая. Реальный мир – это сам Брахман в своем эмпирическом проявлении. В более позднем своем проявлении веданта признает за телом и душой реальность их существования.

Философская школа вайшешикахарактеризуется в первую очередь тем, что она наиболее тесно (в отличие от всех других древнеиндийских философских систем) связана с естественнонаучными представлениями тогдашнего общества. Школа вайшешика занималась последующей разработкой таких традиционных идей философии Древней Индии: 1) понимание мира как сочетания физических элементов – земли, воды, света, воздуха и т.д.; 2) представление, что все предметы и явления действительности (включая сознание и мышление) являются продуктами первичных атомов. Учение школы вайшешика об атомах основывается на математической теории о бесконечно малых. По учению вайшешика, все существующее охватывает семь категорий: субстанция, качество, действие, общее, особенное, присущее, отрицание, или небытие. Основной категорией является субстанция, которая обнаруживает сущность вещи. Теорию познания вайшешика строит на основе идеи, что предметом познания является объективно существующий мир. Он познается через восприятие, вывод, память и интуицию.

Оригинальность философской школы ньяя проявляется в том, что она является вершиной древнеиндийской логики и теории познания. Логика ньяя возникла в процессе обобщения приемов и методов публичных философских выступлений, которые широко практиковались в Древней Индии. Теория познания ньяя исходит из такого принципа: знание отвечает объективной действительности, которая существует не зависимо от субъекта познания. Ньяя считает, что существуют четыре источника достоверного познания: 1) чувственное восприятие; 2) логический вывод; 3) сравнение; 4) словесное засвидетельствование авторитетов.

3) Среди философских школ Древней Индии исключительное место занимает чарвака-локаята, которая не признает авторитет Вед, не верит в жизнь после смерти, отрицает существование Бога, оригинально определяет начала бытия и сущность процесса познания. Весь мир состоит из материальных первоэлементов и их сочетаний. Вещи природы состоит из воздуха, огня, воды и земли. После смерти организмы вновь разлагаются на первоначальные элементы. Сознание существует реально и удостоверяется восприятием. Сознание является свойством живого материального тела. Разрешая вечную философскую проблему – смысл человеческой жизни – чарвака-локаята видит смысл человеческого существования в счастье. А счастье понимает как наслаждение, которое должно достигаться деятельностью человека, человек сам должен это счастье создать.

4) К главным особенностям философии Древней Индии можно отнести:

а) в ней прослеживается постепенный переход от мифологически-религиозного мировоззрения к собственно философскому,

б) представление о человеке опирается на принципы этики страданий и счастья, путь лишения от страданий – в правильном образе жизни,

в) в философии Древней Индии сформулированы идеи единства души и тела, духовного и телесного, сознания и материи, активно деятельной сущности и человека, и мира.

Древнекитайская философия

План рассмотрения вопроса

1) Социокультурные условия формирования древнекитайской философии,

2) Основные философские школы (даосизм и конфуцианство) и их идеи.

1) Социокультурная ситуация была нестабильной:

а) разложение родоплеменного строя и переход к обществу с государственным устройством в течение XIII – V вв. до н. э.,

б) рост имущественного и социального неравенства,

в) противостояние социальных слоев, борьба племен и войны мелких государств.

Наши рекомендации