Типы предложений по интонации

СБОРНИК ЗАДАНИЙ

К УЧЕБНИКУ

М.В. ПАНОВА

КЛАСС

О ЯЗЫКЕ

1.Знаете ли вы самую лаконичную переписку в истории? Она состоялась между В. Гюго и его издателем.

После того, как был напечатан роман «Отверженные», Гюго послал своему издателю письмо, где стояло только «?», и получил ответ: «!» .

Что хотел спросить писатель? Что ответил издатель? Можно ли их переписку назвать языком?

PЛаконичный – немногословный.

2.Помните сказочную повесть А.Волкова «Урфин Джюс и его деревянные солдаты»? Урфин Джюс захватил власть в Изумрудном городе, а Страшилу Мудрого и Железного Дровосека заключил в тюрьму. Друзья обращаются за помощью к девочке Элли, отправив с вороной Кагги-Карр записку. При этом ни один из героев не умел писать. Они сделали рисунок.

Как девочка поняла, что произошло с ее друзья ми?

Можно ли подобное письмо считать языком? Докажите свою мысль.

3.Прочитайте отрывок из книги филолога Льва Успенского «Слово о словах».

PФилолог – тот, кто изучает законы языка.

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком.

Ребенок еще не научился как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и прибаутки – это язык.

Радостная или горькая, гневная или нежная летит над просторами Родины крылатая песня. Песня – это язык.

На черной доске аудитории резко белеет строгая формула математики.

Эта формула – тоже язык!

Я пишу книгу, которую вы, может быть, когда-нибудь прочтете. Надо ли говорить, что при этом я снова пользуюсь языком, словами? И вы, и я, и каждый из нас – все мы постоянно думаем.

А можно ли думать без слов?

Все, что люди совершают в мире действительно человеческого, совершается при помощи языка. Нельзя без него работать согласованно, совместно с другими. Без его посредства немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, искусство – жизнь.

Из всех орудий язык – самое удивительное и сложное.

PТекст – связная и полная последовательность предложений.

1)Вспомните, что такое текст. Докажите, что перед вами текст.

2)Какие мысли в этом тексте можно считать главными? Подчеркните их и прочитайте с выражением.

3)Опираясь на основные мысли автора, перескажите отрывок.

4.Прочитайте русские пословицы о языке и слове. Как вы их понимаете? Перепишите четыре понравившиеся вам пословицы. Запомните их.



PПословица – малая форма народного поэтического творчества, облеченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщенную мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.

1) Ласковое слово рубля дороже. 2) Не спеши языком, торопись делом. 3) Дурное слово как смола: пристанет – не отлепишь. 4) Язык до Киева доведет. 5) Не бей кулаком – ударь словом. 6) Не убьешь словом, да опозоришь. 7) Недоброе слово больней огня жжет. 8) Непродуманное слово, что недозрелое яблоко. 9) Несколько хороших слов – сладко, слишком много слов – приторно. 10) Пчела жалит жалом, а человек словом.

О ПРЕДЛОЖЕНИИ

Что такое предложение?

Границы предложений.

Типы предложений по интонации

И по цели высказывания

5.Прочитайте отрывок из сказочной повести Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков». Витя Перестукин попал во дворец Его Величества Глагола.

– Ты кто? – отрывисто спросил Крючок.

А Палка, как будто его толкнули под бока, за- кричал во весь голос:

– Ох! Ах! Ох, ох! Ах, ах!

Вежливо ответил, что я ученик четвертого класса.

– Имя? Фамилия? – допрашивал Крючок.

– Перестукин Виктор, – ответил я, как на перекличке.

Если бы вы видели, что стало с Палкой!

– Ох! Ах! Увы! Тот! Самый! Ох! Ах! Увы! – без передышки выкрикивал он минут пятнадцать подряд.

1) Сравните реплики Крючка и Палки. С какой интонацией произносит свои реплики Крючок, с какой – Палка? Какие знаки препинания они представляют?

2) Прочитайте еще раз последнюю реплику Восклицательного знака. Как ты считаешь, это одно или несколько предложений? Где было бы правильно поставить границу? С какой целью автор разбил это предложение на несколько?

