Тема: Контрольный диктант № 2 по теме «Падежные окончания имён существительных »

Цель:проверить знания, умения и навыки по теме «Правопи­сание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе».

Формируемые УУД: п. — выбор наиболее эффективных спо­собов решения задач в зависимости от конкретных условий; ре­флексия способов и условий действия, контроль и оценка про­цесса и результатов деятельности; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматически­ми и синтаксическими нормами родного языка; р. — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

Контрольный диктант

Как мужик убрал камень

На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много места и мешал проезду на лошади. Призвали инженеров и попро­сили помощи в уборке камня.

Первый инженер предложил порохом разбить камень на части и вы­везти их. Он запросил оплату в восемь тысяч рублей. Другой инженер придумал под камень подвести большой каток и свалить его на пустоши. По стоимости это будет шесть тысяч рублей.

А один мужик взялся камень за сто рублей убрать. Он выдумал выко­пать подле камня яму, свалить его туда и заровнять землёй.

Мужик так и сделал. Ему дали сто рублей за работу и сто рублей за умную выдумку. (104 слова)

По Л. Толстому

Слова для справок: его, тысяч, предложил.

Грамматическое задание

1. Выписать по одному словосочетанию с именами сущест­вительными 1, 2, 3-го склонения. Выделить окончания сущест­вительных, определить падеж.

2. Выполнить звуко-буквенный разбор слова: вариант 1 — его, вариант 2 — шесть.

3. Разобрать имя существительное как часть речи: вариант 1 — (за) выдумку, вариант 2 — инженеров.

4*. Составить из слов пословицы. Выделить окончания имён существительных.

1) Радость, кудри, печаль, секутся, вьются.

2) Мать, не, лучше, друг, сыщешь.

3) Радость, шаг, один, печаль.

(Можно использовать сборник диктантов и проверочных ра­бот: контрольные диктанты (с. 186—187).)

III. Подведение итогов урока

— Какие орфограммы встретились в тексте диктанта?

— В написании каких слов вы сомневались?

____________________

Тема: Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и сочинении. Морфологический разбор имени существительного как части речи.

Цели: проанализировать и исправить ошибки, допущенные к контрольном диктанте; упражнять в определении падежей имён существительных, правописании безударных падежных оконча­ний имён существительных в единственном числе.

Формируемые УУД: п. — выбор наиболее эффективных спосо­бов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задача­ми и условиями коммуникации; р. — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых пополнений и корректив в план и способ действия; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Анализ контрольного диктанта

(Учащиеся работают по индивидуальным карточкам в зави­симости от вида ошибок, допущенных в диктанте.)

Правописание буквосочетаний ЖИ — ШИ, ЧА— ЩА, ЧУ—ЩУ, ЧК, ЧН, НЧ

— Запишите слова в два столбика. Подчеркните буквосоче­тания жи — ши, ча — ща. Подберите и запишите в каждый столбик по три слова на эту орфограмму.

Площ..ди, ч..сти, муж..к, пустош.., предложил.

Правописание парных согласных в корне слова

— Выпишите слово, в котором допустили ошибку. Подберите проверочное слово по образцу, запишите. В проверяемом слове вставьте пропущенную букву, подчеркните орфо­грамму.

Выносить — внести,... — вывели.

— Подберите и запишите ещё три слова на эту орфограмму.

Правописание мягкого знака,обозначающего мягкость соглас­ного звука

— Выпишите слова, в которых допустили ошибку, подчерк­ните орфограмму.

Убрат.., разбит.., восем.., бол..шой, свалит.., шест.., камен...

- Подберите и запишите ещё три слова на эту орфограмму.

Наши рекомендации