Психологический анализ лекций (семинарских занятий)
Благодаря анализу занятий преподаватель получает возможность осмыслить способы, приемы своей педагогической деятельности, особенности своего взаимодействия с аудиторией, что позволяет осознать свои сильные и слабые стороны и внести соответствующие коррективы в работу и поведение.
Предметом психологического анализа лекций (семинарских и практических занятий) являются; психологические особенности самого преподавателя (его личности и деятельности на данном занятии), закономерности процесса обучения, психологические особенности личности и деятельности студентов (студенческой аудитории).
Выделяются три плана анализа лекции (семинарского занятия).
Первый план тесно соотносится с методическим разбором занятий и включает: обоснование целей, установление соответствия содержания информации целям и задачам,. организацию учебной деятельности студентов и т.д. При этом учитывается, насколько информация соответствует уровню подготовки студентов и их интеллектуальному развитию. Анализируются способы активизации деятельности студентов.
Второй план - общеобразовательный разбор занятий, где в целом рассматривается соответствие лекции (другого занятия) общеобразовательным и воспитательным целям образования. Особое внимание уделяется формированию и активизации чувства ответственности, сотрудничества в процессе совместной деятельности. Важен анализ воздействия педагога на формирование мотивов учебной деятельности студентов, их позитивных социальных установок, активной жизненной позиции, готовности отстаивать свои принципы и убеждения.
Третий план анализа занятий может быть обозначен как психологический. Он имеет двух адресатов: первый - это студент как субъект учебной деятельности и педагогического общения, его познавательные и коммуникативные потребности, мотивы, интересы и идеалы, особенности его познавательной деятельности и т.д.; второй - это педагог. В этом случае при психологическом анализе занятия в центре внимания оказывается внутренний мир преподавателя: его направленность, мотивы, уровень притязаний, а также его знания, умения, коммуникативные способности.
Психологический анализ лекции проводится в три этапа: предваряющий, текущий и ретроспективный (И.А.Зимняя ).
Предваряющий психологический анализ лекции осуществляется на этапе подготовки к ней. На этом этапе у преподавателя имеется замысел лекции. Педагог тщательно анализирует все, что связано с ней: учебную программу, цели и задачи занятия, учебную и научную информацию по теме. В процессе этой работы преподаватель готовит план и конспект будущего занятия. При этом педагог опирается на знание учебного предмета. Объем, содержание, иерархический порядок информации, как правило, определен в учебных программах. Однако в программе информация лишь обозначена, но не раскрыта, не представлена конкретно, не дана ее научная интерпретация. Преподаватель любой дисциплины должен уметь работать с содержанием учебного материала, выделять ключевые идеи, быть осведомленным в новейших концепциях, уметь интерпретировать информацию. В.А. Якунин считает, что информация должна отвечать следующим критериям:
§ объективность (соответствие содержанию изучаемого объекта или
явления);
§ структурированность (переработка информации осуществляется в
соответствии с целями и задачами);
§ полнота информации (информация предоставляется в объеме, необходимом и достаточном для понимания и решения задач);
§ адекватность научному составу и структуре знаний, а также
§ уровню подготовленности и возрастным особенностям студентов;
§ своевременность и непрерывность информации (включение информации в задачу производится на основе учета уровня подготовленности студентов к ее восприятию, а также в соответствии с поставленными целями и последовательно, в развитии);
§ доступность информации (содержание информации, ее структура,
§ объем и форма предъявления должны быть понятны студентам).
В процессе подготовки лекции (семинарского занятия) преподаватель должен предусмотреть методическиеприемы, позволяющие активизировать студентов, выявить их умения, аргументировать свою точку зрения и в процессе размышления. анализа, сопоставлений прийти к пониманию информации. Следует отметить, что форма подачи материала во многом оказывает влияние на точность, скорость и глубину ее усвоения и перспективу развития знаний. Известно, что чем глубже и полнее предваряющий психологический анализ, чем более прогнозируется будущее занятие, тем меньше неожиданностей возникает в ходе лекции (семинара), тем большую уверенность испытывает сам педагог.
Уже в процессе подготовки к лекции педагог должен быть ориентирован на диалогическое взаимодействие с аудиторией. Для него очень важно за несколько минут дозанятий остаться наедине со своими мыслями, оживить в своем сознании целевую установку и логическую связь отдельных элементов лещ™» отвлечься от всего постороннего, настроиться на встречу с аудиторией. Ваша бодрость, собранность, сосредоточенность помогут организовать работу студентов. Несобранность, неуверенность, расстроенные чувства отрицательно отражаются на занятиях.
