Грамматическая связь: согласование

19.Разберите словосочетания. Докажите, что слова связаны посредством согласования. Для этого поставьте главное слово в другом числе или в другом падеже и посмотрите, как ведет себя зависимое слово.

Новый дом, цветной карандаш, этот мальчик, всякий ребенок, какой-нибудь ответ, бархатная ткань, первый человек, мой костюм, папин пиджак, воробьиная стая.

Определение

20.Прочитайте отрывок из сказки Т.Крюковой «Гордячка».

В голубоватом свете, словно морозный узор на стекле, вырисовывался хрустальный дворец. Невесомый и прозрачный, он стоял между небом и землей на призрачной горе. Лунный свет струился на волшебный замок, наполняя его искристым сиянием, и вдруг произошло невероятное. Размытые контуры колоннад обрели четкие очертания и налились мраморной белизной. Величественные купола засверкали бриллиантами и перламутром. В окнах зажегся свет, и из дворца полилась нежная музыка.

1) Найдите в каждом предложении все определения. Выпишите их вместе с главным словом, к которому они относятся. Определите, в чем они согласованы.

2) Какую роль в тексте играют определения?

3) Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу.

4) Охарактеризуйте каждое предложение по цели высказывания и интонации.

Алгоритм ответа Морозный – это определение, выраженное прилагательным.

21.Сделайте отрывок из сказки Т.Крюковой ярче, вставив подходящие по смыслу определения на месте пропусков.

По улицам города ехала красочно расписанная кибитка. Тощая кобыла, тянувшая повозку, была покрыта ____ попоной, а в ее ____гриве развевались ____ленты. На козлах, широко улыбаясь, сидел мужчина ____ вида. Несмотря на ____ улыбку, он походил на разбойника с большой дороги. Позади него стояли ____ паренек, одетый в ____ костюм скомороха, и ярко накрашенная девица. Скоморох, смешно раздувая щеки, дудел в видавший виды, но до блеска начищенный горн, который издавал ____ звуки, ни в коем случае не претендующие на то, чтобы называться музыкой, а девица била в ____ барабан. Время от времени они переставали терзать инструменты и созывали всех на вечернее представление. В ____ жизнь маленького городка ворвался дух странствий и приключений, ожидания праздника и волшебства, которые может принести только бродячий цирк шапито.

Слова для справок:пестрый, жиденький, яркий, свирепый, открытый, тщедушный, пестрый, истошный, пронзительный, огромный, размеренный.

Грамматическая связь: управление

Сильное и слабое управление

22.Заполните таблицу примерами, взятыми из рассказов Н.Носова.

Сильное управление Слабое управление
   

1) Он хочет мороженое. 2) Я свой телефон разобрал. 3) Пошел к Мишке. 4) Мама похвалила ребенка. 5) Все спали на печке. 6) Я встал и зажег лампу. 7) Подхожу к двери. 8) Мы давно готовились к празднику. 9) Он толок в ступе сахар. 10) Я передал ему сковородку. 11) Пришлось ходить в валенках. 12) Мишка осмотрел елку. 13) Как ты сделаешь санки из топора? 14) Елку схватил за ствол. 15) В комнату нельзя войти. 16) Поставили самовар во дворе, сели на крылечке.

(По рассказам Н.Носова)

Дополнение

23.Прочитайте отрывок из сказки Т.Крюковой «Гордячка».

В тот день все шло наперекосяк. Началось с того, что какая-то дворняга стянула у циркачей кусок вареной говядины и благородным артистам пришлось довольствоваться сухим хлебом с кипятком. Во время представления несчастья посыпались одно за другим. Жонглируя, Скоморох не успел поймать один из мячиков, и тот, отлетев в сторону, попал прямо в лоб зрителю в первом ряду. Пострадавший стал возмущенно кричать, что ему набили шишку, и требовать возмещения ущерба.

1) Найдите в каждом предложении дополнение, подчеркните его. Если дополнение относится к глаголу, определите, сильное оно или слабое.

2) Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу.

3) Охарактеризуйте каждое предложение по цели высказывания и интонации.

Алгоритм ответа … – это дополнение, выраженное существительным (существительным с предлогом, местоимением).

24.Разберите предложения, подчеркнув каждый член предложения и определив, чем он выражен. Охарактеризуйте предложения по цели высказывания и интонации.

1) Они носились в разные стороны, налетали на стены домов и шлепались на землю. 2) Мы перенесли горячий самовар в нашу комнату, зажгли лампу и стали пить чай. 3) Мы с Мишкой остались у нашей соседки тети Наташи.

(По рассказам Н.Носова)

Наши рекомендации