В чем заключается посвящение, и какими качествами надо обладать для этого?
В санскрите посвящение называется словом дикша, что означает желание давать. Мантра дикша – это передача мантры. Есть так же и более высокие посвящения. Так например, перед тем как покинуть своё смертное тело, гуру может передать разным людям накопленные духовные силы. Это делается очень осторожно. Гуру должен убедиться, что ученик не свернёт с пути и не потеряет контроль над собой. Можете отрезать ему нос, выстрелить в него, или бросить его в бушующую Гангу, но он останется верен гуру.
Когда сознание потеряет всякий интерес к мирским и низменным вещам, оно полностью настраивается на высшие вибрации. Низшие сферы разума парализуются, а высшие сферы активизируются и становятся крайне чувствительными. Тогда даются высокие посвящения, и происходит передача психической и духовной энергии. Это то, чего ищут все.
Посвящение может происходить где угодно: на берегу реки, в храме, в лесу, в ашраме, или в маленькой комнате. Великие йоги, подобно Свами Шивананде, могут передавать посвящения в письменной форме. Но что бы принять посвящение необходима внутренняя тишина. Ум должен быть спокоен и уравновешен, тело тоже должно быть спокойно, оно не должно дрожать и ёрзать.
Можно ли получить мантру от человека, которого я не считаю своим гуру?
Мантру следует получать от своего гуру, только тогда она будет полностью эффективна. Это первый контакт и установление связи между учеником и гуру. Мантру и гуру не следует менять. Перед тем как передать силу мантры, гуру должен убедиться в готовности ученика, если тот не готов, мантра может потревожить его нервный и ментальный баланс. Посвящение это как заряд энергии, вторгающийся в наше ментальное поле. В некоторых случаях, очень эмоциональных людей такой заряд может выбить из равновесия.
Приняв мантру вы становитесь учеником. Практикуя эту мантру устанавливается более глубокая связь с гуру, и в дальнейшем вы сможете стать каналом, через который будут передаваться его мысли. Если контакт с гуру регулярен, вы можете получать от него подсознательную помощь и руководство. Таким образом садхана будет наиболее плодотворной.
Гуру действует на уровне бессознательного ума. На этом уровне мы все связаны между собой и можем свободно передавать свои чувства и мысли. Так гуру может узнать, если его ученик потерял равновесие и находится в опасной ситуации. Если гуру действительно высокого калибра, он способен даже изменить судьбу ученика.
Основная задача гуру – это удалить двойственность и сократить расстояние, разделяющее его сознание и сознание ученика. Ученик обладает определенными личными качествами, у него есть свои чувства, интеллект и здравый смысл, но гуру не волнуют эти качества. Гуру знает, что ученик покинет его на определенном этапе. Поэтому он должен быть уверен, что ученик способен абстрагироваться от своего эго, и что между ними существует глубокая связь и единство.
Отношение разных учеников к гуру должны быть одинаковы?
Насколько я понимаю, характер отношений должен выбирать гуру, поскольку именно он определяет уровень эволюции ученика. Так некоторые ученики воспринимают гуру как своего наставника, другие видят в нём своего отца, друга, или даже Бога. Некоторые мои ученики не воспринимают меня как своего наставника, а скорее видят во мне символ преданности и однонаправленной концентрации, и ничего более. Они не следуют моим наставлениям, но определенно любят меня. Всё зависит от уровня эволюции ученика.
Как выбрать Гуру?
Иногда гуру ищут учеников. Тогда ученику не стоит беспокоиться, поскольку гуру найдет его. Это факт. Однако, ученики очень нетерпеливы. Они хотят лучшего гуру, не осознавая, что для этого им сначала надо стать лучшим учеником. Ученик получает гуру в соответствии с собственным уровнем развития.
На каком этапе находится ученик? Каковы его духовные заслуги? Насколько он беспристрастен? Гуру странствует по миру в поисках учеников. Он не ищет учеников, только что бы пополнить своё племя. Им движет желание помогать душам, погрязшим в авидье и тьме.
