Тема: Контрольный диктант № 2 по теме «Падежные окончания имён существительных »
Цель:проверить знания, умения и навыки по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе».
Формируемые УУД: п. — выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
Контрольный диктант
Как мужик убрал камень
На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много места и мешал проезду на лошади. Призвали инженеров и попросили помощи в уборке камня.
Первый инженер предложил порохом разбить камень на части и вывезти их. Он запросил оплату в восемь тысяч рублей. Другой инженер придумал под камень подвести большой каток и свалить его на пустоши. По стоимости это будет шесть тысяч рублей.
А один мужик взялся камень за сто рублей убрать. Он выдумал выкопать подле камня яму, свалить его туда и заровнять землёй.
Мужик так и сделал. Ему дали сто рублей за работу и сто рублей за умную выдумку. (104 слова)
По Л. Толстому
Слова для справок: его, тысяч, предложил.
Грамматическое задание
1. Выписать по одному словосочетанию с именами существительными 1, 2, 3-го склонения. Выделить окончания существительных, определить падеж.
2. Выполнить звуко-буквенный разбор слова: вариант 1 — его, вариант 2 — шесть.
3. Разобрать имя существительное как часть речи: вариант 1 — (за) выдумку, вариант 2 — инженеров.
4*. Составить из слов пословицы. Выделить окончания имён существительных.
1) Радость, кудри, печаль, секутся, вьются.
2) Мать, не, лучше, друг, сыщешь.
3) Радость, шаг, один, печаль.
(Можно использовать сборник диктантов и проверочных работ: контрольные диктанты (с. 186—187).)
III. Подведение итогов урока
— Какие орфограммы встретились в тексте диктанта?
— В написании каких слов вы сомневались?
____________________
Тема: Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и сочинении. Морфологический разбор имени существительного как части речи.
Цели: проанализировать и исправить ошибки, допущенные к контрольном диктанте; упражнять в определении падежей имён существительных, правописании безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе.
Формируемые УУД: п. — выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых пополнений и корректив в план и способ действия; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Анализ контрольного диктанта
(Учащиеся работают по индивидуальным карточкам в зависимости от вида ошибок, допущенных в диктанте.)
Правописание буквосочетаний ЖИ — ШИ, ЧА— ЩА, ЧУ—ЩУ, ЧК, ЧН, НЧ
— Запишите слова в два столбика. Подчеркните буквосочетания жи — ши, ча — ща. Подберите и запишите в каждый столбик по три слова на эту орфограмму.
Площ..ди, ч..сти, муж..к, пустош.., предложил.
Правописание парных согласных в корне слова
— Выпишите слово, в котором допустили ошибку. Подберите проверочное слово по образцу, запишите. В проверяемом слове вставьте пропущенную букву, подчеркните орфограмму.
Выносить — внести,... — вывели.
— Подберите и запишите ещё три слова на эту орфограмму.
Правописание мягкого знака,обозначающего мягкость согласного звука
— Выпишите слова, в которых допустили ошибку, подчеркните орфограмму.
Убрат.., разбит.., восем.., бол..шой, свалит.., шест.., камен...
- Подберите и запишите ещё три слова на эту орфограмму.