Как бы тщательно ни был подготовлен к занятию педагог, все же нельзя предвосхитить все ситуации возникающие на лекции (семинаре).
Успешность деятельности преподавателя зависит от его умения по ходу занятия анализировать ситуацию, принимать правильные решения и творчески реализовать свой план.
Анализ учебного процесса в момент его осуществления называется текущим.
Текущий психологический анализ лекции осуществляется в конкретной педагогической ситуации. И хотя эффективность лекции во многом определяется тщательностью предварительной подготовки, обоснованностью плана, ее успех зачастую зависит от умения педагога проанализировать реальную ситуацию, складывающуюся в ходе лекции, быстроты его реакции, способности гибко и нестандартно реагировать. В этой ситуации преподавателю могут помочь его умения: •видеть состояние аудитории (активное, пассивное, заинтересованное, безразличное и т.д.);
§ воспринимать реакцию на свои вопросы;
§ видеть взаимосвязь своей деятельности и деятельности студентов;
§ распределять внимание и быстро переключать его;
§ наблюдать за своим поведением и речью; •управлять своими эмоциями.
Текущий психологический анализ зависит от хорошо продуманного плана занятий и владения информацией, умения распределять внимание, быстро принимать решения, задавать вопросы, а также устанавливать и поддерживать контакт с аудиторией, управлять собой и другими людьми. Умение осуществлять текущий анализ занятия является показателем психолого-педагогического мастерства.
Ретроспективный психологический анализ - это разбор проведенного занятия (лекции, семинара). Сущностью его является оценка проделанной педагогом работы. Сопоставление замысла лекции (семинарского занятия) с его реализацией позволяет оценить правильность или ошибочность
избранного им теоретического материала, выявить его достоинства и недостатки, наметить пути устранения слабых сторон при сохранении и дальнейшем улучшении сильных, выявить степень отклонения от плана и установить причины этого отклонения. Ретроспективный психологический анализ позволяет педагогу понять причину (позитивную или негативную) своей удачи или неудачи в проведении занятий и во взаимодействии с аудиторией.
При осуществлении ретроспективного анализа занятия можно выделить следующие элементы: цель занятия и степень ее реализации, стиль деятельности педагога, организация познавательной активности студентов, особенности контакта с аудиторией, в частности учет возрастных и индивидуальных особенностей аудитории.
Задания студентам, проходящим педагогическую практику в вузе
Одной из задач педагогической практики студентов в вузе является формирование умений психологического анализа лекций (семинарских занятий). С этой целью проведите и опишите анализ собственной лекции и лекции однокурсника по предложенной схеме. (Приведенная схема не должна сковывать Вашу инициативу и самостоятельность.)
ЗАДАНИЕ 1
Проведите ретроспективный анализ собственной лекции (семинарского занятия) и опишите ее по следующей схеме:
§ подготовленность к занятию (степень владения информацией и осознания цели и внутренней готовности к ее реализации);
§ логическая последовательность изложения информации;
§ оценка по 7-балльной шкале (6-7 - умения или качества выражены ярко, 5 - выше среднего, 4 - средне, 3 - ниже среднего, 2 - слабо, 1 – не выражены), насколько содержание лекции соответствует научным критериям, предъявляемым к учебной информации (объективность,
§ структурность, полнота информации, адекватность, своевременность и непрерывность, доступность). Содержание критериев раскрыто на стр. 17—18 данных методических рекомендаций;
§ с помощью каких форм и приемов работы добивались активности и самостоятельности мышления студентов (система вопросов, создание проблемных ситуаций, использование задач и т.д.);
§ анализ эффективности использованных методов, средств активизации интеллектуальной деятельности студентов, способ организации их внимания и т.д.
Опишите особенности Вашей самоорганизации на занятиях:
• рабочее самочувствие в начале лекции и в процессе проведения (собранность, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему, педагогическая находчивость и т.д.);
• педагогический такт (случаи проявления педагогического такта или, напротив, нетактичности);
• психологический климат в аудитории (положительный, неустойчивый с преобладанием положительных характеристик, неустойчивый с преобладанием отрицательных характеристик, отрицательный);
• какие способы воздействия на аудиторию Вы использовали (убеждение, внушение);
• Ваше отношение к студентам (строгое, в меру требовательное, внимательное, равнодушное).
Проведите самоанализ владения психолого-педагогической техникой и дайте ей оценку:
• умение организовать свою деятельность (подготовка к лекции, чтение
лекции);
• умение заинтересовать студентов, вдохновить их;
• умение владеть голосом, мимикой, жестами;
• умение управлять своими эмоциями, настроением.