Пожалуйста, не теряйте зря время на поиски гуру. Возможно, вы найдете не того. Лучше подготовьте себя. Развивайте беспристрастность, искренность своих мотивов, измените образ жизни и мышления, посещайте састанги, киртаны, бхаджаны, пуджу, занимайтесь свадхаей и изучением Гиты.
Говорят, что гуру должен быть брахмаништха, и владеть знанием Вед, но как я обнаружил, брахмаништха гуру сам по себе является Ведой. Кабир не знал Веды, тоже касается Мирабаи, Шри Рамакришны, Рамана Махариши, и многих других. Важно чтобы гуру был садхакой. Даже если он не умеет петь и давать лекции и на тему Бхагавад Гиты и Брахма Сутры, главное он должен обладать опытом. Если же он является хорошим интеллектуалом, и владеет глубоким знанием различных писаний, но при этом не имеет реального опыта, тогда он ачарья, но не гуру.
Такие люди как Рамакришна Парамахамса, Рамана Махариши, Анандамай Маа, Кабир, Мирабай, Гьяндев, смогли победить авидью, и испытали глубокие проявления реальности. Когда Кабир умер, его тело превратилось в цветы. Когда Мирабай оставила материальное тело, она превратилась в свет, джйоти. Чайтанья Махапрабху так же превратил своё тело в свет, он вошел в храм и растворился там.
Тот кто контролирует таттвы и самскары, кто наделен видением света и способен путешествовать глубоко внутрь и наружу, кто способен потерять своё сознание без страха смерти, только такой человек может стать гуру.
Слово гуру состоит из двух слогов “Гу” – что означает тьма, и “ру” – что означает рассеивать. Гуру означает, “тот, кто рассеивает тьму”. Что это за тьма? Это тьма авидьи. Мы погружены во тьму, поскольку не видим света. Что это за свет? Это свет истинного Я, Атмаджйоти.
Не беспокойтесь о том как найти гуру. Давайте станем хорошими учениками, и тогда гуру появится сам. Гуру рождаются гуру, а ученики учениками. Если гуру велик, то и ученики тоже велики. Не стоит думать, что учеников однажды повышают до статуса гуру. Ученик никогда не становится гуру. Мои ученики называют меня гуру, но я считаю себя учеником, и таковым останусь, поскольку я был рождён учеником. Ученики постоянно развиваются и стремятся к совершенству. Гуру – это тот, кто спускается к нам с высших планов бытия, чтобы дарить свет. Так мы всегда будем оставаться учениками, а гуру – гуру.
Пока у вас нет гуру, вы не сможете стать учеником. Моя личная позиция такова, что я всегда буду оставаться учеником, и никогда не стану гуру, поскольку возможности ученика гораздо шире, чем у гуру. Если я стану гуру, моё эго разжиреет как водный бык. И я думаю вы согласитесь со мной, эго – это главный враг духовного искателя. “Я великий человек” – это замедленная бомба. “Я гуру” – это вирус, яд. “Я ученик” – это смирение, простота. Если вы считаете себя не важнее травинки, вы гораздо ближе находитесь к Богу и к его творению. Я всегда смотрю на вещи с позиции ученика, как медиум, как инструмент моего гуру.
Радостное Покаяние
Оставив всё, свободный от сомнений
Я иду по божественному пути
Твой образ сияет на небе и на земле.
И вот ты пришел осветить мою лачугу,
Своим бесконечным состраданием,
Смягчая суровую жизнь санньяси.
Теперь моя жизнь будет наполнена радостным праздником,
В чреве покаяния, пробуждается мудрость.
Сегодня я украшу свою постель желанными снами,
Покаяние пришло ко мне, и теперь я смеюсь и полон счастья.
Сегодня я счастлив, давайте праздновать,
Это праздник служения людям.
Свами Сатьянанда Сарасвати
Установление отношений
Когда вы решаете получить мантру от гуру, вы вступаете с ним в отношения. Отношения в первую очередь имеют духовную природу, и лишь затем они опускаются на эмоциональный и ментальный уровень. Тогда мы можем рационально понять их, придти к гуру и попросить мантру. После этого гуру становится нематериальным, и от вас требуется только одно. Регулярно практиковать мантру, до тех пор, пока она не проникнет в самую суть вашей натуры.
