При этом нельзя допускать ошибку: «после этого по причине этого».
84. КАК СООТНОСЯТСЯ МЕТОДЫ АНАЛОГИИ И МОДЕЛИРОВАНИЯ?
ПЛАН
1. Аналогия.
2. Моделирование.
3. Формы моделирования.
1. Аналогия. Аналогия (от греч. — соответствие, сходство) — при выводе по аналогии знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта («модели»), переносится на другой, менее изученный и менее доступный для исследования объект.
Заключения по аналогии являются правдоподобными: например, когда на основе сходства двух объектов по каким-то одним параметрам делается вывод об их сходстве по другим параметрам.
Схему аналогии можно представить так:
а имеет признаки Р, Q, S, Т;
b имеет признаки Р, Q, S, ...;
B, по-видимому, имеет признаки Т.
Аналогия не дает достоверного знания: если посылки рассуждения по аналогии истинны, это еще не значит, что и его заключение будет истинным.
Для повышения вероятности выводов по аналогии необходимо стремиться к тому, чтобы:
· были схвачены внутренние, а не внешние свойства сопоставляемых объектов;
· эти объекты были подобны в важнейших и существенных признаках, а не в случайных и второстепенных;
· круг совпадающих признаков был как можно шире;
· учитывалось не только сходство, но и различия — чтобы последние не перенести на другой объект.
2. Моделирование. Моделирование — умозаключения по аналогии, понимаемые предельно широко, как перенос информации об одних объектах на другие, составляют гносеологическую основу метода исследования объектов на их моделях.
Модель (от лат. — мера, образец, норма) — в логике и методологии науки — аналог определенного фрагмента реальности, порождения человеческой культуры, концептуально-теоретических образов и т. п. — оригинала модели.
Этот аналог — «представитель», «заместитель» оригинала в познании и практике.
Он служит для хранения и расширения знания (информации) об оригинале, конструирования оригинала, преобразования или управления им.
МЕЖДУ МОДЕЛЬЮ И ОРИГИНАЛОМ ДОЛЖНО СУЩЕСТВОВАТЬ ИЗВЕСТНОЕ СХОДСТВО (ОТНОШЕНИЕ ПОДОБИЯ): ФИЗИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК, ФУНКЦИЙ; ПОВЕДЕНИЯ ИЗУЧАЕМОГО ОБЪЕКТА И ЕГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ; СТРУКТУРЫ И ДР.
Именно это сходство и позволяет переносить информацию, полученную в результате исследования модели, на оригинал.
3. Формы моделирования. Формы моделирования разнообразны и зависят от используемых моделей и сферы применения моделирования.
По характеру моделей выделяют
· материальное моделирование (предметное) и
· идеальное моделирование, выраженное в соответствующей знаковой форме.
Материальные модели являются природными объектами, подчиняющимися в своем функционировании естественным законам — физики, механики и т. п.
При физическом (предметном) моделировании конкретного объекта его изучение заменяется исследованием некоторой модели, имеющей ту же физическую природу, что и оригинал (модели самолетов, кораблей и т. п.).
При идеальном (знаковом) моделировании модели выступают в виде схем, графиков, чертежей, формул, системы уравнений, предложений естественного и искусственного (символы) языка и т. п.
В настоящее время широкое распространение получило математическое (компьютерное) моделирование.
85. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМНОГО И СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОДХОДОВ
ПЛАН
1. Системный подход.
2. Специфика системного подхода.
3. Понятие «самоорганизация».
4. Синергетика.
5. Структурно-функциональный (структурный) метод.
6. Основные требования процедуры структурно-функционального метода.
1. Системный подход. Системный подход — совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем.
К числу этих требований относятся:
· выявление зависимости каждого элемента от его места и функций в системе с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов;
· анализ того, насколько поведение системы обусловлено как особенностями ее отдельных элементов, так и свойствами ее структуры;
· исследование механизма взаимодействия системы и среды;
· изучение характера иерархичности, присущей данной системе;
· обеспечение всестороннего многоаспектного описания системы;
· рассмотрение системы как динамичной, развивающейся целостности.
2. Специфика системного подхода. Специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование:
· на раскрытие целостности развивающегося объекта и обеспечивающих ее механизмов,
· на выявление многообразных типов связей сложного объекта и
· сведение их в единую теоретическую картину.
3. Понятие «самоорганизация». Важным понятием системного подхода является понятие «самоорганизация».
Данное понятие характеризует ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ, ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ИЛИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СЛОЖНОЙ, ОТКРЫТОЙ, ДИНАМИЧНОЙ, САМОРАЗВИВАЮЩЕЙСЯ СИСТЕМЫ, СВЯЗИ МЕЖДУ ЭЛЕМЕНТАМИ КОТОРОЙ ИМЕЮТ НЕ ЖЕСТКИЙ, А ВЕРОЯТНОСТНЫЙ ХАРАКТЕР (ЖИВАЯ КЛЕТКА, ОРГАНИЗМ, БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПОПУЛЯЦИЯ, ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ И Т.П.).