6.Один из героев книги В. Крапивина «Топот шахматных лошадок» – домовой Лихо Тихоныч. Обидевшись на хозяев, он решил от них уйти и написал записку:

«Ухожу я от вас не боися больше зря ты так я вовсе не такой да теперь уж ладно все равно Лихо»

1) Сразу ли вы поняли, о чем эта записка?

2) Что затрудняло чтение?

3) Сделайте вывод: зачем нужны знаки конца предложений?

7.Иногда авторы специально разбивают одно предложение на несколько. Прочитайте такой пример. Попробуйте сделать вывод, с какой целью В.Драгунский из одного предложения сделал несколько.

Я недавно чуть не помер. Со смеху. А все из-за Мишки.

(В.Драгунский. Чики-брык)

8.Прочитайте рассуждение «поумневшего» Вити Перестукина и дополните свое рассуждение о роли знаков конца предложения.

Оказалось, что знаки препинания в самом деле нужны. Вот если бы мне дали прочесть целую страницу без знаков препинания, смог бы я ее прочесть и понять, что там написано? Я бы читал, читал, не переводя дыхания, пока не задохнулся. Что тут хорошего? Кроме того, я мало что понял бы от такого чтения.

9. РР (развитие речи) Теперь вы знаете, что знаки конца предложения очень важны. Они помогают определить, с какой интонацией надо читать тот или иной отрывок.

Прочитайте отрывки из разных сказок, соблюдая правильную интонацию.

Тут мои учебники онемели. Они смотрели на меня с таким ужасом, как будто я в их присутствии нагрубил директору школы. Потом они стали шептаться и решили, что меня нужно немедленно, как вы думаете – что? Наказать? Ничего подобного! Спасти! Чудаки! От чего, спрашивается, спасти? География сказала, что лучше всего отправить меня в Страну невыученных уроков. Человечки сразу же с нею согласились. (Л.Гераскина. В стране невыученных уроков)

В руках солдата было зеркальце и гребешок. Он смотрелся в зеркальце и расчесывал гребешком свою великолепную бороду, и это занятие настолько поглощало его внимание, что он ничего не видел и не слышал.

– Дин Гиор! – крикнул солдату страж ворот.

– Я привел чужестранцев, которые хотят видеть великого Гудвина!

Никакого ответа.

Страшила закричал своим хриплым голосом:

– Господин солдат, впустите нас, знаменитых

путешественников, победителей саблезубых тигров и отважных пловцов по рекам!

Никакого ответа.

– Кажется ваш друг страдает рассеян ностью? – спросила Элли стража ворот.

– Да, к сожалению, это за ним водится, – отвечал страж ворот.

– Почтеннейший! Обратите на нас внимание! – крикнул Дровосек. – Нет, не слышит. Давайте-ка все хором!..

Все приготовились, а Дровосек даже поднес ко рту свою воронку вместо рупора. По знаку Страшилы все заорали что было мочи.

– Гос-по-дин сол-дат! Впу-сти-те нас! Гос-по-дин сол-дат! Впу-сти-те нас!

Страшила оглушительно колотил по перилам рва своей тростью, а Тотошка звонко лаял. Никакого впечатления: солдат по-прежнему любовно укладывал в своей бороде волосок к волоску.

– Я вижу, мне придется рявкнуть по-лесному, – сказал Лев.

(А.Волков. Волшебник Изумрудного города)

10.Прочитайте следующие предложения и заполните таблицу, вписывая номера предложений.

Предложения по цели высказывания Предложения по интонации
повество-вательные побуди-тельные вопроси-тельные восклицательные невосклицательные
         

1) Давай решать вместе! 2) Я снова открыл учебник. 3) Ну что мне с ними делать? 4) Назло ей я все-таки помножил землекопов. 5) «Попутный ветер в спину!» 6) Не ходи! Не бегай! Не прыгай! 7) Отправляйся немедленно. 8) Мы с Кузей быстро поднялись в воздух, а мяч летел перед нами. 9) Как хорошо, что Кузя увязался со мной! 10) Кузя спросил, знаю ли я, где надо ставить запятые.

(По Л.Гераскиной)

11.Сколько вариантов интонации может быть в следующем предложении? Прочитайте, следуя указаниям в скобках.

Я сегодня поеду в школу (не кто-либо другой, а именно я).

Я сегодня поеду в школу (не в другой день, а именно сегодня).

