Пробема познаваемости мира в различных философских традициях(гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм).Субъект и объект познания

Применительно к вопр. о познаваемости мира можно выделить две основн позиции – гносеологический оптимизм и гносеологический пессимизм. В рамках первой позиции домин. убеждение, что мир открыт для человека, соразмерен его познавательным способностям и что не сущ. принцип. препятствий для его постижения. Подобная уверенность была характер для таких мыслителей как Платон, Аристотель, Г. Гегель, К. Маркс и др.Гносеологический пессимизм не отрицает, а проблематизирует познание, акцентирует тот факт, что познание – сложн. и многогранный феномен, заслужив. специального рассмотрения. Конкретизируя феномен познавательного пессимизма, как правило использ. термины скептицизм и агностицизм. Скептицизм— фил. позиция, выдвигающая сомнение в кач-ве осн. принципа теорет. мышления, в особенности, сомнение в достижимости абс. достоверного и истинного знания о действительности. Свои истоки берет в античном скептицизме, сформулировавшем тезис о необх. воздержания от оконч. суждений и признававшем возможность достижения лишь правдоподобного знания. В дальнейшем скептицизм приним. самые разнообразные формы и преимущ. проявл. в виде критической установки мышления, предписывающей ничего не принимать на веру, подверг. сомнению и провер. на прочность любую данность, будь то устоявшиеся системы знания или мнимые очевидности повседневного опыта. Мы можем гов. о скептицизме П. Абеляра,Р. Декарта, Д. Дидро, И. Канта и мн. др.Агностицизм– фил.позиция, отрицающая возможность устан. однозначное соответст. между системой знаний о реальности и самой реальностью. Одну из наиб. последовательных форм агностицизма можно обнаруж. в системе шотландского философа Д. Юма,кот.пришел к выводу, что наше сознание фиксирует лишь поверхностные св-ва предметов и процессов, в то время как их сущностное измерение остается для нас недоступным.И. Кант, кот в отличие от Юма не ставил под сомнение сущ. объектов внешнего мира («вещей в себе»), считал их принципиально непознаваемыми. По Канту, воздействуя органы чувств человека, «вещи в себе» вызывают самые разнообразн. ощущения, кот благодаря априорным формам чувственности приобр. пространственно-временную размерность и упорядочив. с пом. категорий рассудка. Так.образ., то, что мы восприним. как предмет в опред. смысле представл. собой конструкт, возник. в результате сложн. работы сознания. Преграда между миром и познающим его субъектом обусл. активной, конструирующей деятельностью сознания.Важными понятиями явл-ся субъект и объект познания, отношение между кот. представляет собой базовую структуру процесса познания. субъект познания – тот, кто познает, т.е. человек, как носитель сознания и познавательных способностей (чувственности, рассудка, интуиции и др.). Объект познания - то, что познается, фрагмент реальности, на кот. направлена познавательная дея-сть субъекта.В новоевропейской философии впервые были четко поставлены вопр. о соотношении «Я» и внешнего мира, что послужило отправным пунктом разв. разл. направлений анализа познания. Важно отметить, что в рамках познавательного отношения классических мыслителей больше интересует субъектная сторона: в центре вним. находится «человеческое разумение», его основы, структура, возможности и границы. При этом знание субъекта о том, что происх. в его сознании, рассм. как наиб. надежное и неоспоримое, и в силу этого само существование познающего становится тем фундаментом, на кот. оказывается возможным выстроить всю систему знания.

31. Структура познавательного процесса. Чувственное и рациональное познание, их специфика, взаимосвязь и основные формы.