4. Синергетика. В современной науке самоорганизующиеся системы являются специальным предметом исследования синергетики — общенаучной теории самоорганизации, ориентированной на поиск законов любой природы — природных, социальных, когнитивных (познавательных).
5. Структурно-функциональный (структурный) метод. Структурно-функциональный (структурный) метод строится на основе выделения в целостных системах их структуры — совокупности устойчивых отношений и взаимосвязей между ее элементами и их роли (функций) относительно друг друга.
Структура понимается как нечто инвариантное (неизменное) при определенных преобразованиях, а функция как «назначение» каждого из элементов данной системы (функции какого-либо биологического органа, функции государства, функции теории и т.д.).
6. Основные требования процедуры структурно-функционального метода. Основные требования процедуры структурно-функционального метода (который часто рассматривается как разновидность системного подхода):
· изучение строения, структуры системного объекта;
· исследование его элементов и их функциональных характеристик;
· анализ изменения этих элементов и их функций;
· рассмотрение развития (истории) системного объекта в целом;
· представление объекта как гармонически функционирующей
системы, все элементы которой «работают» на поддержание этой гармонии.
86. СПЕЦИФИКА ВЕРОЯТНОСТНО-СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ
ПЛАН
1. Вероятностно-статистические методы. Общая характеристика.
2. Статистическая и динамическая закономерности.
3. Вероятностный стиль мышления.
4. О важной роли общенаучных подходов.
1. Вероятностно-статистические методы. Общая характеристика. Вероятностно-статистические методы основаны на учете действия множества случайных факторов, которые характеризуются устойчивой частотой.
ЭТО И ПОЗВОЛЯЕТ ВСКРЫТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ (ЗАКОН), КОТОРАЯ «ПРОБИВАЕТСЯ» ЧЕРЕЗ СОВОКУПНОЕ ДЕЙСТВИЕ МНОЖЕСТВА СЛУЧАЙНОСТЕЙ.
Названные методы опираются на теорию вероятностей, которую зачастую называют наукой о случайном.
· Вероятность — количественная мера (степень) возможности появления некоторого явления, события при определенных условиях.
· Диапазон вероятности от нуля (невозможность) до единицы (действительность).
· Одна из основных задач теории вероятностей состоит в выяснении закономерностей, возникающих при взаимодействии большого числа случайных факторов.
· Для понимания существа названных методов необходимо рассмотреть понятия «динамические закономерности», «статистические закономерности».
Вероятностно-статистические методы основаны на различении динамических и статистических законов по такому критерию (основанию), как характер вытекающих из них предсказаний.
· В законах динамического типа предсказания имеют точно определенный однозначный характер (например, в классической механике).
Динамические законы характеризуют поведение относительно изолированных объектов, состоящих из небольшого числа элементов, в которых можно абстрагироваться от целого ряда случайных факторов.
· В статистических законах предсказания носят не достоверный, а лишь вероятностный характер. Подобный характер предсказаний обусловлен действием множества случайных факторов, которые имеют место в статистических коллективах или массовых событиях (большое число молекул в газе, число особей в популяциях, число людей в определенных коллективах и т. д.).
2. Статистическая и динамическая закономерности. Статистическая закономерность возникает как результат взаимодействия большого числа элементов, составляющих коллектив, и поэтому характеризует не столько поведение отдельного элемента, сколько коллектива в целом.
НЕОБХОДИМОСТЬ, ПРОЯВЛЯЮЩАЯСЯ В СТАТИСТИЧЕСКИХ ЗАКОНАХ, ВОЗНИКАЕТ ВСЛЕДСТВИЕ ВЗАИМНОЙ КОМПЕНСАЦИИ И УРАВНОВЕШИВАНИЯ МНОЖЕСТВА СЛУЧАЙНЫХ ФАКТОРОВ.
Статистические законы, хотя и не дают однозначных и достоверных предсказаний, тем не менее являются единственно возможными при исследовании массовых явлений случайного характера.
ЗА СОВОКУПНЫМ ДЕЙСТВИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ СЛУЧАЙНОГО ХАРАКТЕРА, КОТОРЫЕ ПРАКТИЧЕСКИ НЕВОЗМОЖНО ОХВАТИТЬ, СТАТИСТИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ ВСКРЫВАЮТ НЕЧТО УСТОЙЧИВОЕ, НЕОБХОДИМОЕ, ПОВТОРЯЮЩЕЕСЯ.
Они служат подтверждением диалектики превращения случайного в необходимое.
ДИНАМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ ОКАЗЫВАЮТСЯ ПРЕДЕЛЬНЫМ СЛУЧАЕМ СТАТИСТИЧЕСКИХ, КОГДА ВЕРОЯТНОСТЬ СТАНОВИТСЯ ПРАКТИЧЕСКИ ДОСТОВЕРНОСТЬЮ.