Я сегодня поеду в школу (обязательно буду там, причем использую один из видов транспорта).

Я сегодня поеду в школу (не в другое место, а именно в школу).

PЛогическое ударение – выделение в произношении одного из слов предложения для усиления его смысловой нагрузки.

12.С какой интонацией надо читать следующие предложения? Отметьте принятыми условными обозначениями повышение и понижение интонации. Выделите слова с логическим ударением. Прочитайте, соблюдая нормы.

Мирная беседа была прервана громовым рычанием. На дорогу выскочил огромный лев. Одним ударом он подбросил Страшилу в воздух; тот полетел кувырком и упал на краю дороги, распластавшись, как тряпка. Лев ударил Железного Дровосека лапой, но когти заскрипели по железу, а Дровосек от толчка сел, и воронка слетела у него с головы.

Крохотный Тотошка смело бросился на врага.

Громадный зверь разинул пасть, чтобы проглотить собачку, но Элли смело выбежала вперед и загородила собой Тотошку.

– Стой! Не смей трогать Тотошку! – гневно закричала она.

Лев замер в изумлении.

– Простите, – оправдывался Лев. – Но я ведь не съел его…

– Однако ты пытался. Как тебе не стыдно обижать слабых! Ты просто трус!

– А… а как вы узнали, что я трус? – спросил ошеломленный Лев. – Вам кто-нибудь сказал?

(А.Волков. Волшебник Изумрудного города)

13. Корректор

Прочитайте отрывки из сочинений учеников 5-го класса.

1) На высокой яблоне. В нашем саду висит скворечник. 2) Белка прыгала по деревьям. И кидалась шишками. 3) Дружок все понял. И осторожно пополз по льду. 4) Катя каталась с горки со своей собакой Дружок. И вдруг упала в воду.

1) Правильно ли оформлены границы предложений? Какие ошибки допустили пятиклассники?

2) Поработайте корректором и устраните недочеты.

PКорректор – работник издательства, редакции, типографии, исправляющий тексты.

Главные члены предложения

14.Найдите подлежащее и сказуемое. Определите, какой частью речи они выражены.

1) Нарезали мы хлеба, намазали его вареньем и пошли на реку. 2) Внизу что-то шевелится темное. 3) Кто-то стучит. 4) Наверно, чемодан забрал кто-нибудь. 5) Вместо Дружка в чемодане лежали какие-то книжки, тетрадки, полотенце, мыло, очки в роговой оправе, вязальные спицы. 6) Все удивлялись, сколько стихотворений Мишка знает. 7) Приходят только те, кто потерял чемодан. 8) Этот самый красивый. 9) Я не готов. 10) Все пошли за нами.

(По рассказам Н.Носова)

Алгоритм ответа Мы – это подлежащее, выраженное местоимением. Книжки – это подлежащее, выраженное существительным. Намазали – это сказуемое, выраженное глаголом.

15.Найдите подлежащее и сказуемое. Всегда ли подлежащее бывает выражено одним словом?

1) Мы с Мишкой обещали все сорняки на огороде выполоть. 2) Прошло несколько дней. 3) Много дел было у нас под Новый год. 4) Несколько человек забрались на крышу посмотреть, что там клевала ворона. 5) Тетя Наташа удивлялась, какие мы голодные. 6) Мы с Мишкой даже удивлялись, как много людей теряют свои чемоданы. 7) На липах было много круглых вороньих гнезд.

(По рассказам Н.Носова)

16.Найдите подлежащее и сказуемое. Всегда ли сказуемое бывает выражено одним словом?

1) Они могут сами прокормить себя. 2) Мишка поднялся и начал взбираться ко мне на спину. 3) Все елки были красивые. 4) Двор был большой, широкий. 5) Вечером я долго не мог заснуть. 6) Мишка от страха закутался с головой в одеяло и стал просить Костю не рассказывать больше. 7) Не надо отзываться!

(По рассказам Н. Носова)

Подлежащее Сказуемое
Одно слово Словосочетание Одно слово Словосочетание
Существительное Местоимение: Кто Кто-то Кто-нибудь Что-то Что-нибудь Те Тот Та Все Всякий Мы с … Один из … Много + сущ. Несколько + сущ. Глагол Прилагательное Был каков (какой) Готов что делать Могут что сделать Начал что делать Стал что делать Надо что делать

17.Рассмотрите таблицу, данную на стр. 19 учебника. Сделайте вывод, чем выражаются подлежащие и сказуемые. Перепишите таблицу в свою тетрадь для схем и правил.

