Метод графологического исследования.

Прежде, чем приступить к детальному исследованию каждого почерка, необходимо его оценить по трем главным графологическим категориям, построенным на гармоничности, геометрической выдержанности и графологичности письма, что позволит судить о степени одаренности пишущего, степени его волевого развития и работоспособности, степени самобытности личности, личной инициативы, степени обилия, сложности и разнообразия (или наоборот, однообразия) психических проявлений человека.

Степень гармоничности письма определяется: гармонией в сочетаниях составных элементов письма (рисунки отдельных букв могут казаться иногда в таких почерках и некрасивыми; в них могут наблюдаться неправильности, изломы, но они образуют одно гармоничное целое); степень гармоничности письма определяет собою степень одаренности личности, развитие умственных способностей, присутствие вкуса, степень внутренней культурности человека.

Степень геометрической выдержанности письма определяется: ровностью линий строк и полей, равномерностью интервалов между словами и строками (междустрочным пространством), равномерностью нажима и общей выдержанностью письма[15].

Степень геометрической выдержанности письма определяет собою: степень волевого развития человека, запаса нервно-психической энергии, работоспособности; тут можно говорить об обдуманности (или необдуманности) волевых актов, устойчивости или неустойчивости чувствований, определенности и неизменности отношений как к отдельным явлениям, так и ко всей окружающей жизни, степени общей уравновешенности психических проявлений, способности (или неспособности) к систематическому труду, развитии задерживающих импульсов, состоянии нервной системы.

Степень графологичности письма определяется степенью отклонения от каллиграфического образца и тем противоставляется каллиграфичности письма, так как безукоризненно каллиграфический почерк безличен.

Степень графологичности письма определяет собою: степень самобытности личности, личной инициативы, степень разнообразия (или наоборот, однообразия) психических проявлений личности. И чем ярче и выпуклее рисуются эти отклонения, чем больше пишущий вносит в почерк своего, оригинального, тем больше мы имеем право думать, что в каких бы областях ни проявлялась личность — в духовной или материальной, в области общественной жизни, науки, искусства или практическойжизни и т. п. — всюду человек не довольствуется одним только приспособлением к условиям своей деятельности, но и стремится внести в жизнь что-то свое, новое и оригинальное.

Получив, таким образом, характерологические данные, путем оценки почерка по основным графологическим категориям, необходимо далее перейти уже к детальному исследованию, которое заключается в выяснении характера нажима почерка, направления строк, наклона, построения связи, штрихообразований, преобладания дуговых или угловых линий в письме, характера фигурации слов и отдельных букв и, наконец, в исследовании рисунка подписи.

Такое исследование производится с целью установления характера отклонений почерка от каллиграфического образца, так как каждое отклонение непосредственно выявляет собою ту или иную сторону личности писавшего.

Затем, необходимо рассмотреть взаимоотношение полученных при этом отдельных признаков, распределив их по определенным характерологическим группам (социальным, волевым и т. д.), суммировав между собою однотипные данные, что даст возможность выяснить особенности тех или иных психических проявлений человека. В результате такого исследования мы получим уже часто многообразную и пеструю, но единую в своем источнике картину личности писавшего (см. показательное характерологическое исследование почерка Есенина).

Нажим.

Как только перо уперлось в бумагу, у человека в руке возникает ощущение сопротивления стола. Когда человек бессознательно усиливает давление на ручку, так что перо расщепляется, то его очевидно удовлетворяет сознание преодолеваемого сопротивления, и он с удовольствием видит начерченную толстую черту, иначе ему незачем было бы производить столь сильное давление. Следовательно, сильные нажимы в почерке бывают у людей, любящих проявлять силу, склонных к энергичным действиям[16]. Нажим свойствен их натуре, как уверенная, твердая поступь. Напротив, человек, не имеющий потребности проявлять свою силу и усиливать ощущение сопротивления стола, не станет бесцельно давить на перо, и следовательно, будет писать без сильных нажимов.

Метод графологического исследования. - student2.ru

Естественно, что человек уравновешенный, отличающийся устойчивостью в проявлениях своих чувствований и равномерностью прилива энергии, будет подобную равномерность показывать и во всех движениях (походке, жестикуляции и т. п.), неторопливых, спокойных; такую же равномерность он проявит и в распределении нажимов, в противоположность неравномерному, расположенному отдельными, неравными по силе, мазками, нажиму почерка порывистого, не склонного к систематическому, регулярному труду человека, деятельность которого также не отличается равномерной напряженностью и характеризуется отдельными, различными по силе, вспышками энергии.