В структуре познав-гопр-са выделяют 2осн. уровня – чувственный и рациональный.На чувствен. ступени
познания мир познается с пом. органов чувств, на рац-ной ступени осн. инструментом познания стан-ся мышление. Анализ структуры познав-ого пр-сав фил. Нов. Вр. привел к появлению 2х противоположных позиций в вопросе об источнике, на кот.должно основываться научное знание: эмпиризме и рационализме.Эмпиризм – направление в теории познания, кот.считает чувс-ный опыт осн. источником знания, а рац-ную познав-нуюдеят-ть сводит к комбинированию и обобщению чувственных данных. Осн. представ-ми эмпиризма явл-ся. Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Юм, Дж. Беркли.Рационализм - направление в теории познания, признающее разум ед-ным источником всеобщего и необходимого знания в отличие от чувств, способных постигать лишь случайное и частное. В новоевропейской фил.рацион-ских позиций придерживались Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, И. Кант.В структуре чувственности выд-ют 3взаимосвяз. компонента. Ощущение – субъективный образ отдельных сторон и св-в предметов, непосред-но воздействующих на органы чувств субъекта. Восприятие – целостный образ предмета, кот.предст. собой синтез различных ощущений. Представление – обобщенный, чувственно-наглядный образ предмета, не восприн-мый в дан.мом. вр. и удерживаемый в сознании благодаря памяти.В рац-ном познании ведущая роль принадлежит мышлению -целенаправленное, косвенное и обобщенное познание субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, генерирование новых идей, прогнозирование событий и действий. Мышление св-но только чел., как соц-му и культ-му существу и предс. собой самост-ную способность, несводимую к чувственному познанию. Рассм. некот. осн. особенности мышления.Мышл. имеет обобщенныйхар-р. Мышл. ищет повторяющееся и закономерное в разнообразии, ориентировано на устойчивые св-ва предметов и связи между ними. Другой важной особенностью мышл.явл. егоопосредованныйхар-р. Если на уровне чувс-го познания знания о предмете возникают только при непосред-ном воздействии на органы чувств, то на уровне мышл. нет необх-ти в прямом контакте с предметом,т.к.новое знание о нем может быть выведено из уже имеющихся знаний о нем. Далее, необх. указать на такую хар-ку как вербальность. Хотя мышл. предст. собой явление ид-го плана, без той материальной оболочки, кот.предост. ему язык, мышл. невозможно. Язык явл-ся не только ср-во выражения мыслей, но и той основой, на кот.форм-сямышл. Осн-ми формами мышления явл. понятие, суждение и умозаключение. Понятие – форма мышл., фиксирующая общие закономерности, зак-ные связи, сущ-ныесв-ва и признаки явлений. Суждение – форма мышления, в рамках кот.нечто утверждается или отрицается; суждение может быть истинным или ложным. Умозаключение – форма мышл., посредством кот.на основе одного или неск. суждений получ-ся новое суждение.Помимо чувс-го и рац-го компонентов важную роль в познании играют воля, память, воображение, а также интуиция, кот.рассм-ся как инстанция, кот. обесп-ет творческие возможности познания. Интуиция – это познав-ная способность, кот.позволяет установить истину непосредственно, минуя логические рассуждения и обоснования. Предст-ния об интуиции возникли еще в античности. Так, Платон понимал под интуицией спос-ть разума к непоср-ному созерцанию «идей», Р. Декарт рассм. ее как св-во ума и противопоставлял ясность и отчетливость интуитивного усмотрения истины ненадежности свидетельств чувств. Л. Фейербах, напротив, трактовал интуицию как «безоговорочно несомненное, ясное» чувственное созерцание. А. Бергсон настаивал на инстинктивной природе интуиции.