18. Корректор

Найдите ошибки в согласовании подлежащего и сказуемого. Напишите исправленные предложения.

1) Много построек в этом городе были разрушены. 2) Много машин проехали по этой дороге. 3) Мне нравится классика и современная музыка. 4) Мало детей любят читать. 5) Ряд книг стояли на полке. 6) Я с приятелем ходили на море. 7) Лежит на столе книга и журнал.

Определение

20.Прочитайте отрывок из сказки Т.Крюковой «Гордячка».

В голубоватом свете, словно морозный узор на стекле, вырисовывался хрустальный дворец. Невесомый и прозрачный, он стоял между небом и землей на призрачной горе. Лунный свет струился на волшебный замок, наполняя его искристым сиянием, и вдруг произошло невероятное. Размытые контуры колоннад обрели четкие очертания и налились мраморной белизной. Величественные купола засверкали бриллиантами и перламутром. В окнах зажегся свет, и из дворца полилась нежная музыка.

1) Найдите в каждом предложении все определения. Выпишите их вместе с главным словом, к которому они относятся. Определите, в чем они согласованы.

2) Какую роль в тексте играют определения?

3) Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу.

4) Охарактеризуйте каждое предложение по цели высказывания и интонации.

Алгоритм ответа Морозный – это определение, выраженное прилагательным.

21.Сделайте отрывок из сказки Т.Крюковой ярче, вставив подходящие по смыслу определения на месте пропусков.

По улицам города ехала красочно расписанная кибитка. Тощая кобыла, тянувшая повозку, была покрыта ____ попоной, а в ее ____гриве развевались ____ленты. На козлах, широко улыбаясь, сидел мужчина ____ вида. Несмотря на ____ улыбку, он походил на разбойника с большой дороги. Позади него стояли ____ паренек, одетый в ____ костюм скомороха, и ярко накрашенная девица. Скоморох, смешно раздувая щеки, дудел в видавший виды, но до блеска начищенный горн, который издавал ____ звуки, ни в коем случае не претендующие на то, чтобы называться музыкой, а девица била в ____ барабан. Время от времени они переставали терзать инструменты и созывали всех на вечернее представление. В ____ жизнь маленького городка ворвался дух странствий и приключений, ожидания праздника и волшебства, которые может принести только бродячий цирк шапито.

Слова для справок:пестрый, жиденький, яркий, свирепый, открытый, тщедушный, пестрый, истошный, пронзительный, огромный, размеренный.

Сильное и слабое управление

22.Заполните таблицу примерами, взятыми из рассказов Н.Носова.

Сильное управление Слабое управление
   

1) Он хочет мороженое. 2) Я свой телефон разобрал. 3) Пошел к Мишке. 4) Мама похвалила ребенка. 5) Все спали на печке. 6) Я встал и зажег лампу. 7) Подхожу к двери. 8) Мы давно готовились к празднику. 9) Он толок в ступе сахар. 10) Я передал ему сковородку. 11) Пришлось ходить в валенках. 12) Мишка осмотрел елку. 13) Как ты сделаешь санки из топора? 14) Елку схватил за ствол. 15) В комнату нельзя войти. 16) Поставили самовар во дворе, сели на крылечке.

(По рассказам Н.Носова)

Дополнение

23.Прочитайте отрывок из сказки Т.Крюковой «Гордячка».

В тот день все шло наперекосяк. Началось с того, что какая-то дворняга стянула у циркачей кусок вареной говядины и благородным артистам пришлось довольствоваться сухим хлебом с кипятком. Во время представления несчастья посыпались одно за другим. Жонглируя, Скоморох не успел поймать один из мячиков, и тот, отлетев в сторону, попал прямо в лоб зрителю в первом ряду. Пострадавший стал возмущенно кричать, что ему набили шишку, и требовать возмещения ущерба.

1) Найдите в каждом предложении дополнение, подчеркните его. Если дополнение относится к глаголу, определите, сильное оно или слабое.

2) Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу.

3) Охарактеризуйте каждое предложение по цели высказывания и интонации.