Преданность – это совершенно спонтанный процесс. Так же как невозможно научиться любить и ненавидеть, так же невозможно научиться преданности. Если у вас нет преданности гуру, то ничего не поделаешь; не существует витаминов для усиления преданности. Она должна проявляться естественно и спонтанно. Характер преданности глубоко личный, и отличается в каждом конкретном случае. Не может быть одинаковой преданности у разных людей. У некоторых учеников преданность теплая, в то время как другие обладают огненной, пылающей преданностью.
Часто отношения между гуру и учеником довольно формальны, и многое определяется тем насколько развит ученик. Я был учеником три раза. Когда я жил с родителями, в возрасте 10 лет они отвели меня к святой женщине, Анандамай Маа. В то время она была в самом расцвете молодости в возрасте 25-26 лет. Она дала мне некоторые духовные наставления, и так она стала моим первым гуру. Я был поражен сиянием, которое она излучала.
Потом, много лет спустя, я покинул дом и странствовал по Индии в поисках гуру. Я отправился в один ашрам, в западной части Индии, в котором моя сестра изучала крия йогу, и она считала, что её гуру может стать гуру и для меня. Гуру было около 70 лет, он был очень спокойный и хороший человек, и я понравился ему. Он мне тоже понравился, но я знал, что он не был моим конечным назначением.
Спустя несколько недель, я покинул ашрам и вновь отправился на поиски. У меня было имя одного свами из Ришикеша, и я направился к нему. Он был большим знатоком санскрита, и жил рядом с ашрамом Свами Шивананды. Я сказал ему, что желаю стать его учеником, но он направил меня в ашрам Свами Шивананды. Так одним утром я пришёл в указанный ашрам и встретил Свами Шивананду. Ему в то время было около пятидесяти лет, и когда я увидел его, я подумал, что мои поиски закончены. Так оно и оказалось.
Я прожил с ним очень долгое время, но никогда не чувствовал себя излишне эмоциональным в отношении него. Я никогда не испытывал истерии и страсти. Однако, благодаря его любви и моей преданности, я работал не покладая рук, часто забывая о сне и еде. Я работал на строительстве ашрама как одержимый, хотя он не требовал от меня этого. Каждый раз, построив новую комнату, я звал его, что бы он благословил её, но он говорил: “Ты построил еще одну майю, еще одно ограничение.” И так продолжалось многие годы, я работал на Свами Шивананду с особой преданностью. Это была не эмоциональная и не интеллектуальная преданность. Это была настоящая преданность, преданность делом.
Какой толк от преданности, если вы сидите в грязи? Если ашрам разваливается, и в саду не растут цветы, разве это преданность? Преданность должна быть по делу. Когда у моего гуру бывали дни рождения, все шли к нему отмечать праздник, но я вместо этого отправлялся на кухню готовить еду. Другие ученики спрашивали меня: “Почему ты не хочешь поздравить гуру?” На что я отвечал: “Ваша преданность эмоциональна, но я предан делом.”
Следует помнить, что существуют разные типы отношений между гуру и учеником. В тантре эти отношения имеют наиболее полный характер. В рамках тантры возможны любые отношения. Однако для домохозяев это невозможно. Если вы являетесь отцом или матерью, это налагает на вас определенные эмоциональные обязательства. Поэтому приходится поддерживать баланс между семейными обязанностями и обязанностями перед гуру. Так, если вы домохозяин, вы приходите к гуру, получаете от него мантру, и Хари Ом! Потом вы возвращаетесь домой и практикуете мантру. Каждый раз, когда вы практикуете мантру, вы должны вспоминать гуру, и после практики его тоже желательно помнить. Это необходимый минимум отношений с гуру.
Связь с Духом Гуру
Все мы хорошо знаем физическую, ментальную и эмоциональную связь, поскольку мы постоянно сталкиваемся с этим в повседневной жизни. Гораздо сложнее объяснить духовную связь между двумя людьми.