ЗАДАНИЕ 2
По аналогичной схеме проведите анализ занятия своего однокурсника и опишите его, уделив дополнительное внимание следующим вопросам;
§ план и структура лекции (четкие, расплывчатые, беспорядочные);
§ логичность и доказательность информации: лектор убедительно доказывает правильность выдвинутых положений, бездоказательно декларирует информацию;
§ содержание лекции;
§ наличие или отсутствие вопросов» заставляющих студента размышлять;
§ темп речи (легко записывать, сложно);
§ манера чтения лекции (увлекательная, живая, скучная, наглядная, монотонная и т.д.);
§ отношение студентов к информации (записывают лекцию большинство студентов, меньше половины, не записывают);
§ наличие контакта с аудиторией и отношение лектора к студентам (слишком строгое, в меру требовательное, равнодушное, внимательное);
§ что способствовало, что мешало реализации целей и задач лектора.
Опишите трудности» с которыми Вы встретились в процессе подготовки и проведения занятия. Если эти трудности Вы связываете с Вашими личностными качествами, то, может быть, Вам помогут разобраться в этом предлагаемые ниже тесты.
ЗАДАНИЕ З
Для количественной оценки стиля коммуникативной деятельности педагога рекомендуем заполнить тестовую карту, разработанную на основе анкеты А.А. Леонтьева. Студенты-стажеры (4-5 человек), присутствующие на лекции, независимо друг от друга должны оценить семь характеристик поведения педагога-стажера, читающего лекцию. На основании их оценок определяется усредненная оценка. Оценку психологических характеристик следует проводить по предлагаемой шкале (табл. 1), а при обсуждении нужно обосновать, какие действия вызвали те или иные оценки.
Таблица 1
Доброжелательность | 7 6 5 4 3 21 | Недоброжелательность |
Заинтересованность | Безразличие | |
Поощрение инициативы обучаемых | 7 6543 2 1 | Подавление инициативы |
Открытость (свободное выражение чувств, отсутствие «маски») | 7 6 5 4 3 2 1 | Закрытость (стремление держаться за социальную роль, боязнь своих недостатков, тревога за престиж) |
Активность (все время в общении, держит обучаемых «в тонусе») | 7 6 5 4 3 2 1 | Пассивность (не управляет процессом общения, пускает его на самотек) |
Гибкость (видит и быстро разрешает возникшие проблемы, конфликты) | 7 6 5 4 3 2 1 | Жесткость (не замечает изменений в настроении аудитории, направлен как бы на себя) |
Дифференцированность (индивидуальный подход в общении) | Отсутствие дифференци-рованности (нет индивидуального подхода) |
Если усредненная оценка экспертов колеблется в пределах 45-49 баллов, то коммуникативная деятельность очень напряженная и близка к модели активного взаимодействия. Педагог достиг вершин своего мастерства, свободно владеет аудиторией.
44-35 баллов - высокая оценка. В аудитории создана дружеская, непринужденная атмосфера. Студенты заинтересованы темой занятий, активно высказывают мнения. Стихийность отсутствует. Занятие проходит продуктивно при активном взаимодействии сторон.
34-20 баллов - педагог вполне удовлетворительно владеет приемами общения. Он легко входит в контакт с обучаемыми, но не все оказывается в поле его внимания. В импровизированных дискуссиях он опирается на наиболее активную часть студентов, а остальные выступают в роли наблюдателей. Занятие проходит оживленно, но не всегда достигает поставленной цели. Педагог не всегда гибко реагирует на ситуацию. Содержание занятия может непроизвольно приноситься в жертву общению.
19-11 баллов - низкая оценка коммуникативной деятельности. Имеет место односторонняя направленность учебно-воспитательного воздействия со стороны педагога. Незримые барьеры общения препятствуют живым контактам педагога с аудиторией. Аудитория пассивна, инициатива подавляется доминирующим положением педагога. Его стиль соответствует авторитарной или неконтактной моделям общения.
10—7 - очень низкая оценка. Взаимодействие со студентами отсутствует. Педагогические функции ограничены лишь информационной стороной.
Выполнение 1,2,3 заданий является обязательным. Задания 4,5,6 выполняются по выбору студентов.
ЗАДАНИЕ 4
В прелагаемой ниже методике. По установлению контакта с аудиторией ответьте «да» или «нет» на предложенные вопросы:
1. Заботитесь ли Вы о том, чтобы быть понятым?
2. Подбираете ли Вы слова, соответствующие возрасту, образованию, интеллекту и общей культуре слушателей?