Алгоритм ответа … – это дополнение, выраженное существительным (существительным с предлогом, местоимением).

24.Разберите предложения, подчеркнув каждый член предложения и определив, чем он выражен. Охарактеризуйте предложения по цели высказывания и интонации.

1) Они носились в разные стороны, налетали на стены домов и шлепались на землю. 2) Мы перенесли горячий самовар в нашу комнату, зажгли лампу и стали пить чай. 3) Мы с Мишкой остались у нашей соседки тети Наташи.

(По рассказам Н.Носова)

Обстоятельство

27.Прочитайте отрывок из сказки Т.Крюковой «Гордячка».

PСуденица – в славянской мифологии фея Судьбы. PСнадобье – лекарство, составленное из разных целебных трав и веществ.

Суденица мирно спала. Заветный флакон стоял на туалетном столике возле кровати и отсвечивал изломами хрусталя. Злата тихонько подошла к нему, погладила хрустальные грани пальцем, взяла сосуд в ладони и поднесла его к окну. В лунных лучах розовая жемчужина светилась изнутри таинственным неземным светом. Злата не заметила, как открыла крышку и сделала глоток. Когда опомнилась, девушка испугалась своей дерзости, но тотчас успокоила себя. Крестная все равно дала бы ей снадобье, значит, никакой беды не случилось.

1) Найдите в каждом предложении все обстоятельства, определите, чем они выражены.

2) Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу.

3) Охарактеризуйте каждое предложение по цели высказывания и интонации.

Алгоритм ответа … – это обстоятельство, выраженное наречием (существительным с предлогом).

ПОВТОРЕНИЕ

29. Поиграем! Предложение рассыпалось!

В какой последовательности должны быть предложения, чтобы получился текст?

1) Вдруг кто-то постучал в дверь. 2) Оказалось, пришел почтальон. 3) Мишка радостный вбежал в комнату с письмом в руках. 4) Один раз мы с Мишкой сидели дома. 5) Мишка побежал отворять.

Подчеркните главные члены предложения, чем они выражены?

30.Составьте обобщающую таблицу «Способы выражения членов предложения».

Главные члены предложения Второстепенные члены предложения
Подлежащее Сказуемое Определение Дополнение Обстоятельство
         

31. Тест.Выполните задания теста.

А.Допишите ответ.

Подлежащее и сказуемое – это ….

К второстепенным членам предложения относятся ….

Б.Найдите ошибки в разборе предложений.

1) Она упрямо продолжала путь.

Упрямо – это дополнение, выраженное наречием; путь – дополнение, выраженное существительным.

2) Вдруг в шуме водопада и шелесте леса Злате почудился едва слышный звук.

В шуме – это дополнение, выраженное существительным с предлогом; водопада – это дополнение, выраженное существительным; едва – это обстоятельство, выраженное наречием.

3) Тонкие прутья цеплялись за волосы.

Тонкие – это определение, выраженное прилагательным; за волосы – это обстоятельство, выраженное существительным с предлогом.

В.Найдите предложение, характеристика которого по цели высказывания – вопросительное, по интонации – невосклицательное:

1) Злате почудился едва уловимый звук, похожий на скрежет. 2) Что бы это могло быть? 3) Девушка, осторожно ступая, начала спускаться по склону горы туда, откуда доносился скрип.

Г.Найдите предложение, характеристика которого по цели высказывания – побудительное, по интонации – невосклицательное:

1) Не плачь, я не стою твоих слез. 2) В тот миг, когда я стала гордячкой, я перестала быть радостью. 3) Девушка в мольбе протянула руки к толпе.

СБОРНИК ЗАДАНИЙ

К УЧЕБНИКУ

М.В. ПАНОВА

КЛАСС

О ЯЗЫКЕ

1.Знаете ли вы самую лаконичную переписку в истории? Она состоялась между В. Гюго и его издателем.

После того, как был напечатан роман «Отверженные», Гюго послал своему издателю письмо, где стояло только «?», и получил ответ: «!» .

Что хотел спросить писатель? Что ответил издатель? Можно ли их переписку назвать языком?

PЛаконичный – немногословный.