Ровный, умеренный по силе нажим — уравновешенность, обдуманность волевых актов, самообладание, способность к глубоким привязанностям (исходя из степени геометрической выдержанности письма).

Неровный, импульсивный нажим (ясно можно различать тонкие, волосяные штрихи от более толстых штрихов, но последние распределены неравномерно) — импульсивность волевых актов, порывистость, впечатлительность, неуравновешенность, аффективность. Неспособность к систематическому труду. Трудоспособность носит весьма условный характер, деятельность не отличается равномерной напряженностью: приспособляясь к различным условиям жизни, она способна в критические моменты достигать наивысшего своего напряжения, то наоборот, деятельность сменяется периодами полного, или почти полного безделья. Вспыльчивость, способность расстраиваться из-за пустяков, мелочей, склонность к хаотичности в развитии своих способностей.

В сильной степени — аффективная мотивировка действий, нарушенное психическое равновесие, конфликты противоречивых склонностей, отдельные вспышки энергии (исходя из степени геометрической выдержанности письма).

Густой, жирный нажим — развитость чувственных влечений. (Все жирные, густые начертания свойственны людям с значительным развитием материально-чувственных, органических влечений).

Нажим, переходящийиз тонких волосяных штрихов в густую жирную черту — сексуальные уклоны воображения (особенно при почерке, отличающемся стилизованностью и фигурностью рисунков букв).

Очень слабый, местами неровный нажим — неуверенность в себе, склонность к постоянным колебаниям, неспособность решиться на что-либо определенное. Склонность мучить себя. Приступы страха и опасений, часто не имеющих под собою реальной почвы. Неврастенические уклоны психики. (Исходя из степени геометрической выдержанности письма).

Строки.

Прямые — уравновешенность, сдержанность, последовательность, самообладание (исходя из степени геометрической выдержанности письма).

Волнистые — дипломатичность, гибкость мышления, умение подмечать слабые стороны в людях (исходя из общих положений о волнистости линий).

Параболические — импульсивность, нетерпеливость, самонадеянность, горячность. Чувства и желания автора обычно отличаются значительной интенсивностью, заставляющею стремиться к немедленному их осуществлению, удовлетворению. Параболичность строк (линий) приписывается графологами людям, горячо берущимся за дело, но часто не доводящих его до конца. (Исходя из степени геометрической выдержанности письма: в данном случае пишущий не выдерживает взятого им направления).

Пробелы на конце строк, чтобы не переносить слов, указывают на осторожность, доходящую часто до трусости.

Центробежные (поднимающиеся) строки указывают на энергичность, деятельность, самоуверенность, честолюбие, инициативу, значительность запаса нервно-психической энергии — у самоуверенных, энергичных людей и все движения обычно направлены вперед, вверх, центробежно (поднятая, часто даже откинутая назад, голова, броские движения рук и т. п.). Опыты показывают, что если человек с завязанными глазами пишет на вертикальной доске, или бумаге, прикрепленной к стене, под влиянием подавленного настроения, вызванного хотя бы искусственно самовнушением, то строки его направляются книзу (по направлению к пишущему); и, наоборот, когда он находится в приподнятом состоянии, то строки отклоняются кверху. Центростремительные строки характерологически противоставляются некоторыми графологами центробежным.

Наклон.

(Направление почерка, т.е. угловое положение букв против линии строки). В школе нас учили писать косо, находя это письмо наиболее удобным для пишущего (буквы наклонены вправо, т.е. по направлению их дальнейшего движения — мы пишем слева направо); однако некоторые из нас не могли подчиниться общему правилу и чертили вертикальные буквы. Очевидно, они бессознательно следовали таким образом внутреннему инстинкту, оказавшемуся сильней привитой привычки. Трудно объяснить только себе, почему тот же инстинкт не действовал на всех одинаково, и возникает вопрос, почему не обладают все одинаковой наклонностью чертить буквы и что является естественным для одного — неудобно для другого.

Приходится верить тому, что, как бы ни старались обучать детей, рука все же берет способ письма, который для них удобен. В большинстве почерков есть наклон в 45°— 50° (косой почерк), но существуют и 90° почерки (прямые, вертикальные), наклонные иногда и до 125° (опрокинутый почерк). Кроме того, существует множество переходных степеней и комбинаций этих основных форм[17].