Тот факт, что механизмы действия интуиции скрыты от чел. и в сознании предст. лишь рез-т ее работы, породил в культуре религиозно-мистич. предст. о том, что истина, понимание приходят как бы извне – навеяны музами, подсказаны демонами, ниспосланы божественным откровением и т. д. Соврем.толкование опирается на психолог. предст-ние о наличии бессознательной псих-ой жизни: др. словами, мы получаем и исп-ем гораздо большее кол-во информации, чем в сост. осознать. Соврем. трактовки подчеркивают, что в пр-се интуитивного постижения задействованы все формы познав-ной деят-ти (чувственные образы, логич. рассуждения и др). Понимание того, что познание нельзя свести искл-но к его сознательным формам, породило предст. о наличии в нем неявного знания, кот.сущ-ет в форме практически-жизненного опыта личности, ее верований и убеждений, различн. навыков – от обыденного умения танцевать, использ. и понимать язык до востребованных в науке умений производить сложные расчеты, выдвиг. гипотезы, планировать эксперимент. В отличие от явного знания («знания чего-то», например, формулировки теоремы Пифагора), кот.без ущерба для содержания может быть «откреплено» от своего носителя и объективировано в речи или тексте, неявное знание («знание-как») связано с индив-ным телесным и духовным опытом, поэтому его нельзя выразить средствами языка и приобрести без живого общения с теми, кто уже достиг мастерства в той или иной области

32.Понятие и проблема истины в познании. Осн. концепции истины(классич.,когерентная,пранматическая,конвенциальная)В общефилософском смысле пробл. истины шире, чем пробл. истинности знания. Можно говор. об «истинной дружбе», «истинных ценностях», «истине человеч. существования. Такое – онтологическое – понимание истины можно обнаруж. у Платона, кот. поним. истину как отдельн.«идею» и одновр. как хар-ку бытия «идей», в его учении она отождествлялась с неким подлинным измер. реальности, кот.для своего обнаруж. Не нужд. в чел-ке и его познават. способностях.Принцип. иное понимание зад. гносеологический подход, с точки зрен. кот. истина предст. собой св-во не бытия, но знания. Историч. 1-ой и самой распр. трактовкой явл. восходящее к Аристотелю классич. понимание истины как соотв. наших знаний о действительности самой действительности. Впоследствии эта концеп. получ. назв. «корреспондентской теории истины».Корреспондетская теория истины долгое время доминир. в научном позн. и явл. наиб. приемлемой с точки зрения обыденного опыта. Однако, она опирается на ряд предпосылок, кот. сами по себе достаточно проблематичны. Понимание истины как соотв. между знанием и действительностью предпол.: 1) что адекватное отображ.предмета в сознании возм. в принципе, что подверг. сомнению разл. виды агностицизма, 2) что это соответствие мож. быть устан.,т. е. сознание способно выход. за собств. пределы и сравн. действительность с собств. ее образом.3)что сущ. некий безошибочный критерий, позвол. фиксир. соответствие и несоответствие между знанием и реальным полож. дел. Проблемный хар-ер этих предпосылок фиксиров. в уже рамках классической и прояв. в неклассич.философии,сформулир.ряд альтер. подходов к поним. истины – когерентную, прагматическую и конвенциональную концепции истины.Когерентная конц. истины делает акцент на таких св-вах знания как самосогласованность и логич. непротиворечивость.Реш. вопр. об истинности (или ложности) опред. высказывания значит устан. его согласованность (или несогласованность) с некой сист. высказываний,т.е. в отличие от классич. концепции утверждение сравн. не с реальностью, а с др. утвержд. Когерентность знания может устан. не только в рамках одной теории, но и между теориями в пределах опред. отрасли науки, между наукой в целом и мировоззренческими установками культуры.