2.Помните сказочную повесть А.Волкова «Урфин Джюс и его деревянные солдаты»? Урфин Джюс захватил власть в Изумрудном городе, а Страшилу Мудрого и Железного Дровосека заключил в тюрьму. Друзья обращаются за помощью к девочке Элли, отправив с вороной Кагги-Карр записку. При этом ни один из героев не умел писать. Они сделали рисунок.

Как девочка поняла, что произошло с ее друзья ми?

Можно ли подобное письмо считать языком? Докажите свою мысль.

3.Прочитайте отрывок из книги филолога Льва Успенского «Слово о словах».

PФилолог – тот, кто изучает законы языка.

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком.

Ребенок еще не научился как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и прибаутки – это язык.

Радостная или горькая, гневная или нежная летит над просторами Родины крылатая песня. Песня – это язык.

На черной доске аудитории резко белеет строгая формула математики.

Эта формула – тоже язык!

Я пишу книгу, которую вы, может быть, когда-нибудь прочтете. Надо ли говорить, что при этом я снова пользуюсь языком, словами? И вы, и я, и каждый из нас – все мы постоянно думаем.

А можно ли думать без слов?

Все, что люди совершают в мире действительно человеческого, совершается при помощи языка. Нельзя без него работать согласованно, совместно с другими. Без его посредства немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, искусство – жизнь.

Из всех орудий язык – самое удивительное и сложное.

PТекст – связная и полная последовательность предложений.

1)Вспомните, что такое текст. Докажите, что перед вами текст.

2)Какие мысли в этом тексте можно считать главными? Подчеркните их и прочитайте с выражением.

3)Опираясь на основные мысли автора, перескажите отрывок.

4.Прочитайте русские пословицы о языке и слове. Как вы их понимаете? Перепишите четыре понравившиеся вам пословицы. Запомните их.

PПословица – малая форма народного поэтического творчества, облеченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщенную мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.

1) Ласковое слово рубля дороже. 2) Не спеши языком, торопись делом. 3) Дурное слово как смола: пристанет – не отлепишь. 4) Язык до Киева доведет. 5) Не бей кулаком – ударь словом. 6) Не убьешь словом, да опозоришь. 7) Недоброе слово больней огня жжет. 8) Непродуманное слово, что недозрелое яблоко. 9) Несколько хороших слов – сладко, слишком много слов – приторно. 10) Пчела жалит жалом, а человек словом.

О ПРЕДЛОЖЕНИИ

Что такое предложение?

Границы предложений.

Типы предложений по интонации

И по цели высказывания

5.Прочитайте отрывок из сказочной повести Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков». Витя Перестукин попал во дворец Его Величества Глагола.

– Ты кто? – отрывисто спросил Крючок.

А Палка, как будто его толкнули под бока, за- кричал во весь голос:

– Ох! Ах! Ох, ох! Ах, ах!

Вежливо ответил, что я ученик четвертого класса.

– Имя? Фамилия? – допрашивал Крючок.

– Перестукин Виктор, – ответил я, как на перекличке.

Если бы вы видели, что стало с Палкой!

– Ох! Ах! Увы! Тот! Самый! Ох! Ах! Увы! – без передышки выкрикивал он минут пятнадцать подряд.

1) Сравните реплики Крючка и Палки. С какой интонацией произносит свои реплики Крючок, с какой – Палка? Какие знаки препинания они представляют?

2) Прочитайте еще раз последнюю реплику Восклицательного знака. Как ты считаешь, это одно или несколько предложений? Где было бы правильно поставить границу? С какой целью автор разбил это предложение на несколько?

6.Один из героев книги В. Крапивина «Топот шахматных лошадок» – домовой Лихо Тихоныч. Обидевшись на хозяев, он решил от них уйти и написал записку:

«Ухожу я от вас не боися больше зря ты так я вовсе не такой да теперь уж ладно все равно Лихо»

1) Сразу ли вы поняли, о чем эта записка?

2) Что затрудняло чтение?

3) Сделайте вывод: зачем нужны знаки конца предложений?

7.Иногда авторы специально разбивают одно предложение на несколько. Прочитайте такой пример. Попробуйте сделать вывод, с какой целью В.Драгунский из одного предложения сделал несколько.

Я недавно чуть не помер. Со смеху. А все из-за Мишки.

