Вывод: различия между людьми и животными связаны не с конечными целями существования, а с методами осуществлениях этих целей.

Билет 19. Соотношение мышления и орудийности. Дискуссионные проблемы теории антропогенеза

Мышление (гр. ноэзис) — это познавательная деятельность человека. Продуктом или результатом мышления является мысль (понятие, смысл, идея). Это наиболее эффективный способ обретения, хранения, передачи информации.

Мышление основано не на слепом переборе вариантов в расчете на случайную удачу, а на способности моделировать ситуацию.

3 отличия мышления животного от мышления человека:

- Мышление животных имеет ручной или действенный (действие) характер.Это мышление с помощью рук. Мышление животного не позволяет ему решать сложные задачи в уме с начала и до конца. Поэтому животное вынуждено заменить мыслительные операции на перебор вариантов в расчете на случайную удачу.

- Мышление животных имеет наглядный характер.Это мышление с помощью глаз. Мышление позволяет животному обнаруживать и использовать реальные отношения между объектами среды, но только в том случае, если эти объекты наблюдаемы.

- Мышление животного имеет чувственно-конкретный характер.Животное не способно типизировать ситуации, те сопоставлять их между собой, чтобы обнаружить общее правило решения однотипных задач. Животные делают что-то здесь и сейчас, не запоминают на будущее. Высокоразвитые животные способныдемонстрировать зачатки абстрактного мышления.

Мышление человека имеет абстрактно-, вербально-, объективный характер.

Абстрактное мышление предполагает наличие 3-х взаимосвязанных между собой способностей:

1) отвлекаться от случайных различий между объектами и фиксировать их существенные и повторяющиеся свойства,

2) способность объяснять существенные св-ва объектов, устойчивые повторяющиеся связи, которым подчиняется их поведение,

3) способность использовать знание законов для интеллектуального прогноза динамики среды (основанного на понимании).

Человек мыслит абстрактно благодаря способности символизировать информацию, то есть вырабатывать, хранить и передавать ее с помощью знаковых символических объектов.

СИМВОЛ (от греч.symbolon — знак, опознавательная примета) — идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иное содержание.

Способность символизировать информацию дает человеку 2 решающих преимущества перед животным:

1 – люди мыслят глубже животных, так как способны объяснять феномены, не поддающиеся наблюдению.

2 – способность символизировать информацию позволяет людям социализировать чужой опыт, то есть делать общим достижением знания и умения лучших представителей этого мира.

В живой природе опыт “умных” умирает вместе с ними.

Люди способны хранить и передавать информацию, это создает культуру. Это несоматическое хранение и передача информации.

Орудийность

Орудийность – это способность создавать, хранить и многократно использовать средства труда, отличающиеся от органов собственного тела. Орудийность является исключительной чертой человеческого образа жизни несмотря на то, что отдельные животные способны к орудийным операциям, не имеющим эволюционного значения.

Животные могут создавать орудийные объекты (обезьяны). Но их орудийные операции не имеют значения для эволюции.

Антропогенез

Важнейший вопрос о генетической связи мышления и орудийностиимеет огромное значение для понимания антропогенеза (т.е. процесса возникновения человека)

Процесс антропогенеза совершается в 2 этапа:

I этап: переход от животных предков человека к формирующимся людям (это существа, которые не стали полноценными людьми, но уже обладают свойствами, присущими только людям);

II этап: переход от формирующихся людей к сформировавшимся.

Социально-философская проблема антропогенеза:

Какой из двух признаков человека, мышление или орудийность, является достаточным признаком человека. Где различия между последним животным признаком и первым формирующимся признаком человека?

1) Орудийная теория: человек – животное, способное создавать орудия труда. Мышление – вторичный, производный признак, отличающий развитого человека от неразвитого.

2) Теория мышления: достаточный признак человека – абстрактное мышление. Согласно этой теории, хомохабелис является животным предком человека и должен называться австралопитеком умелым.Не мыслишь – не человек.

Сторонники второй точки зрения расходятся между собой в ответе на вопрос: стало ли мышление следствием орудийности или это следствие других причин?

Коммуникативная теория возникновения мышления: причиной стали не субъект-объектные операции а субъект-субъектные интеракции.

Наши рекомендации