ПОНИМАНИЕ — ЭТО ПОИСК СМЫСЛА: ПОНЯТЬ МОЖНО ТОЛЬКО ТО, ЧТО ИМЕЕТ СМЫСЛ.

Этот процесс происходит в условиях общения, ком­муникации и диалога.

ПОНИМАНИЕ НЕОТДЕЛИМО ОТ САМОПОНИМАНИЯ И ПРОИСХОДИТ В СТИХИИ ЯЗЫКА.

Тем самым смысл — это то, к чему мы апеллируем, когда пред­полагаем адекватность понимания (у собеседника или читателя) сооб­щаемой ему информации. Смыслом может обладать не только слово, предложение, текст и т. п., но и то, что происходит вокруг нас.

5. Два момента понимания. Говоря о понимании, следует обратить внимание еще на два важ­ных момента.

· Его краеугольным камнем является принцип герменевтического круга, выражающий циклический характер понимания.

Этот прин­цип связывает объяснение и понимание: для того, чтобы нечто понять, его нужно объяснить, и наоборот.

Эта взаимосвязь выра­жается как круг целого и части: для понимания целого необходи­мо понять его отдельные части, а для понимания отдельных час­тей уже необходимо иметь представление о смысле целого.

На­пример, слово — часть предложения, предложение — часть тек­ста, текст — элемент культуры и т. п.

НАЧАЛОМ ПРОЦЕССА ПОНИМАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕДПОНИМАНИЕ, КОТОРОЕ ЧАСТО СВЯЗЫВАЮТ С ИНТУИТИВНЫМ ПОНИМАНИЕМ ЦЕЛОГО, С ДОРЕФЛЕКСИВНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ СОЗНАНИЯ.

Предпонимание обычно задано традици­ей, духовным опытом соответствующей эпохи, личностными особен­ностями индивида.

Строго говоря, герменевтический круг — это не «беличье колесо», не порочный круг, ибо возврат мышления происходит в нем от частей не к прежнему целому, а к целому, обогащенному знанием его час­тей, т. е. к иному целому.

Поэтому следует говорить о герменевти­ческой спирали понимания, о его диалектическом характере как дви­жении от менее полного и глубокого понимания к более полному и глубокому, в процессе которого раскрываются более широкие гори­зонты понимания.

· Нужно ли соотносить понимание с современной эпохой? По этому вопросу существуют две основные позиции.

а) Не нужно. Согласно этой точке зрения, адекватное понимание текста сводится к раскрытию того смысла, который вложил в него ав­тор, т. е. необходимо выявить авторский смысл в наиболее чистом виде,не допуская каких-либо искажений, добавлений и изменений.

Однако это фактически не происходит, ибо каждая эпоха подходит к текстам (например, к произведениям искусства) со своими критериями.

б) Процесс понимания неизбежно связан с приданием дополни­тельного смысла тому, что пытаются понять.

СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ПОНИ­МАТЬ ТЕКСТ, КАК ЕГО ПОНИМАЛ АВТОР, НЕДОСТАТОЧНО.

Это значит, что по­нимание является творческим и не сводится к простому воспроизведе­нию авторского смысла, а обязательно включает критическую его оцен­ку, сохраняет позитивное, обогащает его смыслом современных реа­лий и органически связано со смыслом авторской позиции.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, ПОНИМАНИЕ ЕСТЬ ПОСТИЖЕНИЕ СМЫСЛА ТОГО ИЛИ ИНО­ГО ЯВЛЕНИЯ, ЕГО МЕСТА В МИРЕ, ЕГО ФУНКЦИИ В СИСТЕМЕ ЦЕЛОГО.

Оно помогает раскрыть бесконечные смысловые глубины бытия.

6. Компоненты понимания. Процесс понимания включает следующие необходимые компонен­ты:

· предмет, выраженный в тексте любой природы;

· наличие в нем смысла («сути дела»);

· предпонимание — исходное, предварительное представление об этом смысле;

· интерпретация — толкование текстов, направленное на понимание их смыслового содержания;

· наличие са­мопонимания у интерпрератора;

· общение, коммуникация в «стихии языка»; умение всемерно поддерживать диалог;

· стремление сказать свое слово и дать слово инакомыслящему, уметь усваивать произно­симое им;

· уяснение того, что один и тот же текст имеет несколько смыслов (кроме авторского);

· соотнесение предметного содержания текста («сути дела») с культурным мыслительным опытом современ­ности. (О понимании в герменевтике см. тему 113.)

88.СУЩНОСТЬ ОБЪЯСНЕНИЯ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ?

ПЛАН

1. Что такое объяснение как познавательная процедура?

2. Объяснение, описание и научное предвидение.

3. Элементы структуры объяснения.

4. Дедуктивно-номологическая модель научного объяснения.

5. Рациональное объяснение в гуманитарных (социальных).

6. Телеологическое (интенциальное) объяснение.

7. Связь понимания и объяснения.

1. Что такое объяснение как познавательная процедура? Наряду с пониманием существует и такая важнейшая познаватель­ная процедура, как объяснение.

Ее главная цель:

· выявление сущно­сти изучаемого предмета,

· подведение его под закон с выявлением при­чин и условий, источников его развития и механизмов их действия.

2. Объяснение, описание и научное предвидение. Объяснение обычно тесно связано с описанием и составляет основу для научного предвидения.