(В.Драгунский. Чики-брык)

8.Прочитайте рассуждение «поумневшего» Вити Перестукина и дополните свое рассуждение о роли знаков конца предложения.

Оказалось, что знаки препинания в самом деле нужны. Вот если бы мне дали прочесть целую страницу без знаков препинания, смог бы я ее прочесть и понять, что там написано? Я бы читал, читал, не переводя дыхания, пока не задохнулся. Что тут хорошего? Кроме того, я мало что понял бы от такого чтения.

9. РР (развитие речи) Теперь вы знаете, что знаки конца предложения очень важны. Они помогают определить, с какой интонацией надо читать тот или иной отрывок.

Прочитайте отрывки из разных сказок, соблюдая правильную интонацию.

Тут мои учебники онемели. Они смотрели на меня с таким ужасом, как будто я в их присутствии нагрубил директору школы. Потом они стали шептаться и решили, что меня нужно немедленно, как вы думаете – что? Наказать? Ничего подобного! Спасти! Чудаки! От чего, спрашивается, спасти? География сказала, что лучше всего отправить меня в Страну невыученных уроков. Человечки сразу же с нею согласились. (Л.Гераскина. В стране невыученных уроков)

В руках солдата было зеркальце и гребешок. Он смотрелся в зеркальце и расчесывал гребешком свою великолепную бороду, и это занятие настолько поглощало его внимание, что он ничего не видел и не слышал.

– Дин Гиор! – крикнул солдату страж ворот.

– Я привел чужестранцев, которые хотят видеть великого Гудвина!

Никакого ответа.

Страшила закричал своим хриплым голосом:

– Господин солдат, впустите нас, знаменитых

путешественников, победителей саблезубых тигров и отважных пловцов по рекам!

Никакого ответа.

– Кажется ваш друг страдает рассеян ностью? – спросила Элли стража ворот.

– Да, к сожалению, это за ним водится, – отвечал страж ворот.

– Почтеннейший! Обратите на нас внимание! – крикнул Дровосек. – Нет, не слышит. Давайте-ка все хором!..

Все приготовились, а Дровосек даже поднес ко рту свою воронку вместо рупора. По знаку Страшилы все заорали что было мочи.

– Гос-по-дин сол-дат! Впу-сти-те нас! Гос-по-дин сол-дат! Впу-сти-те нас!

Страшила оглушительно колотил по перилам рва своей тростью, а Тотошка звонко лаял. Никакого впечатления: солдат по-прежнему любовно укладывал в своей бороде волосок к волоску.

– Я вижу, мне придется рявкнуть по-лесному, – сказал Лев.

(А.Волков. Волшебник Изумрудного города)

10.Прочитайте следующие предложения и заполните таблицу, вписывая номера предложений.

Предложения по цели высказывания Предложения по интонации
повество-вательные побуди-тельные вопроси-тельные восклицательные невосклицательные
         

1) Давай решать вместе! 2) Я снова открыл учебник. 3) Ну что мне с ними делать? 4) Назло ей я все-таки помножил землекопов. 5) «Попутный ветер в спину!» 6) Не ходи! Не бегай! Не прыгай! 7) Отправляйся немедленно. 8) Мы с Кузей быстро поднялись в воздух, а мяч летел перед нами. 9) Как хорошо, что Кузя увязался со мной! 10) Кузя спросил, знаю ли я, где надо ставить запятые.

(По Л.Гераскиной)

11.Сколько вариантов интонации может быть в следующем предложении? Прочитайте, следуя указаниям в скобках.

Я сегодня поеду в школу (не кто-либо другой, а именно я).

Я сегодня поеду в школу (не в другой день, а именно сегодня).

Я сегодня поеду в школу (обязательно буду там, причем использую один из видов транспорта).

Я сегодня поеду в школу (не в другое место, а именно в школу).

PЛогическое ударение – выделение в произношении одного из слов предложения для усиления его смысловой нагрузки.

12.С какой интонацией надо читать следующие предложения? Отметьте принятыми условными обозначениями повышение и понижение интонации. Выделите слова с логическим ударением. Прочитайте, соблюдая нормы.

Мирная беседа была прервана громовым рычанием. На дорогу выскочил огромный лев. Одним ударом он подбросил Страшилу в воздух; тот полетел кувырком и упал на краю дороги, распластавшись, как тряпка. Лев ударил Железного Дровосека лапой, но когти заскрипели по железу, а Дровосек от толчка сел, и воронка слетела у него с головы.

