Типы придаточных предложений

Главным критерием определения типа придаточного предложения должен быть вопрос, который задается к нему от главного предложения. Дальнейшие примеры покажут, что опираться при этом на характер средства связи зачастую не только невозможно, но даже опасно. Можно выделить следующие типы придаточных (во всех случаях средства связи выделены шрифтом; союзы среди них дополнительно помещены в рамочку).

1) определительное – отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

Человек (какой?), который вошел в комнату, мне незнаком;

Писатель (какой?), чью книгу я читаю, меня очень заинтересовал;

Из окна доносился шум (какой?), какой бывает только днем;

День (какой?), когда это случилось, я хорошо запомнил;

Дом (какой?), что стоит напротив, очень старый;

Деревня (какая?), где скучал Евгений, / Была прелестный уголок (П.);

Книга (какая?), откуда я взял эту цитату, у меня дома;

Река (какая?), куда он нырнул, была глубокой;

Вопрос (какой?), почему он это сделал, ответа не получил;

Мысль (какая?), зачем он это сделал, меня беспокоила;

Мысль (какая?), как это сделать, не давала мне покоя;

Не было у меня такого уговору (какого?), чтобы дрова таскать (М. Г.).

Из примеров видно, что средствами связи определительного придаточного предложения с главным в составе сложного могут быть союзные слова (реже союзы) самой различной семантики. Опора на них при анализе никогда не приведет к нужному результату. Вопрос же позволяет без труда выявить характер отношений между компонентами.

Иногда дополнительным средством выражения определительных отношений являются соотносительные слова в главном предложении:

Я тот, кого никто не любит (Л.);

Каков пастух, таково и стадо.

2) изъяснительное – отвечает на любой падежный вопрос (чаще всего – что? о чем?), относится в главном предложении к слову со значением речи, мысли, восприятия, чувства или состояния; это слово нуждается в смысловом распространении (без придаточного главное предложение было бы структурно и семантически незаконченным):

Я думал (что? о чем?), что он придет;

Я знаю (что? о чем?), что именно он скажет;

куда он пошел;

где он;

откуда он;

почему он это сделал;

зачем он это сделал;

для чего он это сказал;

когда он пришел;

кто он;

каким он проснется;

как это сделать;

Я не знаю (чего? о чем?), был ли мальчик;

Я рад (чему?), что ты дома:

Он потребовал (чего?), чтобы мы остались;

Я видел (что?), как человек вышел из дома;

Мне сказали (что?), будто они уже приехали;

Он вообразил (что?), будто он ученый.

Видно, что снова в качестве средств связи представлен почти полный набор союзов и союзных слов русского языка.

3) времени – отвечает на обычные вопросы временны@х наречий - когда? как долго? с каких пор? до каких пор? на сколько времени?

Я пришел, когда все закончилось;

Я спал, пока они не пришли;

Я пришел тогда, когда все закончилось;

Прежде чем заснуть, мы долго разговаривали;

Едва мы вошли, все замолчали;

Когда я вернулся домой, то брата уже не было;

С тех пор как вы приехали, мы не скучаем;

Как только он пришел, все начали накрывать стол.

Видно, что здесь по преимуществу в качестве средства связи используются временны@е союзы.

4) места – отвечает на вопросы где? куда? откуда?

Я пошел туда, куда все;

Я пошел, куда все;

Я приехал оттуда, откуда обычно приезжают провинциалы;

Я был там, где вы никогда не были.

Видно, что часто дополнительным средством связи с придаточным места является соотносительное местоименное наречие в главном предложении – они в примерах также выделены.

5) причины – отвечает на вопросы почему? отчего? с какой стати? по какой причине?

Я пришел, потому что меня позвали;

Я пришел, ибо так было нужно;

Я пришел, так как на улице стемнело;

Благодаря тому что прошли дожди, урожай получился хорошим;

Судя по тому что он так бледен, он, видимо, нездоров.

6) цели – отвечает на вопросы зачем? с какой целью? для чего?

Я пришел, чтобы сказать это;

Для того чтобыпонять, надо много думать;

Я на все готов, лишь бы ей было хорошо;

Они на все готовы, только бы быть первыми.

NB!

Небольшое по объему придаточное цели может быть определено как обособленное целевое обстоятельство – это тоже пример своего рода синтаксического синкретизма: Мывстретились, чтобы поговоритьМывстретились, чтобы поговорить.

7) условия – отвечает на вопросы при каком условии? в каком случае?

Я приду, если меня позовут;

Если меня позовут, то я приеду;

Если я что и читаю, то только детективы;

Я бы пришел, если бы меня позвали;

Раз пришел, занимайся;

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет (Кр.);

Ревет ли зверь в лесу глухом, / Трубит ли рог, гремит ли гром, / Поет ли дева за холмом - / На всякий звук / Свой отклик в воздухе пустом / Родишь ты вдруг (П.).

8) уступки – отвечает на вопрос несмотря на что? вопреки чему?