Духовная связь – это не религиозная связь, и не связь, основанная на общих верованиях. Духовная личность и духовное сознание в большинстве людей пребывают в спящем состоянии. Они еще не родились. Они пока даже не в стадии зародыша. Мы можем объединяться физически и ментально, развив в себе экстрасенсорные возможности. Мы можем развить эмоциональное единство, благодаря любви и преданности. Но в случае с гуру, необходима именно духовная связь, духовный союз и единство.
Главное требование
Духовное единство невозможно достигнуть, пока не пробужден Атман. Атман – это слово, которое часто понимают неверно. Атман обычно понимают как душу, или истинное Я, но я понимаю атман как осознание, в котором не существует ограничений. Атман не ограничен пределами пространства, времени и материи. Физическое осознание имеет множество ограничений. Ментальное сознание не так ограничено, а эмоциональное сознание еще менее ограничено и наиболее эффективно. Мать может чувствовать что происходит с ее ребенком, независимо от того как далеко он находится. Но духовное, или атмическое осознание, превосходит даже эмоциональное осознание.
Когда пробуждается атмическое осознание, или атман анубхути, как его именуют в Веданте, мы испытываем единство не только с гуру, но со всеми живыми существами, будь то животное, человек или растение. Атман анубхути непросто объяснить, но если вы хотите установить глубокую связь с гуру, это является главным требованием.
Жизнь посвященная служению
Отношения между гуру и учеником очень сложно объяснить и не менее сложно практиковать, поскольку они строятся не на основе рационального интеллекта или эмоций. Часто у нас не получается наладить отношения с гуру, и не потому что мы не соответствуем этическим или религиозным нормам, а потому что мы попросту не знаем каким образом нам следует воспринимать гуру. Стоит относиться к нему как к другу? Или как слуга к хозяину? Или как сын к отцу? Или как преданный к богу? Насколько я понимаю, ни один из этих типов отношений не будет до конца отражать всю полноту связи ученика и гуру.
Когда я жил в ашраме моего гуру в Ришикеше, и выполнял севу, или бескорыстное служение, я много работал как физически, так и ментально, но я никогда не думал о физической форме моего гуру. Мне не свойственно размышлять о человеке, которого я люблю. Для меня гораздо лучше посвятить всю свою энергию на благо служения ему. Даже сейчас я выполняю каждое своё действие как часть служения ему, и я считаю, это гораздо эффективнее, чем медитация на его образ. Я чувствую, что добился единства с ним. Таков мой практический подход в отношении гуру и духовной жизни.
В то время когда я работал в ашраме моего гуру в разных качествах, мне было не так важно находиться рядом с ним. Конечно, я встречался с ним, когда мне были необходимы указания насчет работы. И когда я печатал его рукописи, я каждый день ходил к нему за ними. Но когда я был администратором ашрама, мне было необязательно видеть его даже раз в месяц, поскольку сфера моих обязанностей никак не касалась его. Так я прожил в ашраме много лет, редко думая о своём гуру, но зато постоянно работая для него.
Теперь я считаю, что должен больше работать над собой, для обретения покоя и внутреннего пробуждения. В то время я был молод, полон энергии и очень неустойчив, поэтому требовалось направить мою энергию в правильное русло. Иначе мой разум устроил бы мне веселую жизнь. Даже будучи полностью погруженным в работу, я всё равно успевал находить время для разных глупостей. Фактически, несмотря на моё усиленное служение, я был одним из главных террористов в ашраме.
У меня было столько энергии, что утром перед началом работы я переплывал Гангу четыре раза туда обратно. Вечером, закончив работу, я немного читал и затем отправлялся на берег Ганги для выполнения своей пурашчараны, или мантры садханы. Я использовал мантру, которую сформулировал самостоятельно, гуру не давал мне её. Мантра была длинная, примерно как Гаятри, и я принял решение повторить её 2.4 миллиона раз. Так у меня ушло много, много лет на выполнение этой садханы. После завершения этой пурашчараны я принимал на себя обязанность ночного охранника ашрама, который со временем начал занимать большую территорию. Утром я был снова готов работать на кухне.