Прагматическая конц. истиныв наиб. четком виде предст. у представителя прагматизма У. Джемса, с точки зрения кот. мера истинности знания опред. его практич. полезностью, эффективностью для достижения тех целей, кот. ставит и достижения кот. добив. человек. Вопр. о реальном полож. дел безотносительно наших практич. потребностей в данном случае не имеет смысла. В марксистской теории познания кот. в целом опир. на корреспондентскую концепц. истины, также присут. эл-ты прагматистского подхода, т.к важн. критерием истины провозгл. практика.Конвенционалистская конц. истиныВ своем поним. истины сторонники этой конц. (А. Пуанкаре, Р. Карнап, К. Айдукевич и др.) исх. из предпосылки, что то, что в науке опознается как «факт» во многом явл. теор. конструктом, т. е. сама картина научн. реальности завис. от использ. понятийного и логического аппарата, выбор кот,опред. соглашением (явным или неявным) среди членов научн. сообщества. Так. обр, само опред. истины и ее конкр. содерж. носят усл.-договорной хар-ер и явл. производными от выбора концептуального инструментария, использ. при исследовании.33. Понятие науки.Наука как дея-ть,соц.институт и система знания. Наука-специф.вид познават.дея-сти,направл.на получ.объект.,сист-организ.и обоснов.знаний о природе,об-ве и мышлении.Наука включ. во все сферы чел. дея-сти, она явл. важн. частью отношений людей. Особ. велика роль науки в образовании. В сист. высш. образов. наука явл. основой профес. подготовки специалистов и формир. зрелой личн, способ. решать разнообр. пробл. разв. общ-ва. Разв. науки влеч. за собой измен. профес. содерж. образ. Без постоянного обновл. научн. знаний, разв. познав. дея-сти студентов техн. вузов невозм. эффект. примен. соврем. техники и технологии, непрер. их соверш. и внедре. новых достиж. Быстр. обновл. техники и технологии, как мировая тенденц., форм. единые стандарты образов. практик во всех стран. мира.Культ. ф-ция науки проявл. в формир. чел-ка в кач-ве субъекта дея-сти и познания. А технолог ф-ция заключ. в соотв-ей.интеллект. «обработке и возделывании» чел-ка, разв. его способн. и потребности в пост. творч. поиске.В соврем. об-ве наука выполн. роль важн. фактора его рацион. управления, она треб. ответственности за последствия использ. научн. открытий и реализ. научн. программ. Первостеп. знач. науки заключ. так же в обеспеч. безопасн. жизни чел-ка в техног. и естеств. прир. среде. Соврем. наука нацел. на откр. новых источн. энергии и разраб. информац. технологий. Ведущ. роль науки в соврем. об-ве обусл. законом. становл. соврем.экономики, основ. на знаниях, т.е. экономики знаний.В решен. этих проблем объед. ф-ции науки как системы знаний, как деят-сти и как соц. института..В кач-ве соц. явления наука включ. в себя 3 составн части: систему знаний; дея-сть по их производст-ву; соц. Институт.. Наука как сист. знанийпредст. собой целостное, развив. единство всех ее сост. элем-ов (научн. фактов, понятий, гипотез, теорий, законов, принципов)Наука – это форма дух. дея-сти людей, направл. на производство знаний о природе, об-ве и самом познании, имеющая непосредств. целью постиж. истины и откр. объективн. законов. Наука как систем. знаний, явл. результ. творч, научн дея-сти. Наука как сист.знаний им сложн. стр-ру:1)объктивность научн.познания(сост.в понимании мира вне зав-сти от представл.чел-ка о мире.Предмет нашего исследов.сущ вне нашего сознания,т.е.как онтологическая данность).2)обоснов-сть научн.знания(сост.в доказательстве выдвиг.полож.Вкач-ве доказ-ва приним.факты опыта или логич.рассужд)3)достоверность науч.зн.(сост в соотв.научн.знаний действ-сти,т.е.в истин.знаний.Достов.достиг.на основе опытн.провер-сти выдвигаем.полож).4)систем-ость научн.зн(сост.вдисципл.организ-сти знаний(класиф.наук).Научн.инфо предст.собой сист.взаимосвяз.утверж.об изучаемой действ-сти(напр.факты науки служ. обоснов. теор. Обобщений )5)язык науки(в науке использ.специф.искусств.языки:термин.аппарат и символич.фомализ.языки.