Наиболее часто встречающийся — это правонаклонный почерк (45° по направлению движения); но за последние годы значительно увеличился процент пишущих вертикальным почерком (90°) — до войны 10 %, в настоящее время 35 % — авторам которого графологами приписывается большая сдержанность, самообладание, выносливость, замкнутость, чем пишущим косым, наклонным почерком[18].

Слишком наклонный почерк (почти лежащий) должен рассматриваться, как и всякое значительное отклонение от нормального письма (см. нормальное письмо), как патологическое явление.

Опрокинутый влево (125°) почерк, против направления движения, возникает чаще всего в результате несоответствия личных естественных склонностей и влечений человека с внешними условиями воспитания и жизни. Опрокинутый почерк указывает на своенравность, упрямство, требовательность, недоверчивость, иногда неискренность и скрытность.

Разнотипность наклона (в одном слове встречается наклон разных градусов) — контрастивность, капризность, неустойчивость чувствований. Порывистость. Аффектив-ность. Несдержанность. Обостренная нервная чувствительность. Разбросанность в целеустремлениях.

В сильной степени — извращенность, распад, расщепление личности, часто в силу несоответствия запросов человека, внешним условиям реальной действительности. Глубоко неврастеническая натура. Уклоны воображения (исходя из степени геометрической выдержанности).

Связь.

"Я не знаю ни одного положения, ни одного эксперимента, ни одного факта",— говорит проф. Прейер, в одном из своих трудов,— "которые бы так непосредственно и рельефно поясняли механизм образования понятия, как разделение и связь букв при письме. Буква сама по себе не имеет никакого смысла: она представляет собою выражение обозначения известного звука. Слово имеет известный смысл. Оно образуется из знаков, не имеющих сами по себе смысла. Связывая их одно с другим, в целый ряд, пишущий совершенно логически и притом после некоторого упражнения весьма быстро из букв образует слово, обозначающее ранее составленное понятие, или он ставит быстро буквы, одну за другою без этой связи, при чем необходимый логический процесс происходит в нем совершенно бессознательно".

Беглость почерка за счет наиболее рациональных комбинаций связок между собою (буквами) — предприимчивость, деятельность, умение необычайно просто подойти к решению самого сложного вопроса. Сообразительность, инициатива. Умение комбинировать, энергично работать.

Сплошная связность (все буквы связаны) — предприимчивость, логика, умение критически подойти к решению вопроса.

Ровное число перерывов и связей. — уравновешенность, умение согласовать идеалы с реальной действительностью.

Изолированность связок[19] (несвязанность букв) — непрактичность, мечтательность. Часто неумение реально воплотить свои идеи. Фантазия. Неумение оценить свои идеи с точки зрения логики, критически отнестись к ним, провести между ними параллель. Развитое эстетическое чувство. Преобладание конкретных и реальных образов и интуиции над абстрактным мышлением. Почти неспособность к систематическому обогащению своих знаний. Ум, отличающийся особенно в замысле. Люди, обладающие этим типом почерка, обычно очень несуразно и нелогично ведут свою, часто весьма богатую внутренним содержанием, жизнь (Мишле, Шатобриан). Имматериальные линии (линии, только частью заметные для глаза, остальная часть их остается воображаемой) встречаются при беглом письме, когда перо в силу быстроты движений оставляет в некоторых начертаниях только едва заметный волосяной штрих, далее уже проходя по воздуху, подобные начертания, по объяснению немецкой школы, наблюдаются в почерках высоко даровитых людей.

Штрихообразования в почерке.

Конечные штрихи. Слова, оканчивающиеся горизонтальным штрихом (особенно последние в строке) — недоверчивость, осторожность, осмотрительность (человек как бы бессознательно боится, чтобы кто-нибудь не мог на оставшемся свободном месте поставить точку или какой-нибудь другой знак, могущий изменить смысл написанного).

Загибающийся вниз влево (против направления движения) штрих — эгоистичность.

Загибающийся вверх над словом штрих — фантазия, впечатлительность.

Отсутствие штрихов — стремление основываться лишь на том, что доступно фактической проверке; тяготение к конкретным и реальным проявлениям окружающей жизни.

Штрихи, предшествующие словам — привычка действовать по внутреннему убеждению.

...в сильной степени (преувеличенно длинные, резкие, прямые штрихи) — упрямство, деспотичность.

Завертывающиеся в себя предшествующие штрихи — упрямство, настойчивость, неуступчивость.

Наши рекомендации