Теория познания. Проблема познаваемости мира человеком понятие знания.

Познание определяетс как особая, активная духовная деятельность людей направленная на активную деятельность людей.

Знание – результат познавательной деятельности, который выражается в идеальных образах (понятия, теории, представления) и закрепляется в знаках естественных и искусственных языков.

Существуют различные виды познания:

1. Обыденное познание – основано на повседневном опыте и на здравом смысле

2. Художественное познание – чувственно-образное отражение действительности

3. Научное познание – отличатся системностью и обоснованностью, а также применением специально разработанных методов исследования

Любое познание обладает общими закономерностями и общими проблемами.

К разряду общих проблем познания относятся: познаваем ли мир, вопрос о том какова природа познания, вопрос как соотносятся знания с реальностью, которую они отражают, проблема истинности познания. Такого рода общие проблемы составляют предмет гносеологии (теории познания).

Гносеология тесно связана с онтологией.

Категории онтологии используются в познавательном процессе, а значит они имеют свою гносеологическую сторону. В свою сторону гносеологические категории и принципы имеют онтологическое обоснование. Познавательную деятельность изучает не только гносеология, но и разделы психологии, лингвистика. Но при этом специальные частные науки изучают не познание в целом, а какие либо отдельные стороны этого сложного процесса. Общее изучение познания является предметом только гносеологии. Исходной проблемой гносеологии является проблема познаваемости мира.

Проблема познаваемости мира

- это общая гносеологическая проблема формулируется в таких вопросах, как «познаваем ли мир?», а также «способен ли человек в своих представлениях и понятиях составить верную картину действительности?»

Большинство философов отвечают на эти вопросы положительно. Этот вопрос решают положительно с разных позиций (гностицизм, гносеологический оптимизм):

· Субъективный идеализм. Беркли

· Объективный идеализм. Гегель

· Французские материалисты

· Материалисты. Фейербах

· Марксизм

Агностицизм (агностос - не доступный познанию)

Когда речь идет об агностицизме, ошибочно трактовать его, как учение полностью отрицает познание мира. Правильное определение:

Агностицизм – учение, отрицающие возможность достоверного познания сущности материальных систем, а также закономерностей природы и общества.

Элементы агностицизма содержатся в релятивизме древнегреческих софистов.

Релятивизм (релятивус – относительный) – методологический принцип, состоящий в признании относительности и условности наших знаний. Наиболее известный софист – Протогор. «Человек есть мера всех вещей» - изречение Протогора. Он принял и разделял утверждение Героклита, что мир текуч и изменчив, развивает эту идею. Протогор говорит, что если мир текуч, то и знания о нем изменчивы и текучи, а значит о всякой вещи можно сказать двояко и противоположным образом. Следовательно в мире нет ничего истинного, как и нет ничего ложного. Мнений об одной и той же вещи будет столько, сколько людей ее воспринимают. Как кому кажется, так оно и есть на самом деле.

Релятивизм софистов послужил непосредственным источником для средневекового скептицизма.

Скептицизм – философская концепция, которая подвергает сомнению возможность познания действительности.

Представитель скептицизма Пиррон утверждал, что вещи не могут быть постигнуты ни чувством, ни разумом, а потому мы не можем предпочесть какое либо знание о них.

Ученик Пиррона – Тимон говорил «я чувствую, что вещь сладка, но я не знаю сладка ли он на самом деле».

Сомневаясь в рациональном познании говорят, если логическое (рациональное) познание основывается на доказательстве, то значит предполагается истина на которую оно (логическое доказательство) опирается, как на свою основу. Но это истина сама должна быть обоснована другой истиной и т.д. и т.д. Поэтому никакое суждение нельзя признать истинным.

Софисты и скептики выделили субъективную сторону познания, относительный характер знаний , который обусловлен изменчивостью вещей. Они полностью игнорировали относительную устойчивость людей, а также объективное содержание наших ощущений и восприятий.

Релятивизм и скептицизм сыграл свою положительную роль тем, что поставил под сомнение все то, что принималось прежде на веру без рационального обоснования. Скептицизм – необходимый элемент философии. Сомнение, критика, отрицание направлены на преодоление догматизма и на абсолютизацию тех или иных истин.

Положительная философия может осознавать, что она содержит в себе некоторую долю скептицизма.

Крайний скептицизм как философская концепция сливается с агнестицизмом. В наиболее последовательной форме агностицизм проявился в скептицизме Юма.

Для того чтобы ответить на вопрос как возможно объективное познание, необходимо рассмотреть саму познавательную деятельность. Познавательная деятельность складывается из субъекта и объекта познания, а также из самого познавательного процесса.

Наши рекомендации