Термины-понятия с строго определ. значением. Символич.языки науки:язык матем.формул,язык программ-ия).6)метод науки(сов-сть приемов и способ.получ.нового знания:эксперим.,знания).По предмету и методу познан. можно выд. науки о природе – естествознан, обществе – общественные (гуманитарные, социальные науки), о познании, мышлении (логика, гносеология и др.). Отд. группы сост.технич.науки и матем. Кажд. группа наук им. свое внутр. деление.Наука как соц. институт-сов-сть учрежд.,организ.дея-сть кот напр.на получ. и трансл.научн. знания.Как соц. институт наука возн. в XVII в. в Зап. Европе. Решающ. причинами обрет.наукой статуса соц.института явил: возникн. дисциплинарно организ. науки,рост масштабов и организ-сти практич.использ. научн. знаний в произ-ве;формир.научн. школ и появл.научн. авторитетов; необх.системат. подгот. научн. кадров, появл. профессии ученого; превращ.научн. дея-сти в фактор прогресса обще-ва, в пост. условие жизни социума, образ. относ.самост. сферы организации научн. труда.Наука как вид дея-сти.Субъкт научн.позн-носитель сист.научн.знания,адекв.уваивающ.накоплен.знание и обеспеч.получ.нового знания.Объкт научн.познания то на что напр.творч.активн-сть исследов.Наука как дея-сть предст собой взаимод.субъекта и объекта познания.Превращ. науки в производительную силу заключ.в постоян.расшир-ся тенденции взаимозавис.разв.исследов-ой, внедренческой и произв-ой дея-сти, в росте эконом.эффект. примен.научн. знаний, в прогресс.обновл. техники и технологии на их основе, увелич. производительности труда и улучшении качества продукции.Как форма общественного сознания наука представляет собой отражение реальности в системе знаний.

34 )Особенности классической, неклассической,постнеклассической науки.Классическая наука зародилась в XVI–XVII вв. как результат научных исследований Н. Кузанского, Дж. Бруно, Леонардо да Винчи, Коперника, Галилея, Кеплера, Бэкона, Декарта. Решающую роль в ее возникн. сыграл Ньютон, созд. основы классич. механики как целостной системы знаний о механическом движении тел. Под влиянием классической механики в Новое время сложилась механистическая картина мира, в кот Вселенная представлялась как сов-сть большого числа неизменных и неделимых частиц, кот. перемещаются в абс. пространстве и времени, связаны силами тяготения, действующими по законам классич.механики. Природа рассм. как простая машина, все части которой жестко связаны по закону причинности, а все процессы сводились к механическим. Отличит. чертой классической науки стал объективизм, означающий, что исх. принципом любого исследования необх. считать задачу получения знаний о природе независимо от познавательных процедур исследования. Разделение субъекта и объекта познания, исключение любого влияния познающего субъекта на познаваемый объект рассм. в кач-ве обязательного условия объективности и предметности научного знания, описания и объяснения объекта самого по себе, таким, каким он явл. на самом деле. Исследователи стремились созд. естествознание в виде точной системы знаний о природе. В этом отношении идеалом истинного знания выступало полное, окончательное объяснение природных явлений путем сведения их к установленным механическим причинам, системам и субстанциям. В процессе получ. знаний об объектах устранялась их качественная определенность. По отмеченным причинам период развития классической науки получил название механистического.Так. образом, в классической науке механистическая картина мира стала универсальным руководством в исследовательской деятельности. Ее принципы и идеи выполн.