Он пришел, несмотря на то что его не звали;

Он пришел, хотя его не звали;

Как он ни старался, ничего не вышло;

Сколько бы вы ни повторяли, он не запомнит;

Если я и поеду туда, то ничего не изменится.

9) следствия – отвечает на вопрос и что?

Он ушел, поэтому освободилось место;

Все кончилось, так что народ стал расходиться.

10) сравнительное – отвечает на вопрос как?

Мы встретились, как будто и не расставались;

Он разговаривал с ней, словно они знакомы всю жизнь;

Голод может быть полезен организму, подобно тому как смертельные яды иногда становятся лечебными средствами;

Он вел себя так, как если бы был главным в доме;

Он как лег с вечера, так и спит до сих ор;

Он такой же, как и все.

Снова возможно соотносительное слово в главном предложении.

NB!

От сравнительных придаточных следует отличать обособленное обстоятельство образа действия, выраженное сравнительным оборотом: Как женщину, ты родину любил… (Н.). Такой оборот обычно не образует предикативной единицы. Однако могут быть и промежуточные случаи – двусоставное неполное сравнительное придаточное предложение с контекстуальными подлежащим или сказуемым:

Существование его заключено в эту тесную программу, как яйцо в скорлупу (Ч.);

Мы втроем начали беседовать, как будто век были знакомы (П.).

В этих примерах можно усмотреть синтаксический синкретизм и дать им двойную характеристику.

11) образа действия, меры и степени – отвечает на вопросы как? каким образом? насколько? в какой мере? в какой степени? в какой степени?

Он был так убедителен, что все сразу поверили;

Он сделал это так, чтобы больше к этому не возвращаться;

Он все сделал так, как требовалось.

Снаружи зашумели так, что нам пришлось закрыть окно;

Только сядьте таким образом, чтобы все видеть;

Он выглядел настолько бледным и усталым, что все испугались.

Видно, что и в этом случае главное предложение содержит соотносительные слова, помогающие выражению отношений с придаточным предложением.

12) сопоставительное – разнообразие средств связи (см. примеры) и семантики придаточного предложения исключает какие-то общие вопросы (в конкретных случаях они, конечно, возможны – см. ниже), но во всех случаях содержание главного и придаточного предложений сопоставляется в каком-либо отношении:

Чем дальше в лес, тем больше дров (чем что?);

Становилось теплее, по мере того как в камине разгорался огонь (по мере того как что?);

На западе небо оставалось все еще темным, тогда как на востоке уже занималась заря (тогда как что?);

Они еще не виделись, между тем как все вокруг только о нем и говорили (между тем как что?);

Если он еще спит, то я уже давно проснулся;

Он был настолько аккуратен, насколькоэто было возможно в данных условиях.

13) присоединительное – не отвечает ни на какие вопросы, но содержит дополнительное сообщение, пояснение по поводу того, о чем говорится в главном предложении:

Он ушел, что никого не удивило;

Он ушел, чего от него не ждали;

Никого не было, почему я и ушел домой;

Все уже разошлись, как нас и предупреждали.

Из примеров видно, что средства связи (союзные слова) в данном типе придаточных могут быть самыми разными, что еще раз вынуждает предостеречь учащихся от анализа предложения только на их основе.

14) дополнительное – отвечает на вопросы косвенных падежей и относится (в отличие от изъяснительного придаточного) к соотносительному слову в главном предложении:

Я задумался о том, (о чем?) о чем думали все;

Я задумался о том, (о чем?) куда пойти;

Я пришел для того, (для чего?) чтобы увидеть вас;

Мы пришли к тому, (к чему?) с чего начали.

Видно, что во всех таких случаях в главном предложении содержится соотносительное указательное местоимение (оно в при мерах также выделено), определяющее и вид средства связи (союза или союзного слова), и вопрос к придаточному.

Схема предложения

1. Разбор сложного предложения, как уже говорилось, лучше начинать с построения его схемы, в которой наглядно представлены все простые в его составе и связи между ними. Сочинительные и бессоюзные связи при этом располагаются по горизонтали, подчинительные связи – по вертикали. Стрелка при том показывает направление подчинения. Союзы и союзные средства также лучше отмечать на схеме. Покажем это на нескольких примерах.

Дело в том, что все это сплошной ужас.

¯ что

По схеме видно, что перед нами сложноподчиненное предложение с придаточным дополнительным; средство связи – союз что.

Урока два после этого в классе царило образцовое молчание, да и учитель приходил трезвым.

1, да и 2

Предложение сложносочиненное, состоит из двух простых, средство связи – союз да и.

Проклятый день, в который Антон Петрович познакомился с Бергом, существовал только теоретически: память не прилепила к нему вовремя календарной наклейки, и теперь найти этот день было невозможно.

1:3,и 4

¯ в который

Предложение сложное, со всеми видами связи, состоит из 4-х простых;

1-2 – связь подчинительная, придаточное определительное, средство связи – союзное слово (в) который;

1-3 или (1-2) – 3 – связь бессоюзная;

3-4 – связь сочинительная, средство связи – союз и.

