Проблема познаваемости мира (гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм).

Позна́ние — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом гносеологии (теории познания).

В зависимости от решения этого вопроса в философии выделяются позиции

познавательного оптимизма (признание возможности постижения истины),

скептицизма (сомнение в достоверности нашего знания о мире) и

агностицизма (отрицание возможности познания действительности).

Гносеологический оптимизм – направление в гносеологии, настаивающее на безграничных возможностях познавательных способностей человека.

Сторонники данного направления настаивают на существовании объективной истины и способности человека достичь ее.

Скептицизм (пирронизм): древнегреческий философ Пиррон считал, что М¹Б, т.е. истина недостижима.

Агностицизм (Д.Юм, Кант): отрицание познаваемости мира; наличие ощущений – единственная истина, доступная человеку; человек не может понять причину ощущений. Ноумены (вещи в себе) – нечто такое, природа чего нам недоступна.

Для классической философии процесс познания — это созерцание, предполагающее относительно пассивную роль субъекта в восприятии абсолютных и неизменных законов объективной действительности, что нашло свое отражение в двух основных интерпретациях:

1. трактовка процесса познания как припоминания, характерная для восходящей к Платону рационально-идеалистической традиции;

2. характеристика познания как отражения, наиболее полно реализовавшаяся в моделях материализма и эмпиризма.

Начиная с немецкого идеализма (И. Кант) философия отходит от созерцательного объективизма в гносеологии и актуализирует активную роль субъекта в познавательном процессе, где мир выступает уже проекцией творчества трансцендентального субъекта (И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг) или продуктом деятельности социально-исторического субъекта (Г. Гегель).

Для современной неклассической философии характерна интерпретация познания как творческой деятельности субъекта и отказ от установки на объективную истину.

Предмет и основные понятия теории познания ( субъект, объект, познавательная деятельность, знание)

Предмет теории познания составляют всеобщие предпосылки, сущность, формы и пути познания, его возможности, отношение знаний к реальности и условия их истинности. Основные понятия теории познания позволяют системно осмыслить характеристики познавательных действий человека, а также совокупность проблем, исследование которых дает возможность постоянно уточнять и дополнять общее представление о познавательном процессе.

Субъект – человек или социальная группа, которые являются носителями определенных познавательных средств (как естественных, природных, так и искусственных).

Объект – фрагмент реальности, который противостоит субъекту в его познавательной деятельности. В результате гносеологического взаимодействия субъекта и объекта появляется знание. Для получения представления об особенностях познавательной связки «субъект – объект» надо всегда давать ответ на три вопроса: кто познает, что познается, как, какими средствами и методами?

Познавательная деятельность-это творческая активность человека, направленное на адекватное воспроизведение природной, соц. и духовной реальности в форме знаний. Один и тот же объект природной, соц. и духовной реальности может быть связан с человеком различными типами отношений (практическими, познавательными, аксиологическими- ценностными), задающими различные ориентации для проявления его творческой активности. В группу основных понятий теории познания входят понятия «отражение», «информация» и «знание». воспроизводящие главные механизмы познавательных процессов.

Знание-это проверенный общественно-исторической практикой и логикой результат познавательной деятельности, выражающий в знаковой форме объективные свойства и связи объектов природной, социальной и духовной реальности. Знание отличается от информации, хотя последнее в широком смысле слова понимается как совокупность некоторых сведений, т.е. знаний.

Наши рекомендации