осн. объяснительную роль. Возникн. неклассической науки было связано с переходом от классической науки, ориентированной гл. обр. на изучение механических и физич. явлений, к дисциплинарно организ. науке, представл. биологией, химией, геологией. Этот переход означал, что механистическая картина мира переставала быть общезначимой и общемировоззренческой. Объекты биологии, геологии качественно отличаются от объектов классической механики. Эти науки внесли в картину мира идею развития, отсутствующую в механистической картине мира. Объяснение специфики объектов биологии и геологии было невозможным с позиций механической причинности. Оно требов. глубокого понимания сущности процесса развития и целостной организации таких объектов, что не учитывалось в механистическом подходе. В биологии и геологии формируются идеалы эволюционного объяснения, зарождается картина мира не сводимая к механистической. Идеи развития внедрялись в науку, начиная с создания гипотезы эволюционного происхождения солнечной системы, разработанной И. Кантом. Ч. Дарвин разработал эволюц. теорию историч. происхождения видов живых организмов на основе единства факторов наследственности, изменчивости, отбора. Решающ. роль в становлении неклассического естествознания сыграла разраб. релятивистской и квантовой теорий в физике, а также создание генетики в биологии, возникновение квантовой химии. Объектом исследований становятся явления и процессы микромира. Решающий переворот в физической картине мира был вызван трудами Эйнштейна, создавшего спец. и общую теории относительности. Согл. этим теориям пространство и время не являются абсолютно неизменными, самостоят. реальностями, их св-ва обусловл. спецификой материальных объектов и характеристиками их изменений (движением). Неклассическая наука не отличает субъект познания от объекта исследований, не исключает влияние приборов, инструментов и методов на исследуемый объект и знания о нем. Неклассическая наука показала, что объекты природы не могут изучаться в чистом виде, как они есть сами по себе, так как они являются наблюдателю в их взаимодействии с приборами. в неклассической допускается истинность нескольких теоретических описаний одного и того же объекта. Знание же о нем является относительным. Постнеклассическая наука начала формироваться в 70-х годах XX в. Объектом постнеклассической науки явл. исторически развивающиеся, открытые,«человекоразмерные» системы. К таким системам относ. объекты экологии, объекты биотехнологии, системы «человек – машина», медико-биологические объекты. Изучение таких объектов треб. разработки новых методов познания, примен. знаний естественных, технических и гуманитарных наук.Постнеклассич. наука строится и развивается на основе соединения объекта и субъекта исследований, преодоления их разрыва, характерного для классической науки. Субъект рассм. как часть «человекоразмерной системы» и объективно истинное описание таких систем предполагает включение ценностных ориентаций, целей и интересов в содержание знаний, объясняющих их св-ва. Содержание постнеклассической науки в значительной степени формируется в результате широкого распространения идей и методов синергетики – теории самоорганизации, развития систем любой природы, представлений о неравновесности, нелинейности, нестабильности, неопределенности, необходимости, хаотичности .В науке происходит укрепление всестороннего подхода к изучаемым объектам. Человек рассматрив. как часть познаваемого целого. Целостный подход включ. формирование нового взгляда на природу как живой организм. Живая природа изучается как сложная система, включающая различные уровни организации в виде подсистем – организма, вида, биоценоза, биогеоценоза. Для постнеклассической науки характерна также закономерность сближения естественных, гуманитарных и технических наук. Формир. целостная концепция развития мира – глобальный эволюционизм как процесс, соединяющий космическую, химическую, биологическую и социальную эволюции. В объяснении совместного развития частей одной системы и различных систем все более широко используется принцип коэволюции, т.е. сопряженного, взаимозависимого количественного и качественного изменения.

