Феномен знания в контексте жизнедеятельности человека. Проблема познаваемости мира: гносеологический оптимизм и агностицизм.

Цель данной темы – уяснение широкого круга вопросов, относящихся к проблемам сущности познавательного отношения человека к миру, механизма и форм его реализации, способов оценки результатов постижения реальности.

Рассмотрение первого вопроса целесообразно начать с выявления основных форм активности человека: поведения, деятельности и коммуникации. Деятельность, являющаяся ядром активности человека, направлена на преобразование ситуаций, обстоятельств, внешнего мира в соответствии с целями и намерениями человека; она имеет адаптивно-адаптирующий характер. Естественно, что она нуждается в надежных средствах ориентации в мире, инструментах предвидения результатов и способов преобразования мира, с тем, чтобы выбирать наиболее целесообразные и эффективные формы и технологии. Этим и определяется фундаментальный статус знания во всем многообразии его форм и видов, его эволюция от простейших наблюдений, рецептов, индуктивных обобщений до научных теорий, обращающихся к сущностям вещей и процессов и способных объяснить с единых позиций огромное многообразие явлений. Поскольку деятельность человека носит исторический характер, что выражается в изменениях не только форм и способов преобразования мира, но и масштаба воздействия на действительность, постольку и изменяющееся вместе с деятельностью знание срастается с нравственными нормами, эстетическими представлениями, дополняется содержанием религиозных заповедей.

Выявите характеристики статуса знания в культуре, способов связи с такими формами духовного творчества, как миф, религия, искусство, нравственность и оценки последних в античности, в Новое время и в условиях кризиса современной техногенной цивилизации.

Познание как феномен духовной жизни пронизывает все сферы бытия человека в мире. Выделите основные виды знания: естественнонаучное, техническое, социально-гуманитарное. Сравните естественнонаучное и социально-гуманитарное познание по таким параметрам, как объект познания, достоверность знания, применяемые методы, степень теоретизации.

Рассмотрев первую часть вопроса, можно перейти к уяснению двух основных, оппозиционно настроенных друг к другу позиций по основному гносеологическому вопросу: познаваем ли мир? Содержание предшествующего материала базируется на идее принципиальной познаваемости мира, отсутствии онтологических и гносеологических границ у познания. Выявите корни, питающие позицию гносеологического оптимизма и побуждающие философов заявлять о принципиальной познаваемости мира, раскройте роль успеха предметно-преобразующей деятельности в обосновании этой позиции.

Дайте характеристику агностицизма, уясните, в силу каких причин, предпосылок онтологического, гносеологического, социального, коммуникационного, психологического характера философ становится приверженцем позиции гносеологического пессимизма. Обратившись к анализу современного познания, которое характеризуется безусловным ростом в сравнении со временем возникновения агностицизма (XVIII век), постарайтесь ответить на вопрос: исчезла ли основа для воспроизводства агностицизма? является ли сегодня агностицизм фактом истории философии или возможны его современные модификации?

Формы познания.

Содержание второго вопроса связано с рассмотрением форм познания, или познавательных способностей человека как субъекта познания. К их числу относятся чувственное (чувственно-сенситивное) и рациональное (абстрактно-мысленное) отражение действительности. Выделите основные виды чувственного познания: ощущение, восприятие, представление, уясните роль предметной деятельности, социальных отношений в воздействии на органы чувств. Выявите разницу в подходе к человеческой чувственности между Л. Фейербахом: «У человека как раз столько чувств, сколько именно необходимо, чтобы воспринимать мир в его целостности, в его совокупности…» и К. Марксом: «… чувстваобщественного человека суть иныечувства, чем чувства необщественного человека. Лишь благодаря предметно развернутому богатству человеческого существа развивается, а частью и впервые порождается богатство субъективной человеческой чувственности: музыкальное ухо, чувствующий красоту формы глаз, – короче говоря, такие чувства, которые способны к человеческим наслаждениям и которые утверждают себя как человеческие сущностные силы. Ибо не только пять внешних чувств, но и так называемые духовные чувства, практические чувства (воля, любовь и т. д.), – одним словом, человеческое чувство, человечность чувств, - возникают лишь благодаря наличию соответствующего предмета, благодаря очеловеченной природе. Образование пяти внешних чувств – это работа всей предшествующей всемирной истории». Объясните, почему глаз орла, физиологически более совершенный, чем глаз человека, видит меньше последнего.

