Упражнение «Старые фотографии».
У многих детей есть фотографии, которые были сделаны, когда они были помладше. К сожалению, у них нет фотографий, где они были бы грудными детьми. На самых ранних фотографиях, которые есть у детей, им обычно уже около 4-х лет. В большинстве случаев, это портретные изображения, но могут быть и снимки каких-то праздников или других событий. Перед занятием желательно собрать все имеющиеся фотографии. Часть из них хранятся у самих детей, часть в альбомах группы у воспитателя или в общешкольных альбомах, если они сфотографированы во время школьных мероприятий. Фотографии могут быть также и в личном деле воспитанников.
Все дети садятся в круг за столы, рассматривают свои фотографии и рассказывают о том, что они помнят. Возможно, они вспомнят, как они фотографировались, кто их наряжал и стоял рядом, что они чувствовали в тот момент. Возможно, вспомнят, как проходил праздник, с кем на фотографии они дружили. Может быть, они отметят, как изменилась их внешность, а может быть вспомнят, с кем в этот период своей жизни они жили, кто был рядом с ними. Возможно, это подтолкнет их к более ранним воспоминаниям, которыми они поделятся.
Упражнение «Сигнал».
Участники стоят в кругу, достаточно близко и держатся сзади за руки. Кто-то, легко сжимая руку, посылает сигнал в виде последовательности быстрых или более длинных сжатий. Сигнал передается по кругу, пока не вернется к автору. В виде усложнения можно посылать несколько сигналов одновременно, в одну или в разные стороны движения.
Упражнение «Я — подросток».
Ведущий пишет на доске слова «подростковый возраст» и просит участников группы описать это понятие одним словом или фразой. Все высказывания записываются на доске.
После небольшого обсуждения детей просят поделиться с группой размышлениями о тех изменениях, которые про изошли с ними, когда они стали подростками. Ведущий следит за тем, чтобы были затронуты следующие темы:
1. Чувства и настроения.
2. Отношения с друзьями.
3. Самоощущение.
4. Чувства по отношению к тому, кто нравится.
5. Мнение других людей о вас.
6. На что вы теперь любите тратить время.
7. Проблемы, над которыми вы задумываетесь.
8. Планы на будущее.
Упражнение «Ассоциации-2».
Упражнение «Ассоциации». Дети подбирают ассоциации к словам, которые предлагает ведущий: мальчик, девочка, юноша, девушка, мужчина, женщина, старик, старуха. Ассоциации на каждое слово подбираются двумя - тремя детьми.
Упражнение «Мое окружение».
Беседа. Какие мужчины и женщины, мальчики и девочки окружали меня в течение моей жизни: родители, родственники, воспитатели, учителя, другие работники детского дома, друзья и товарищи, соседи, знакомые и т.д. Кто из них были наиболее значимыми для меня и почему.
Коллаж «Мое окружение».Для выполнения этого коллажа необходимо приготовить круги и квадраты разного цвета и размера и листы белой бумаги для каждого. Детям говорится, что квадраты могут обозначать мужчин, а круги - женщин. Далее предлагается выбрать квадрат, обозначающий себя и наклеить его.
Упражнение «Рукопожатие».
Инструкция: «Пока я не скажу «стоп», вы должны ходить по залу и обмениваться рукопожатиями. Ваша задача -обменяться рукопожатиями с наибольшим числом людей». После упражнения проводиться обсуждение: Что показалось необычным. Чьи рукопожатия запомнились? Отличались ли рукопожатия мальчиков и девочек?
Упражнение «Идеальная женщина. (Идеальный мужчина».
Беседа о качествах идеального мужчины (идеальной женщины).
Ведущий предлагает подумать о том, какие качества присущи идеальному мужчине.
Коллаж «Идеальная женщина. (Идеальный мужчина)»
Из разнообразных картинок, вырезок и фотографий из старых журналов и прочего, подобранных заранее, ребятам предлагается выбрать те образы, которые могли бы помочь им изобразить идеал (юношам - женщину, девушкам - мужчину), участникам предлагаются на выбор и листы бумаги, на которые они могут наклеить выбранные изображения. Коллаж выполняется индивидуально.