2. В случае, когда к одному главному предложению относятся два или более придаточных, необходимо уже на схеме показать, являются ли они однотипными или разнотипными:

а) Я знал, что он приехал и (что) его никто не встретил.

что ¯ (что)[74]

2 и 3

Придаточные относятся к одному и тому же слову в главном предложении – и стрелки на схеме выходят из одной точки. Помимо двух подчинительных связей, в таком предложении реализована и одна сочинительная – между «однородными» придаточными.

б) В доме, где никого нет, слышно, как шуршат ободранные обои.

где ¯ ¯ как

2 3

Придаточные относятся к разным словам в главном предложении – и стрелки выходят из разных точек. Связь между придаточными предложениями отсутствует.

3. В схему не входят вводные (вставные) предложения и прямая речь – их можно выделить скобками и разобрать отдельно (см. образцы разбора).

Образцы разбора

косв. СИСО м. и с.

1. В отличие от других карликов, онбыл нраву кроткого, дружелюбного, - очень

ПГС согл. согл. косв. согл. косв. о.д. ПГС м./косв.

привязалсяктойкрохотнойпониСнежинке, - на которойприлежнотрусилпо арене

согл. косв./нес. м. ПГС пр. согл. согл. косв./нес. несогл.

голландскогоцирка, - а в Венепокорил сердцеглупого и унылоговеликана, родом из Ом-

косв. согл. врем. ПГС косв. о.д. ПГС ПГС

ска, тем, что припервойвстречепотянулсяк нему и по-детскипопросил: «Яхочуна

косв./м.

ручки» (Набок.)

а) 1, - 2, а 4

¯ на которой что ¯ (что)

3 5 и 6 : («7»)

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, со всеми видами связи, состоит из 6 простых плюс прямая речь.

1-2 – бессоюзная связь;

2-3 – подчинительная связь, придаточное определительное, союзное слово (на) которой;

2-4 – сочинительная связь, союз а;

4-5 - подчинительная связь, придаточное дополнительное, союз что;

4-6 – подчинительная связь, придаточное дополнительное, союз что опущен;

5-6 – сочинительная связь, союз и.

1 – двусоставное, полное, распространенное, осложнено обособленным дополнением;

2 – двусоставное, неполное (с контекстуальным подлежащим), распространенное, осложнено обособленным определением;

3 – двусоставное, неполное (с контекстуальным подлежащим), распространенное, ничем не осложнено;

4 – двусоставное, неполное (с контекстуальным подлежащим), распространенное, осложнено однородными определениями, детерминантом места и обособленным определением;

5 - двусоставное, неполное (с контекстуальным подлежащим), распространенное, осложнено детерминантом времени;

6 – двусоставное, неполное (с контекстуальным подлежащим), распространенное, ничем не осложнено;

7 (прямая речь) – двусоставное, полное, распространенное, ничем не осложнено.

В данном варианте разбора все сказуемые анализируются как центры самостоятельных предикативных единиц. Возможен и другой вариант – более традиционный, с однородными сказуемыми (см. п. б).

б) 1

¯ на которой ¯ что

2 3 : («4»)

Это предложение – повествовательное, невосклицательное, сложноподчиненное, состоит из трех простых (плюс прямая речь).

1-2 – подчинительная связь, придаточное определительное, союзное слово (на) которой;

1-3 – подчинительная связь, придаточное дополнительное, союз что.

1 – двусоставное, полное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми, однородными определениями, обособленным дополнением и двумя обособленными определениями;

2 – двусоставное, неполное (с контекстуальным подлежащим), ничем не осложнено;

3 – двусоставное, неполное (с контекстуальным подлежащим), осложнено детерминантом места, однородными определениями и однородными сказуемыми.

4 (прямая речь) – двусоставное, полное, распространенное, ничем не осложнено.

ПГС согл. СИСО несогл.

2. Онапонимала, что фокусникШоквсе-таки поэтв своем роде, но только[75] ни-

вр. СГС косв. о.д./вр. вр./усл.

когдане могла привыкнутьк тому, что онежеминутно, при всех обстоятельствах

ПГС согл. пр.

жизни, проявляетсвоеискусство (Набок.)

а) 1, но 3 б) 1

¯ что ¯ что ¯ что ¯ что

2 4 2 3

а) 1-2 – подчинительная связь, придаточное изъяснительное, союз что;

1-3 – сочинительная связь, союз но;

3-4 – подчинительная связь, придаточное дополнительное, союз что.

1 – двусоставное, полное, нераспространенное, неосложненное;

2 – двусоставное, полное, распространенное, неосложненное;

3 – двусоставное, неполное (с контекстуальным подлежащим), распространенное, осложнено частицей и детерминантом времени;

4 – двусоставное, полное, распространенное, осложнено обособленным обстоятельством.

б) 1-2 - подчинительная связь, придаточное изъяснительное, союз что;

1-3 - подчинительная связь, придаточное дополнительное, союз что.

1 – двусоставное, полное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми;

2 – двусоставное, полное, распространенное, неосложненное;

3 – двусоставное, полное, распространенное, осложнено обособленным обстоятельством.


Наши рекомендации