Изучение нового материала. Философия Древнего мира и средневековая философия

ЛЕКЦИЯ 8.

Философия Древнего мира и средневековая философия

(Философия гностицизма).

Организационный момент.

2. Объявление темы, цели и плана урока. Цель – «Сегодня на занятии вы узнаете о философии гностицизма».

План:

2.1. Повторение пройденного «Сначала мы повторим предыдущую тему».

2.2. Философия гностицизма.

2.3. Самостоятельная работа.

Повторение пройденного.

3.1. Перечислите характерные черты средневековой философии.

3.2. Дайте определение патристики.

3.3. Опишите проблемы, обсуждаемые в патристике.

3.4. Дайте определение схоластики.

3.5. Опишите основную идею схоластики.

3.6. Дайте определение мистики.

3.7. Перечислите ступени, необходимые для достижения единения с Абсолютом.

Изучение нового материала.

4.1. Сегодня мы рассмотрим философию гностицизма, которая пыталась найти выход из кризиса античного мира путем соединения учений древнего Востока, раннего христианства и различных христианских сект. Под запись. «Гностицизм (от греч. gnostikos - познающий), общее обозначение ряда позднеантичных религиозных течений, использовавших мотивы восточной мифологии, и ряда раннехристианских еретических учений и сект. Гностики считали, что знают особый тайный смысл Библии и в своей философии исходили из эзотерического дуализма добра и зла, света и тьмы, материи и духа.

Центральное место в учении гностицизма занимает человек как средоточие мирового процесса. Он, хотя и является тварью тёмных сил мира, по своей субстанции не принадлежит ему. Эта его божественная субстанция часто принимает форму первочеловека, или антропоса. Душа иноприродна и по сущности своей принадлежит надкосмической сфере. Наряду с дуализмом души и тела в гностицизме существует разделение человека на «духовное», «душевное» и «телесное».

В основе гностицизма лежит представление о падении души в низший, материальный мир, созданный демиургом - низшим божеством. В дуалистической мистике гностицизма материя рассматривается как греховное и злое начало, враждебное богу и подлежащее преодолению. В мире рассеяны частицы потустороннего света, которые должны быть собраны и возвращены к своим истокам. Искупителем является прежде всего Христос, но его призыву следуют лишь «духовные» люди («пневматики»), тогда как не принявшие гностического посвящения «душевные» люди вместо подлинного «познания» достигают лишь «веры», а «плотские» люди вообще не выходят за пределы чувственной сферы. Для гностицизма характерно представление о ступенях, или сферах, мира и их демонических властителях, препятствующих искуплению.

Гностиков характеризует отрицательное отношение к существующему миру и его демиургу (обычно он отождествляется с Богом Ветхого Завета), которому противопоставлен истинный Бог и Отец, Непознаваемый Бог. Этот Бог порождает Плерому — полноту духовности, состоящую из соединенных попарно эонов (духовных сущностей), образующих иерархию. Последний из эонов, имеющий женскую природу, желает уподобиться Богу-творцу, порождает нелепое и уродливое существо и, ужаснувшись его облику, “выталкивает” своего отпрыска за пределы Плеромы. Этому отпрыску (во многих текстах именуемому Иалдабаофом) присуще незнание, противоположное гносису; он воображает себя единственным Богом и приступает к творению мира, столь же несовершенного, как и он сам. Этим миром демиург правит вместе с архонтами (“правителями”), которых он сотворил. Но в сотворение человека вмешиваются силы Плеромы, и Первочеловек (Адам) получает частицу подлинной Божественной субстанции, которая от него переходит к потомству. Человек поэтому является чужеземцем в этом мире; он испытывает непереносимые мучения от пребывания в нем. Подлинная родина человека не мир, а Плерома, для которой он должен быть спасен.

Концепция знания, гносиса,— ядро гностицизма. В известной формуле гностика Феодота суть гносиса заключается в ответе на следующие вопросы: «Кто мы? Кем стали? Где мы? Куда заброшены? Куда стремимся? Как освобождаемся? Что такое рождение и что возрождение?». Познание человеком своего внутреннего «Я» делает возможным и познание мира, того, «что есть, что было и что будет». Такое всеобъемлющее знание доступно немногим и дарует человеку спасение. В гносисе человек преодолевает свою двойственность и разорванность, через человека происходит преодоление бытием своей расщеплённости и восстановление распавшейся гармонии.

В целом учение гностицизма предстаёт как одна из форм кризиса рабовладельческой формации и как попытка найти новый мировоззренческий синтез. Гностики отрицали церковные и светские власти как слуг «архонтов», из-за чего церковь жестоко боролась с этим течением. Гностицизм служил питательной почвой многих средневековых ересей.

4.2. Самостоятельная работа на уроке. Запишите в тетради подзаголовок «Гностицизм и ереси», перейдите по ссылке http://bse.sci-lib.com/article059902.html, прочитайте текст и кратко его законспектируйте, с указанием на идеи, которые происходят от гностицизма.

Для групп Гостиничного сервиса! С.Р. № 2 Подготовка сообщения «Александрийская философская школа и ее влияние на последующие философские направления».

Наши рекомендации