35 )Эмпирический и теоретический уровни, метатеоретические основания научного познания. Формы организации научного познания.Научное познание – это процесс развития системы знания, которая включает в себя три связанных уровня – эмпирический, теоретический и метатеоретический. В эмпирическом познании решающую роль играют органы чувств человека, а формами чувственной организации знаний являются ощущение, восприятие, представление. Эмпирич. познание направлено непосредственно на свой объект. Осн. задачей эмпирического уровня познания явл. описание наблюдаемых явлений и эксперимент. данных, их систематизация, классификация, обобщение фактов. Нужно различать три основных значения понятия «факт»: 1-фактами называются наблюдаемые и описываемые фрагменты действительности, объективные события. 2-фактами считаются знания о каком-либо событии, явлении, достоверность которых доказана (синоним истины).3- факты существуют в форме предложений, в кот. фиксируется эмпирическое знание, полученное в процессе наблюдений и экспериментов. Второе и третье значение выражается понятием «научный факт». Научным факт становится при условии включения его в логическую структуру конкретной системы знаний в качестве ее элемента. Результатом эмпирич. познания может быть образование систем научных фактов в форме эмпирических обобщений. Благодаря таким обобщениям устанавлив. эмпирические правила, законы. В соврем. науке механизм эмпирич. познания конструируется с пом. теории и потому полученные факты всегда теоретич. нагружены, а они, расширяют и углубляют теоретическое знание.Теоретический уровень научного познания опир. на эмпирическую базу и хар-ся преобладанием рационального момента (понятий, теорий, законов), он отражает явления и процессы со стороны их универс. внутренних связей и закономерностей. Это достиг. путем мысленной обработки эмпирических данных и объединения исследуемых объектов, постижения их сущности. Важн. задачей теорет. познания явл. достижение объективной истины в ее конкретности и полноте содержания. Основными формами фиксации теоретических знаний выступают: Проблема – форма знания, представляющая собой теор. сформулированное противоречие, разрешение кот. может быть достигнуто посредством познавательной дея-сти, направленной на неизвестные стороны, св-ва объекта или явления в целом. Гипотеза – форма знания, содержащего предположение, сформулированное на основе некоторых фактов, отличающееся неопределенностью и нуждающееся в док-стве. Теория – высшая, самая разв. форма организации научного знания, являющаяся обобщенным, целостным представлением о закономерностях и существенных связях опред. области действительности. Закон– форма знания, отражающая необх., существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между явлениями в природе, обществе и мышлении. Принцип – форма знаний представляющая собой руководящую (основополагающую) идею систематизации результатов познания, основн. правила познавательной и практической деятельности.Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны поскольку: 1) взаимосвязаны уровни реальности, кот. являются объектом их изучения (внутреннее, существенное, закономерное и внешнее, преходящее, случайное); 2) практическая деятельность основыв. на единстве внутренних и внешних, существенных и несущественных процессов; 3) в человеч. сознании, поверхностное отражение реальности в психических образах связано с рациональным определением главн. в них, более глубоким осмыслением реальности посредством образов и переживаний. Метатеоретический уровень – включает в себя: Научную картину мира – это обобщенная форма теорет. знаний о природе, обществе, человеке, сост. из наиболее важных теорий, гипотез и фактов. Структуру НКМ образуют: центральное теоретическое ядро, фундаментальные допущения, условно принимаемые за неопровержимые и постоянно достраиваемые частные теоретические модели. Основное назначение картины мира состоит в обеспечении синтеза знаний. Нормы – это типичные, усредненные правила, кот. являются необходимыми и обязательными для исследователей в соответствии со сложившейся научной картиной мира. Идеалы исследования представляют собой эталонное или предельно-совершенное знание об объекте к которому стремятся ученые. Идеалы и нормынауки выполняют роль регулятивных принципов. Они обусловливают цели, определяют процесс воспроизведения объекта в форме знания, ход исследовательской деятельности. Философские основания науки (ФОН) – это совокупность знаний о всеобщих предпосылках, возможностях и общей направленности познавательных процессов. ФОН выполняют роль фактора систематизации знаний. В процессе своего становлениянаучное знание проходит разные этапы, которым соответствуют определенныеформы развития знания: проблема (задача), гипотеза, факт, теория. Импульсом к развитию научного знания является объективно возникающие в ходе его развития проблемы или целостный комплекс вопросов. Гл. источником появления проблем и задач в науке явл. противоречия между теорией и фактами. Гипотеза - научное допущение или предположение, истинное значение кот. неопределено. Основой для выдвижения гипотезы и созд. теории явл. – факт,в философии науки означает особого рода положения, фиксирующие эмпирическое знание. Теория– наиб. сложная и развитая форма научного знания, означает систему взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение каких-либо явлений.

Наши рекомендации