Какими навыками, умениями и качествами надо обладать, чтобы овладеть этой деятельностью.

Методические указания

По написанию и проведению практической работы

«Психологическое исследование моей будущей профессии»

Разработала преподаватель

Демченко М.Б.

Цель: Закрепить на практике теоретические знания студентов, полученные ими при изучении темы «Психология производственно-профессиональной деятельности».

Форма творческой работы – исследование.

I этап: консультирование по написанию творческой работы.

По окончании изучения темы «Психология производственно-профессиональной деятельности» студенты получают задание по написанию психологического исследования.

Задание: студенты дают психологическую характеристику своей будущей профессиональной деятельности по предложенному плану. Источниками тем творческих работ служат знания студентов об их будущей профессии и психологических умениях и навыках, необходимых для ее успешного освоения. В ходе написания работы при возникновении у студентов вопросов или трудностей, преподаватель проводит индивидуальные консультации.

План написания работы:

Описание своей будущей профессии и ее социальной значимости.

Мотивы выбора данной профессии (почему я выбрал именно эту профессию). Совпадали ли мотивы (то, что побуждает к деятельности) и цели (то, на что направлена деятельность) при выборе будущей профессии?

1) безальтернативный выбор, когда данной профессиональной деятельностью занимаются в силу традиций и обычаев, и вопрос о выборе профессии как таковой не возникает вовсе;

2) случайный выбор, осуществляемый под влиянием какого-либо события;

3) социально обусловленный выбор, когда профессия выбирается в связи с представлениями о долге, миссии, призвании или обязательствами перед людьми;

4) осознанный выбор в силу сознательного определения целей профессиональной деятельности, выбор, который, как правило, основан на анализе реальных проблем и знании о будущей профессии;

5) позиции родителей, старших членов семьи, сверстников, учителей;

6) самооценка, способности, умения, уровень развития человека как субъекта труда;

7) уровень общей активности и притязаний на общественное признание;

8) склонность и интерес к данному виду деятельности.

Что в этой профессии меня привлекает? Какова ценность данной профессии для общества?

Из каких действий, операций, поступков состоит данная деятельность.

Действия – относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели. Действия могут быть внешними, выполняемыми с участием двигательного аппарата и органов чувств, так и внутренними, выполняемыми в уме.

Поступок – действие, выполняя которое человек осознает его значение для других людей, то есть его социальный смысл.

Как в данной деятельности происходят процессы интериоризации и экстериоризации.

Интериоризация – процесс перехода внешних, предметных действий во внутренние, умственные.

Экстериоризация – переход от внутреннего, умственного плана действий к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий с предметами.

Какими навыками, умениями и качествами надо обладать, чтобы овладеть этой деятельностью.

Навык – способ выполнения действий, ставший в результате упражнений автоматизированным. (Моторные – на движения, сенсорные – на восприятие, сенсомоторные, интеллектуальные – связанные с мыслительным анализом).

Умение – способность осознанно выполнить определенное действие, составляет основу мастерства.

Качества, связанные с деятельностью:

Вдумчивость – глубокое проникновение в суть дела.

Деловитость – знание дела, предприимчивость, толковость.

Мастерство – высокое искусство в какой-либо области.

Понятливость – умение понять смысл, сообразительность.

Скорость – стремительность поступков и действий, быстрота.

Собранность – сосредоточенность, понятливость.

Точность – умение действовать как задано, в соответствии с образцом.

Трудолюбие – любовь к труду. Общественно-полезной деятельности, требующей напряжения.

Увлеченность – умение целиком отдаваться какому-либо делу.

Усидчивость – усердие в том, что требует длительного времени и терпения.

Аккуратность – соблюдение во всем порядка, тщательность в работе, исполнительность.

Внимательность – сосредоточенность на выполняемой деятельности.

Дальновидность – прозорливость, способность предвидеть последствия, прогнозировать будущее.

Дисциплинированность – привычка к дисциплине, сознание долга перед обществом.

Исполнительность – старательность, хорошее исполнение заданий.

Любознательность – пытливость ума, склонность к приобретению новых заданий.

Находчивость – способность быстро находить выход из затруднительных положений.

Находчивость – способность быстро находить выход из затруднительных положений.

Последовательность – умение выполнять задания, действия в строгом порядке, логически стройно.

Скрупулезность – точность до мелочей, особая тщательность.

Качества, связанные с общением и межличностными отношениями:

Коллективизм – способность поддерживать общую работу, общие интересы, коллективное начало.

Тактичность – чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не задевать достоинства людей.

Общительность – способность легко входить в общение.

Обязательность – верность слову, долгу, обязательству.

Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои поступки, действия.

Справедливость – объективная оценка людей в соответствии с истиной.

Совместимость – умение соединять свои усилия с активностью других при решении общих задач.

Требовательность – строгость, ожидание от людей выполнения своих обязанностей, долга.

Качества, связанные с поведением:

Активность – проявление заинтересованного отношения к окружающему миру и самому себе, к делам коллектива, энергичные поступки и действия.

Порядочность – честность, неспособность совершать подлые и антиобщественные поступки.

Энергичность – решительность, активность поступков и действий.

Энтузиазм – сильное воодушевление, душевный подъем.

Добросовестность – честное выполнение своих обязанностей.

Инициативность – стремление к новым формам деятельности.

Настойчивость – упорство в достижении целей.

Самокритичность – стремление оценить свое поведение, находить свои ошибка и недостатки.

Самостоятельность – способность осуществлять действия без чужой помощи, своими силами.

Целеустремленность – наличие ясной цели, стремление ее достичь.

5. Вывод: условия эффективности данной деятельности и степень моей готовности к овладению ею.

Какие качества, необходимые для успешного освоения данной профессией, мне хотелось бы приобрести? Что для этого необходимо?

II этап:оформление творческой работы.

Творческая работа допускается к защите при условии ее письменного оформления. Оформлять работу рекомендуется по следующему образцу:

Федеральное агентство по образованию

ГОУ СПО «Таганрогский металлургический колледж»

Практическая работа

Наши рекомендации