Проблема познаваемости мира. Агностицизм, скептицизм, гносеологический оптимизм.

Принципиально познаваем мир или нет? Как соотносится знание и незнание? Дает ли опыт истинное знание? Источник познания - мир, реальность или наш разум? Знание ведомо или ведет за собой?

Проблема включает в себя отсылку к данным антропологии. Архаическое мышление не знает проблему непознанности, "туземец" все может знать. Отлич европ традиции: знание и незнание четко разграничиваются.

Реализм - трезвое знание, которое отличается от мнения. Термины "догса" - подтверждается выводами, анализом; "логос" - отсылает к причинам, повторяемости событий. Ф. Бекон - реалист. Выявлял 3 типа познания: 1) муравья (эмпиризм - все подряд волнует) 2) пчелы (и поверхностное, частичное, и ползучее эпирическое, она трудолюбива) 3) воробья (поверхностн, пархающее).

Гносеологический оптимизм - понимание того, что познание подлинно и дает реальный инструмент. Мы овладеваем миром, лучше понимаем реальность. Гегель был таким оптимистом: познанием мы сознаем истинную сущность вещей. Позитивисты: тоже опт-ты, через верификацию можно отделить подлинное от неподлинного.

Скептицизм - самые верные скептики - стоики, софисты. Органам чувств нельзя доверять, наш разум ленив, повторение - это закон, хотя это не достоверно. После этого не означает по причине этого. Девид Юм: учение о причинности, привычка сознания. Сомнение - единств инструмент, кот позволит останавливать ленивое мышление течь по природе бытия. Бесконечные вопросы о причинах должны нас вывести на верн путь. Солипсисты - есть только я, мои умозаключения, познание - всегда начинается с нулевой точки, нужно сомневаться в чужих выводах.

Аргументы гносеолог скептицизма:

1) Количественное разнообразие мира;

2) Разнообразие людей - у всех разное восприятие;

3) От ощущений - эмпириокритицизм - существуют такие клише восприятия, кот из множества признаков вещи выбирают только один. Другие признаки остаются "за кадром";

4) От состояния человека - пол, возраст и т.д.

Конденциализм - подвид скептицизма. Все научн понятия - соглашения среди ученых, внутринаучный принцип. Поэтому так сложно ученых разных отраслей друг друга понять. Конденциональные знания создают лишнюю дополнительную реальность. Птичий язык ученых далек от реальности.

Агностицизм - это т.з. о том, что познание невозможно, оно принципиально лежит в другом поле. До Канта - Протогор (когда спрашивали о Боге, он говорил "жизнь коротка, а вопрос темен"). Кант: наиболее развернутая агностическую систему предложил. Критика нечувствительности нашего разума, которая распадается на рассудок, мораль и т.д., за истину принимаются блики "вещи в себе", фантомы "ноумена", который от нас скрыт. Говоря о том, что мы вместо веры представляем свою способность мышления, он утверждал, что наш разум биполярен, мы постоянно имеем дело с антиномиями: мир конечен - мир бесконечен; все сложное состоит из простого - не существует ничего простого, все сложное по природе; в мире существует свобода - в мире нет свободы, а есть только причинность; есть первопричина, и это Бог - не существует первопричины, Бога нет. Антиномичность - противоречие, кот работает на уровне рассудка, а не практического разума, кот представляет собой синтез этих биполярностей. Ели на этих анти-ях зацикливаться, то познание невозможно. Преодоление безнадежности - в практической сфере, нужно исследовать вал, ком новых возможностей.

Частный случай агностицизма - релятивизм. Р. - такая позиция, которая обнаруживает изменения и предмета, и субъекта познания. Пока мы доказываем теории, меняется и предмет, и субъект. Нельзя остановиться ни на какой точке исследования, т.к. все суждения оказываются относительными. Проблема познаваемости мира сущ в контексте обыденного познания.

Признаки познания:

1) Субъект познания должен быть. Либо рефлексия человека ("я познаю, интересуюсь")

2) Выделение объекта, проблемы, структуры познания, временно вырванной из реальности. В вост. Практиках заставляют созерцать, например, кирпич в теч долгого времени - это акт познания.

3) Обязательное воспроизведение познания в понятийной форме. Идеальная форма воспроизведения результатов исследовния.

4) Объединение субъекта и объекта - и субъект, и объект меняются после исследования, это уже другая реальность.

Наши рекомендации