Тема: Падежные окончания имён существительных в дательном падеже.

Цели:развивать умение распознавать имена существительные в дательном падеже; познакомить с окончаниями имён существи­тельных в дательном падеже; совершенствовать умение списывать текст.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и форму­лирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; смысловое чтение; анализ объектов с целью выделения их при­знаков; синтез; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учеб­ной деятельности и её мотивом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Упр. 207 (с. 113).

- О чём идёт речь в загадке? (О зеркале.)

- Назовите существительные в винительном падеже и их окончания.

- Какие окончания будут иметь эти существительные в ро­дительном падеже?

(Один ученик выполняет на доске разбор слова Федя как части речи.)

Упр. 206 (с. 212).

(Учащиеся по цепочке читают словосочетания, называют па­деж имён существительных.)

III. Актуализация знаний

Запись под диктовку

На ветвях молодой рябины дружно кормятся вкусными ягодами снегири.

- Разберите предложение по членам.

— Выпишите из предложения словосочетания, графически обозначьте связь слов.

— Укажите падеж имён существительных.

— Разберите слово рябины как часть речи.

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте ключевые слова на карточках.

— О каком падеже мы будем говорить сегодня на уроке? (О да­тельном.)

— Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить признаки датель­ного падежа, научиться правильно писать безударные падеж­ные окончания имён существительных в дательном падеже.)

Работа по теме урока Работа по учебнику

Упр. 208 (с. 113).

— Рассмотрите таблицу.

— Перечислите признаки дательного падежа.

— Какие окончания имеют существительные 1, 2 и 3-го скло­нения в дательном падеже?

— Как определить, какую букву нужно писать в безударном окончании существительного в дательном падеже?

— Имена существительные какого склонения в дательном па­деже имеют окончание -и? (3-го склонения.)

— Имена существительные какого склонения в дательном па­деже имеют окончание -el (1-го склонения.)

— Какие есть способы проверки написания безударных окон­чаний? (1) Вспомнить окончание имени существительного данного типа склонения в дательном падеже; 2) подобрать имя существительное этого же склонения с ударным оконча­нием в дательном падеже.)

Упр. 209 (с. 114).(Обсуждение устных вопросов и заданий в парах. Проверка.)

— Назовите существительные в дательном падеже, которые встретились в предложении.

— Объясните, почему уних разные окончания. (Это сущест­вительные разного склонения.)(Письмо по памяти. Выполнение письменных заданий. Взаи­мопроверка.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 212 (с. 115) - программный уровень.(Самостоятельное выполнение. Самопроверка, самооценка.) Упр. 211 (с. 114—115) — уровень повышенной сложности.(Самостоятельное выполнение. Коллективная проверка, са­мооценка.)

Осложнённое списывание

— Спишите текст и дополните его советом о бережном отно­шении к лесу.

Лесные пожары

Лесные пожары возникают от небрежного обращения с огнём. Бро­сят горящую спичку, оставят тлеющие угли костра.

Набежал ветерок, раздул пламя. Синий огонёк зажёг сухую ветку и побежал по высохшей траве, прошлогодним листьям. Бушует пламя, густой дым ползёт в небо.

Начался лесной пожар. Сколько деревьев уничтожит он! Сколько погибнет лесных обитателей!

Мечутся по лесу белки, зайцы и лоси. Против огня они бессильны.

А какое жуткое, тоскливое зрелище — выгоревшие участки леса! Чёр­ная земля, чёрные стволы упавших деревьев. Много лет пройдёт, пока снова вырастет живой лес.

VIII. Рефлексия Работа по карточкам

— Поставьте существительные, данные в скобках, в нужный падеж, выделите окончания.

1) Солдат пишет письмо (мать, друг, жена). 2) Поезд подъезжает к (Астрахань, Москва, Волгоград). 3) Грибник идёт по (лес, тропинка, пустошь).

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают предложения, назы­вают окончания в словах.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Чему вы научились сегодня на уроке?

— Что нового вы узнали об окончаниях существительных в да­тельном падеже?

— За что вы можете похвалить себя?

Домашнее задание

Упр. 210 (с. 114)

____________________

Наши рекомендации