Дайте характеристику основных форм рационального (абстрактно-мысленного) познания: понятия, суждения, умозаключения. Уясните роль предметно-преобразующей деятельности человека в возникновении и развитии абстрактно-мысленного постижения действительности. Уже первые трудовые действия человека требовали от него выдвижения целей и более или менее четкого осознания последовательности будущих операций. Человек встал перед необходимостью предварительного мысленного схватывания существенных моментов предметных ситуаций, отражения их внутренней природы, существенных связей, что привело к развитию способности абстрагировать одни признаки вещей от других и относительно свободно оперировать представлениями о таких признаках и отношениях.

2.2. Сенсуализм и рационализм как основные варианты решения проблемы природы познания. Диалектика чувственного и рационального в познании.

Обратитесь к анализу сенсуализма и рационализма как основных гносеологических позиций, сформировавшихся в Новое время и претендующих на решение вопроса о природе познавательного процесса. Сенсуализм представляли Локк, Гоббс, Беркли, Юм и др., рационализм – Декарт, Спиноза, Лейбниц, Шеллинг, Гегель и др. Первые считали главными формами познания чувственно-сенситивные формы, пытались свести все содержание познания к данным, полученным органами чувств. Основной тезис сенсуализма: «Нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах».

Представители рационализма, наоборот, обособляли абстрактное мышление от чувственно-сенситивной способности человека, рассматривали результаты чувственного отражения как несовершенные, обеспечивающие лишь вероятностное знание, а результаты абстрактного мышления – как обладающие атрибутом всеобщности, необходимости, имеющие истинный характер.

Раскройте слабые стороны сенсуализма: созерцательность и вырастающие из нее парадоксы, связанные с процессом образования понятий; вырастающий из созерцательности индуктивизм и неспособность объяснить общезначимый характер знания; выдвижение на роль критерия истины индивидуально-личностного опыта.

Охарактеризуйте слабые стороны рационализма: признание врожденного характера понятий и неспособность объяснить эволюцию знания; неспособность объяснить с позиций дедуктивизма истинность исходного базиса дедуктивного вывода – аксиом, постулатов, основоположений; неспособность обосновать всеобщий характер рациональной интуиции в качестве критерия истины.

Уясните общность, родство сенсуализма и рационализма в понимании сущности познавательной способности человека: для обеих позиций она представляет собой изначальную данность человека.

Для сенсуализма субъект познания – природное тело, в силу устройства познавательного аппарата способное познавать внешние объекты. Образ вначале возникает на основе чувственного познания, а затем подвергается обработке со стороны рациональной способности.

Для рационализма субъект изначально наделен способностью рационального познания, в его разуме заключены все необходимые импульсы для осуществления познавательного акта, придания формы его результатам, определения его отношения к истине.

Историческая дилемма «либо чувства, либо абстрактное мышление» снимается в диалектике чувственно-сенситивного и абстрактно-мысленного отражения действительности. Обратитесь к диалектике чувственного и рационального и покажите, как рациональное в виде научных гипотез, эстетических, нравственных, политических постулатов воздействует на чувственное познание; как чувственное познание воздействует на абстрактно-мысленные формы постижения (понятия, теории и т. п.).

Синтез двух познавательных способностей был осуществлен благодаря обращению к практике, к иному пониманию сущности субъекта познания, достигнутому в диалектико-материалистической философии.

Наши рекомендации