В статистических законах предсказания носят не достоверный, а лишь вероятностный характер, который обусловлен действием множества случайных факторов, через сложное переплетение которых и выражается необходимость.
3. Вероятностный стиль мышления. Вероятностно-статистические методы широко применяются при изучении массовых, а не отдельных явлений случайного характера (квантовая механика, статистическая физика, синергетика, социология и др.).
СЕГОДНЯ ВСЕ ЧАЩЕ ГОВОРЯТ О ПРОНИКНОВЕНИИ В НАУКУ ВЕРОЯТНОСТНОГО СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ.
4. О важной роли общенаучных подходов. Важная роль общенаучных подходов состоит в том, что в силу своего «промежуточного характера» они опосредствуют взаимопереход философского и частнонаучного знания (а также соответствующих методов).
НАЗВАННЫЕ МЕТОДЫ ПОТОМУ И НАЗЫВАЮТСЯ ОБЩЕНАУЧНЫМИ, ЧТО ПРИМЕНЯЮТСЯ ВО ВСЕХ НАУКАХ, НО ОБЯЗАТЕЛЬНО С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДМЕТА КАЖДОЙ НАУКИ ИЛИ НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И СПЕЦИФИКИ ПОЗНАНИЯ ПРИРОДНЫХ, СОЦИАЛЬНЫХ И ДУХОВНЫХ ЯВЛЕНИЙ.
(Об особенностях социального познания и специфике применяемых в нем методов речь будет идти в разд. VIII.)
87. ЧТО ТАКОЕ ПОНИМАНИЕ?
ПЛАН
1. Сложность понимания.
2. Является ли процедура понимания чисто иррациональным актом?
3. Связь процесса понимания с процессом познания.
4. Специфика понимания.
5. Два момента понимания.
6. Компоненты понимания.
1. Сложность понимания. Обыденность понимания, иллюзия легкой, почти автоматической его достижимости долгое время затемняло его сложность и комплексный характер.
ЧАСТО ОБХОДЯТСЯ БЕЗ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭТОГО ПОНЯТИЯ ИЛИ ОГРАНИЧИВАЮТСЯ УКАЗАНИЕМ НА ТО, ЧТО ОНО ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВНЫМ ДЛЯ ГЕРМЕНЕВТИКИ.
Последняя чаще всего представляется как теория и практика истолкования (интерпретации) текстов — от текста какого-либо литературного и другого источника до всемирной истории как текста.
2. Является ли процедура понимания чисто иррациональным актом? Прежде всего следует иметь в виду, что процедуру понимания не следует квалифицировать как чисто иррациональный акт, «ЭМФАТИЧЕСКОЕ ПОСТИЖЕНИЕ — ВЖИВАНИЕ».
Иррациональный момент здесь хотя и присутствует, но ни в коем случае не является основным, а тем более исчерпывающим всю суть дела.
Но нельзя и принижать значение этого момента, а тем более полностью отвергать его «присутствие» в герменевтических рассуждениях.
Последние тесно связаны с «внерациональным», немыслимы без него и это важная особенность указанных рассуждений.
ПОНИМАНИЕ НЕЛЬЗЯ СМЕШИВАТЬ С ТЕМ, ЧТО НАЗЫВАЮТ «ОЗАРЕНИЕМ», «ИНСАЙТОМ», ИНТУИЦИЕЙ, ХОТЯ ВСЕ ЭТО ЕСТЬ В ПРОЦЕССЕ ПОНИМАНИЯ.
3. Связь процесса понимания с процессом познания. Процесс понимания органически связан с процессом познания человеком окружающего мира, однако не сводится целиком и полностью только к познавательной деятельности.
Проблематика понимания не может вытеснить вопросы теории познания, а ДОЛЖНА АНАЛИЗИРОВАТЬСЯ НА ОСНОВЕ ДИАЛЕКТИКИ ЕДИНСТВА ПОЗНАНИЯ И ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШИРОКОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ.
Наряду с описанием, объяснением, истолкованием (интерпретацией) понимание относится к основным процедурам функционирования научного знания.
4. Специфика понимания. Многочисленные подходы к исследованию понимания показывают, что процесс этот обладает своей спецификой, отличающей его от других интеллектуальных процессов и гносеологических операций.
Поэтому понимание не следует отождествлять с познанием («понять — значит выразить в логике понятий») или смешивать с процедурой объяснения, хотя они и связаны между собой.
ОДНАКО ЧАЩЕ ВСЕГО ПРОЦЕСС ПОНИМАНИЯ СВЯЗЫВАЕТСЯ С ОСМЫСЛЕНИЕМ, Т. Е. ВЫЯВЛЕНИЕМ ТОГО, ЧТО ИМЕЕТ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА КАКОЙ-ЛИБО СМЫСЛ.
Причем понимание может выступать в двух ракурсах:
· как приобщение к смыслам человеческой деятельности и
· как смыслообразование.
Понимание как раз и связано с погружением в «мир смыслов» другого человека, постижением и истолкованием его мыслей и переживаний.