Результатом этой напряженной работы и садханы стал опыт атма анубхути, во мне зародилось духовное осознание. Так, естественным образом, во мне установилась глубокая и нерушимая связь с гуру.
Живой опыт
В 1963, когда я находился в Ананда Бхаване, в Мунгере, я пережил видение моего гуру, опыт был такой же реальный, как и общение в обычной жизни. Я думаю, что такой опыт стал возможен, только благодаря тому что опыт атма анубхути созрел во мне, и связь на духовном уровне была установлена. Так, 13 июля, посреди ночи, я получил свою первую команду, или как это называют приказ свыше. После того как видение закончилось, я не мог понять где настоящая реальность, внутри или снаружи? Примерно через час я понял, что нахожусь в Ананда Бхаване, и что это был внутренний опыт.
Овладение инструментом осознания
Чтобы установить связь с гуру, мы должны развить высший аспект своей личности, который всегда будет осознавать гуру. Это возможно, и это не так сложно. У нас уже есть сырой материал, из которого будет строиться высшее осознание. Мы развитые человеческие существа, и нам доступны три состояния сознания – джагрити (бодрствование), свапна (сновидение) и нидра (глубокий сон).
Фактически, состояние сновидения гораздо мощнее и эффективнее состояния бодрствования. Но поскольку мы не владеем инструментом для управления этим состоянием, мы не можем контролировать сны. Однако, когда мы сможем по своей воли создавать и растворять сны, мы становимся ближе к опыту атмана.
В состоянии джагрити мы воспринимаем взаимодействие органов чувств с объектами и умом. Если перед вами нет цветка розы, вы не способны увидеть и почувствовать его. Джагрити – это очень ограниченное состояние, поскольку оно полностью зависит от индрий, или органов чувств. Если у вас нет глаз, вы не будете видеть, если вы глухи, вы не сможете слышать итд. Но в сновидении не существует таких ограничений, нужно только овладеть инструментом осознания.
Что это за инструмент? Это осознание себя. Что такое сон? Это проявление нетренированного ума. Также как маленький ребенок пытается ходить, постоянно спотыкаясь и падая так же и неподготовленный и не дисциплинированный ум проявляет себя в сновидении, отражая накопленные самскары. Сновидение – это визуализация самскар в искаженном свете.
При помощи асан, пранаям, мантры и других техник мы можем натренировать свой ум и визуализировать всё, что нам захочется. Мы сможем видеть объекты, которые существуют за пределами разума и чувств. Мы сможем создавать цветы, животных, людей, и любой другой объект. Так можно создать любое переживание или даже целую историю. Обретая контроль над сновидениями, мы можем развить свой атман.
Установление внутренней связи
Многие люди устанавливают связь с гуру при помощи овладения сновидениями. Они успокаивают свой ум и чувства, и ощущают его присутствие. Так, приближаясь к своему истинному я, они могут визуализировать гуру и общаться с ним так же как на материальном плане.
Овладев инструментом осознания, мы можем поднять уровень осознанности до уровня атмана, или истинного Я. Тогда связь ученика и гуру тотальна. И долгом ученика будет выполнение команд гуру. Я получил одну команду от моего гуру и это было: “Йога – это свет, и ты должен дарить его всем.” Вот и всё. Это то что связывает меня и гуру.
Те из вас, кто желает установить подобную связь с гуру должны помнить одну вещь. Одними эмоциями и преданностью вы не сможете приблизиться к нему, поскольку гуру не может ответить на все ваши эмоции. Я и вовсе не понимаю этот язык. Но существует один способ, который поможет установить контакт. Если вы будете трудиться на благо йоги, и сможете обучить этой древней науке хотя бы пол дюжины людей и дадите им верное направление в жизни, так вы станете гораздо ближе ко мне. Распространение послания йоги – вот что волнует мой ум постоянно.