Крохотный Тотошка смело бросился на врага.

Громадный зверь разинул пасть, чтобы проглотить собачку, но Элли смело выбежала вперед и загородила собой Тотошку.

– Стой! Не смей трогать Тотошку! – гневно закричала она.

Лев замер в изумлении.

– Простите, – оправдывался Лев. – Но я ведь не съел его…

– Однако ты пытался. Как тебе не стыдно обижать слабых! Ты просто трус!

– А… а как вы узнали, что я трус? – спросил ошеломленный Лев. – Вам кто-нибудь сказал?

(А.Волков. Волшебник Изумрудного города)

13. Корректор

Прочитайте отрывки из сочинений учеников 5-го класса.

1) На высокой яблоне. В нашем саду висит скворечник. 2) Белка прыгала по деревьям. И кидалась шишками. 3) Дружок все понял. И осторожно пополз по льду. 4) Катя каталась с горки со своей собакой Дружок. И вдруг упала в воду.

1) Правильно ли оформлены границы предложений? Какие ошибки допустили пятиклассники?

2) Поработайте корректором и устраните недочеты.

PКорректор – работник издательства, редакции, типографии, исправляющий тексты.

Главные члены предложения

14.Найдите подлежащее и сказуемое. Определите, какой частью речи они выражены.

1) Нарезали мы хлеба, намазали его вареньем и пошли на реку. 2) Внизу что-то шевелится темное. 3) Кто-то стучит. 4) Наверно, чемодан забрал кто-нибудь. 5) Вместо Дружка в чемодане лежали какие-то книжки, тетрадки, полотенце, мыло, очки в роговой оправе, вязальные спицы. 6) Все удивлялись, сколько стихотворений Мишка знает. 7) Приходят только те, кто потерял чемодан. 8) Этот самый красивый. 9) Я не готов. 10) Все пошли за нами.

(По рассказам Н.Носова)

Алгоритм ответа Мы – это подлежащее, выраженное местоимением. Книжки – это подлежащее, выраженное существительным. Намазали – это сказуемое, выраженное глаголом.

15.Найдите подлежащее и сказуемое. Всегда ли подлежащее бывает выражено одним словом?

1) Мы с Мишкой обещали все сорняки на огороде выполоть. 2) Прошло несколько дней. 3) Много дел было у нас под Новый год. 4) Несколько человек забрались на крышу посмотреть, что там клевала ворона. 5) Тетя Наташа удивлялась, какие мы голодные. 6) Мы с Мишкой даже удивлялись, как много людей теряют свои чемоданы. 7) На липах было много круглых вороньих гнезд.

(По рассказам Н.Носова)

16.Найдите подлежащее и сказуемое. Всегда ли сказуемое бывает выражено одним словом?

1) Они могут сами прокормить себя. 2) Мишка поднялся и начал взбираться ко мне на спину. 3) Все елки были красивые. 4) Двор был большой, широкий. 5) Вечером я долго не мог заснуть. 6) Мишка от страха закутался с головой в одеяло и стал просить Костю не рассказывать больше. 7) Не надо отзываться!

(По рассказам Н. Носова)

Подлежащее Сказуемое
Одно слово Словосочетание Одно слово Словосочетание
Существительное Местоимение: Кто Кто-то Кто-нибудь Что-то Что-нибудь Те Тот Та Все Всякий Мы с … Один из … Много + сущ. Несколько + сущ. Глагол Прилагательное Был каков (какой) Готов что делать Могут что сделать Начал что делать Стал что делать Надо что делать

17.Рассмотрите таблицу, данную на стр. 19 учебника. Сделайте вывод, чем выражаются подлежащие и сказуемые. Перепишите таблицу в свою тетрадь для схем и правил.

18. Корректор

Найдите ошибки в согласовании подлежащего и сказуемого. Напишите исправленные предложения.

1) Много построек в этом городе были разрушены. 2) Много машин проехали по этой дороге. 3) Мне нравится классика и современная музыка. 4) Мало детей любят читать. 5) Ряд книг стояли на полке. 6) Я с приятелем ходили на море. 7) Лежит на столе книга и журнал.

Наши рекомендации