Рассказ ученика о В.А. Тропинине

Василий Андреевич Тропинин — живописец-портретист, ро­дился в селе Карповка Новгородской губернии в семье крепостных.

(Слайд 1 — портрет художника.)

Ещё мальчиком В.А. Тропинин проявил способности к рисо­ванию, однако барин отослал его в Петербург в обучение к кон­дитеру. Там юноша украдкой стал посещать бесплатные классы Академии художеств. Его талант заметили. Тропинин обучался портретному искусству, и на академической выставке его картина «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке» была замечена самой императрицей.

(Слайд 2 — репродукция картины.)

Среди работ того времени известны групповой портрет семьи Морковых, портреты украинских крестьян: «Украинская девушка с Подолья», «Мальчик с жалейкой», «Украинец с палкой», «Пряха».

(Слайды 3-7 — репродукции картин.)

Колорит этих работ мягкий, приглушённый — преобладают сероватые, охристые, зелёные тона. Но сходство с реальным пер­сонажем, выразительность, гармоничность образов покорили ценителей живописи во всём мире.

За картины «Кружевница», «Портрет Е.О. Скотникова» и «Нищий старик» В.А. Тропинин утверждён в звании так на­пиваемого назначенного академика (т. е. кандидата в академи­ки). А через год, после написания картины «Портрет медальера К.А. Леберехта», художник стал полноправным академиком.

(Слайды 8—11 — репродукции картин.)

Беседа по картине

- Рассмотрите внимательно картину «Кружевница».

— Какое впечатление она произвела на вас?

(Далее беседа по вопросам и заданиям упр. 247 (с. 130).) Итак, «Кружевница» была новым явлением в искусстве того времени. Впервые в русской живописи появилось произведение, поспевающее человека труда.

Для того чтобы понять картину, необходимо знать, как рабо­тали кружевницы.

Рассказ ученика о кружевницах

(Сопровождается фотопрезентацией.)

Кружевоплетение — один из видов женского рукоделия и очень сложное ремесло. Оно требовало немалой сноровки, опыта и терпения.

В работе использовались специальные подушечки в виде ва­лика, обтянутые тканью. На валике закрепляли лист бумаги с ри­сунком кружева.

(Слайд 12 — фотография кружевного станка.) Выплетали кружевные изделия с помощью коклюшек. Кок­люшка — это деревянная палочка с углублениями на концах для наматывания ниток. Чем сложнее узор, тем больше коклюшек требуется.

(Слайд 13 - фотографии коклюшек.)

Беседа по картине (продолжение)

— Что в картине подтверждает, что В.А. Тропинин создал новый жанр — портрет? (Художник изобразил кружевницу так, чтобы показать зрителям красоту человека, занятого каждодневным трудом.)

— Понравилась ли вам картина? Какое настроение она создаёт?

5. Составление плана сочинения

— Итак, мы многое узнали о художнике) его картинах, о ре­месле кружевоплетения в России. С рассказа об этом мы начнём наше сочинение. О чём следует написать дальше? (О красках, которые использовал художник.)

— Что мы будем описывать после этого? (Саму кружевницу.)

— На какие детали следует обратить внимание при её опи­сании? (Налицо, взгляд, волосы, светлую одежду, пальцы, также нужно описать труд девушки.)

— Какими синонимами можно заменить слово девушка? (Кру­жевница, мастерица, работница, труженица.)

Примерный план

1. Творчество портретиста В.А. Тропинина.

2. Колорит картины.

3. Образ девушки: её лицо, взгляд, волосы.

4. Руки кружевницы.

5. Одежда работницы.

6. Труд мастерицы.

Словарная работа

(Работа в группах по карточкам.)

— Выберите тот вариант цветовой гаммы, который наиболее подходит к данной картине.

Краски тёплые Краски холодные
Тона спокойные, гармоничные Тона кричащие, привлекающие
Нет резких контрастов внимание
Используются мягкие золотисто- Используется приём контраста
коричневые тона Яркие тона

- Какой вариант вы выбрали? Как это влияет на настроение, которое создаёт картина?

— Опишите кружевницу. Какие эпитеты вы используете?

— Обратите внимание на руки мастерицы.

— Опишите одежду труженицы. (У неё простое, но чистое, ак­куратное платье. На плечи наброшена косынка.)

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

(Написание сочинения на черновике.)

VIII. Рефлексия

(Чтение и анализ нескольких сочинений.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— С творчеством какого художника вы познакомились сего­дня на уроке?

— Какие его картины вам запомнились?

— Что означает слово портрет в живописи? (Изображение че­ловека на картине.)

— Как называют художника, работающего в жанре портрета? (Портретист.)

— В чём исключительность творчества В.А. Тропинина как портретиста?

Домашнее задание

Переписать сочинение на чистовик. Познакомиться с другими картинами В.А. Тропинина. Записать в словарик слово портрет, составить с ним пред­ложение.

___________________________

Наши рекомендации