Распределение нагрузки
Я слуга моего гуру и выполняю его волю, и я лишь желаю, что бы вы помогли мне выполнить его команду. В ближайшие годы множество людей будут принимать активное участие в духовном возрождении человечества. Один пророк не сможет справиться с этим заданием. Все должны взяться за руки на благо духовного ренессанса. Только когда миллион людей объединят усилия, эта задача будет выполнена. Я не верю, что придет спаситель и будет творить чудеса, выполнив всю работу одной рукой. Сегодня человечество не может следовать одному человеку. Необходимо участие каждого.
Поэтому, вернувшись домой и обнаружив там друзей, родственников и сослуживцев, нуждающихся в ментальном спокойствии, хорошем здоровье, расслаблении и глубоком сне, а также в устойчивой философской системе, способной сбалансировать их жизнь, помните, что вы можете предложить им знания йоги. Вы можете научить их тому что усвоили в ашраме – асанам, пранаяме, шаткриям, дхьяне, йога нидре и йога терапии, возможно, вы не сможете пробудить тысячи людей (это не важно), но вы сможете дать верное направление хотя бы пол дюжине людей.
Распространяя знания йоги, вы почувствуете, что становитесь гораздо ближе ко мне, поскольку я ученик, а не гуру. И будучи учеником, мне нужны такие же ученики, которые помогут выполнить команду моего гуру.
Письмо Ученику Судить о гуру, после того как уже получена дикша – это пустая трата времени. Это нужно было делать заранее. Ученику сложно понять гуру, если он полностью не утвердился в адвайте (недвойственности). Если будет хоть йота сомнения, вы можете в любой момент свернуть с пути. В вопросах касающихся высших планов бытия, за пределами тела и ума, гуру и ученик взаимодействуют в состоянии недвойственности (адвайты). Я искренне желаю, чтобы вы хорошо понимали последствия своих решений. Ваше ученичество имеет очень высокое значение. Я хочу, чтобы вы оправдали моё доверие; поэтому, подумайте хорошо. |
Вопросы и ответы
Что такое связь между гуру и учеником?
Я всегда жил независимой жизнью, у меня никогда не было глубокой личной связи с кем-либо или с чем-либо. Я всегда хранил собственную независимость, но в моей жизни есть один человек, который проник в самые глубины моего бытия, и это мой гуру. Не то чтобы я хотел этого, но так получилось. Любовь – это постоянная, интенсивная, не двойственная осознанность, направленная на одного человека, но в моем случае этого не было. Я никогда особо не думал о своем гуру, но в итоге я пришел к выводу, что он любил меня и постоянно думал обо мне. Даже когда он достиг махасамадхи и покинул свою смертную оболочку, он не перестал думать обо мне, поэтому я по-прежнему работаю на него.
Если гуру любит своего ученика, он постоянно думает о нём, он постоянно осознает всё что происходит с учеником, и страдает от “невроза ученика”. Если ученик любит своего гуру и больше не может думать ни о чём другом, он страдает от “невроза гуру”. Это мощная форма шакти. В Рамаяне рассказывается о десятиголовом монстре Раване, который был главным врагом Рамы. Но со временем Равана стал великим преданным Рамы, поскольку постоянно думал о нём, день и ночь. Любовь имеет позитивный и негативный аспект. Осознание – это любовь. Если вы постоянно осознаете гуру, вы любите его, и это создает глубокую связь с ним.
Чтобы познать любовь к гуру, нужно практиковать её. Это не та любовь что мы испытываем к членам своей семьи, любовь к гуру гораздо глубже и более долговременна. Отношения основаны не на эмоциях или рационализме - они имеют психическую природу. Духовное взаимодействие между учеником и гуру происходит не затрагивая рациональный ум, и присутствие гуру ощущается постоянно. В момент когда ученик думает о гуру, его ум успокаивается и между ними устанавливается связь.
Когда отношения имеют эмоциональную природу, покоя не будет, всегда будет волнение. Отношения гуру и ученика самодостаточны – они не опираются на эмоциональные и негативные реакции. Гуру и ученик взаимодействуют на высоких психических частотах, в которых эмоции не играют особого значения. Развивая такие отношения в течение нескольких лет, ваш ум начнет работать по-другому, и вы сможете ощутить эту любовь.