ПОЭТОМУ В САМОМ ОБЩЕМ ВИДЕ ОБЪЯСНЕНИ­ЕМ МОЖНО НАЗВАТЬ ПОДВЕДЕНИЕ КОНКРЕТНОГО ФАКТА ИЛИ ЯВЛЕНИЯ ПОД НЕ­КОТОРОЕ ОБОБЩЕНИЕ (ЗАКОН И ПРИЧИНУ ПРЕЖДЕ ВСЕГО).

Раскрывая сущ­ность объекта, объяснение также способствует уточнению и развитию знаний, которые используются в качестве основания объяснения.

ТА­КИМ ОБРАЗОМ, РЕШЕНИЕ ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ — ВАЖНЕЙШИЙ СТИМУЛ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И ЕГО КОНЦЕПТУАЛЬНОГО АППАРАТА.

3. Элементы структуры объяснения. В современной методологической литературе в структуре объяс­нения выделяют следующие элементы:

· исходное знание об объяс­няемом явлении (так называемый экспланандум);

· знания, исполь­зуемые в качестве условия и средства объяснения, позволяющие рас­смотреть объясняемое явление в контексте определенной системы или структуры (так называемые основания объяснения, или эксплананс).

В качестве оснований объяснения могут использоваться знания раз­личного рода и уровня развития;

· познавательные действия, позво­ляющие применить знания, выступающие в качестве оснований объяс­нения, к объясняемому явлению.

4. Дедуктивно-номологическая модель научного объяснения. Наиболее развитой и широко известной формой научного объяс­нения являются объяснения, предпринимаемые на основе теоретичес­ких законов (как динамических, так и вероятностно-статистических) и предполагающие осмысление объясняющего явления в системе тео­ретического знания.

Это дедуктивно-номологическая модель научного объяснения. Эта модель (схема) подводит объясняемое явление под определенный за­кон — в этом состоит его особенность.

В данной модели объяснение сводится к дедукции явлений из законов.

В качестве законов в этой модели рассматриваются не только причинные, но и функциональные, структурные и другие виды регулярных и необходимых отношений.

Следует обратить внимание на то, что дедуктивно-номологическая мо­дель объяснения описывает лишь конечный результат, а не реальный процесс объяснения в науке, который отнюдь не сводится к дедукции факта из закона или эмпирического закона из-теории, а всегда связан с весьма трудоемким исследованием и творческим поиском.

5. Рациональное объяснение в гуманитарных (социальных). В области гуманитарных (социальных) наук используется так на­зываемое рациональное объяснение.

ЕГО СУТЬ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО ПРИ ОБЪЯСНЕНИИ ПОСТУПКА НЕКОТОРОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ИССЛЕДО­ВАТЕЛЬ СТАРАЕТСЯ ВСКРЫТЬ ТЕ МОТИВЫ, КОТОРЫМИ РУКОВОДСТВОВАЛСЯ ДЕЙ­СТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ, И ПОКАЗАТЬ, ЧТО В СВЕТЕ ЭТИХ МОТИВОВ ПОСТУПОК БЫЛ РАЦИОНАЛЬНЫМ (РАЗУМНЫМ).

6. Телеологическое (интенциальное) объяснение. Гораздо большую сферу охватывает телеологическое (интенциальное) объяснение.

ОНО УКАЗЫВАЕТ НЕ НА РАЦИОНАЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЯ, А ПРО­СТО НА ЕГО ИНТЕНЦИЮ (СТРЕМЛЕНИЕ), НА ЦЕЛЬ, КОТОРУЮ ПРЕСЛЕДУЕТ ИНДИВИД, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЙ ДЕЙСТВИЕ, НА НАМЕРЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ИСТОРИЧЕС­КИХ СОБЫТИЙ.

Следует иметь в виду, что, во-первых, дедуктивно-номологическая модель (схема) иногда провозглашается единственно научной фор­мой объяснения, что неверно (особенно применительно к гуманитар­ным наукам).

Во-вторых, при объяснении поведения отдельных лич­ностей данная модель неприменима, здесь «работают» рациональная и интенциональная схемы.

Обе эти схемы являются в социальном познании приоритетными по отношению к дедуктивно-номологическому объяснению, которое, конечно же, применяется и в гуманитарных науках, но занимает здесь более скромное место, чем в естествознании.

Что касается научного познания в целом, то в нем необходимо со­четать (а не противопоставлять друг другу) различные виды объясне­ния для более глубокого постижения природы и социальной жизни.

7. Связь понимания и объяснения. Понимание и объяснение тесно связаны. Однако надо иметь в виду, что понимание не сводится к объяснению, так как — особенно в соци­альном познанииневозможно отвлечься от конкретных личностей, их деятельности, от их мыслей и чувств, целей и желаний и т. п.

Кроме того, понимание нельзя противопоставлять объяснению, а тем более отрывать друг от друга эти две исследовательские процедуры, которые дополняют друг друга и действуют в любой области челове­ческого познания.

ОДНАКО В СОЦИАЛЬНОМ ПОЗНАНИИ ПРЕДПОЧТЕНИЕ ОТДА­ЕТСЯ ПОНИМАЮЩИМ МЕТОДИКАМ, ОБУСЛОВЛЕННЫМ ПРЕЖДЕ ВСЕГО СПЕЦИ­ФИКОЙ ЕГО ПРЕДМЕТА, В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ — ОБЪЯСНЯЮЩИМ.

Осуществление функций объяснения в науке органически связано с предсказанием и предвидением.

По существу, рассматривая научно-познавательную деятельность в целом, можно говорить о единой объяс­нительно-предсказательной функции научного познания по отноше­нию к его объекту.

РАЗДЕЛ 5

Наши рекомендации