3. Обдумываете ли Вы форму изложения мысли, прежде чем высказаться?
4. Достаточно ли кратки Ваши распоряжения?
5. Если слушатель не задает Вам вопросов после того, как Вы высказались,
считаете ли Вы, что он Вас понял?
6. Достаточно ли ясно и точно Вы высказываетесь?
7. Следите ли Вы за логичностью Ваших мыслей и высказываний?
8. Побуждаете ли Вы слушателей задавать вопросы?
9. Задаете ли Вы вопросы слушателям, чтобы понять их мысли?
10. Отличаете ли Вы факты от мнений?
11. Стараетесь ли Вы опровергнуть мысли собеседника?
12. Стараетесь ли Вы, чтобы слушатели всегда соглашались с Вами?
13. Используете ли Вы профессиональные термины, далеко не всем понятные?
14. Говорите ли Вы вежливо и доброжелательно?
15. Следите ли Вы за впечатлением, производимым Вашими словами?
16. Делаете ли Вы паузу для обдумывания?
«Ключ»
По 1 баллу за ответы «нет» на 5, 11, 12, 13 вопросы и по 1 баллу за ответы «да» на все остальные вопросы. Подсчитайте количество баллов.
Результат от 12 до 16 баллов - отличный, 10-12 баллов - средний, менее 9 баллов - плохой (Вам надо задуматься над созданием контакта с аудиторией).
ЗАДАНИЕ 5
Оценка степени уверенности в себе. На вопросы следует отвечать только «да» или «нет».
1. Часто ли Вы ощущаете внезапную усталость, хотя, в сущности, не переутомились?
2. Бывает ли с Вами, что Вы вдруг испытываете неуверенность, заперли ли Вы за собой дверь?
3. Часто ли Вы огорчаетесь без определенной причины?
4. Безразлично ли Вам, когда, находясь в театре, Вы сидите в середине ряда?
5. Трудно ли Вам настроиться на чей-то неожиданный визит?
6. Пугаетесь ли Вы иной раз, когда звонит телефон?
7. Часто ли Вам снятся сны?
8. Быстро ли Вы принимаете решения?
9. Неприятно ли Вам, если Вы обнаруживаете на своей одежде пятно и Вам приходится в таком виде куда-то идти?
10. .Любите ли Вы заводить новые знакомства?
11 .Бывает ли с Вами, что перед поездкой в отпуск Вы вдруг отказываетесь
от нее?
12,Просыпаетесь ли Вы ночью с ощущение сильного голода?
13,Хочется ли -Вам порой остаться наедине с самим собой?
14.Если Вы пришли в кафе один (одна), присаживаетесь ли Вы за столик,
за которым сидят посетители, хотя есть свободный стол?
15. Руководствуетесь ли Вы в своих поступках, главным образом, тем, чего
ожидают от Вас другие?
Вы получите по баллу за утвердительные ответы на вопросы 1,2,3,4,5,6,11, 12,15 и за отрицательные ответы на вопросы 7,8,9,10,13,14. Значит, Вы можете получить максимум 15 баллов.
0 - Вы в такой степени самоуверенны, что можно предположить, что Вы не вполне откровенны в своих ответах.
1-4 - Вы свободны от опрометчивых поступков. Некоторая доля неуверенности является не недостатком, а доказательством гибкости Вашей психики.
5~8 - у Вас ярко выраженная потребность чувствовать себя уверенно. Другие люди почти всегда могут на Вас положиться. Правда, из-за этой Вашей черты иногда страдает непосредственность выражения чувств:
9-12 - Ваша потребность быть уверенным в себе человеком настолько сильна, что Вам грозит опасность зачастую видеть вещи не такими, какие они есть на самом деле, а соответствующими Вашим представлениям. Если Вы не готовы хотя бы изредка отважиться на «прыжок в неизвестное», то в Вашей жизни будет крайне мало счастливых мгновений.
13-15 - Ваш страх перед непредвиденными ситуациями настолько велик, что даже, например, выигрывая в шашки, Вы и тут прежде всего испытываете сомнения. Потребность устойчивости, стабильности вполне понятна, но когда она вырастает до таких размеров, то малейшее изменение обстоятельств разрушает у вас чувство уверенности в себе. Если довести эту мысль до логического конца, то речь пойдет об отказе от развития собственной личности. Если Вы хотите преодолеть это, то Вам придется заставить себя примириться с некоторой долей неуверенности.
Уверенность в себе можно развить, работая над этим самостоятельно или в группе в режиме социально-психологического тренинга.
ЗАДАНИЕ 6