Динамика смысложизненных ориентаций на разных возрастных этапах

Смысложизненные ориентации личности формируются и претерпевают изменения на протяжении всего жизненного пути в зависимости от социальных условий и развития человеком своего внутреннего мира и интеллектуальных возможностей. Смысложизненные ориентации определяют центральную позицию личности, которая в процессе формирования на всех возрастных этапах, придает смысл собственному существованию человека и является одной из главных духовных потребностей в любом возрасте. Осознание человеком своего места в обществе, уникальное видение мира, интересы и представления о реализации целей являются основополагающими при создании гармонического целого отношения к миру. Синтез этих составляющих формируют смысл жизни человека, который направляет затем, весь ход истории жизненного пути. Смысл доступен любому человеку вне зависимости от пола и характера.

На ценностно-смысловую сферу личности в каждом возрастном периоде жизни оказывают влияние не только события настоящего времени, и обстоятельства сложившиеся в нем, но и в значительной мере важен ход развития личности на предыдущих этапах. Важнейшей задачей на пути к становлению внутренних содержательных смыслов является благополучное разрешение онтогенетических кризисов в процессе жизненного пути человека.

Г.А. Вайзер, в своих работах затрагивает интереснейшие феномены относительно развития смысла жизни на возрастных этапах человека. При экспериментальном исследовании, автор получила данные о том, что периоды взросления и старости человека в современном мире характеризуются наличием «двойного» кризиса, возрастным и социальным, которые взаимодействуют и накладываются друг в друга. Каждый возрастной период вносит свой вклад в развитие смысла жизни, смысложизненных ориентаций и ценностных ориентиров. Следует отметить, что детство не является временем активного поиска, но тем не менее это период подготовки психологического фундамента, который последствии станет основой для развития смысла жизни. Подростковый возраст – время, когда происходит реформа всех прежних смыслов и выбор новых, переоценка настоящего и прошлого. Формирование дальнейшего характера «смыслостроительства», ценностей и ориентиров в жизни человека. Юность – период активного поиска оптимального смысла жизни, который осложняется одним парадоксальным обстоятельством: выбор центральной линии жизни приходится на ту пору, когда у человека еще недостаточно жизненного опыта и знаний, а социальные институты не достаточно готовят молодого человека к важнейшему шагу в своей жизни – выбору смысложизненных и ценностных ориентаций в жизни. Зрелость – период стабилизации личности, период, когда накоплен значительный опыт и, вместе с тем, сохраняется достаточно далекая жизненная перспектива. Линия направленности смысложизненных ориентаций, в этом периоде жизни обусловлена развитием этого феномена на предыдущих возрастных этапах. Старость – этап, которому присущи особые уникальные черты, не характерные для других возрастов. Период, открывающий процессы инволюции, которые начинают преобладать в жизнедеятельности человека. С этим периодом связаны значительные изменения в психической деятельности пожилого человека, которые отражаются на снижении самооценки, в первую очередь. На предыдущих этапах онтогенеза, человек чувствует и стремится к развитию, что дает чувство «приобретения», в старости же наоборот, преобладающей тенденцией становится чувство «потери».

По мнению отечественного психолога, В.Э. Чудновского, в этой связи можно выделить различные типы изменений смысложизненных ориентаций на протяжении жизни человека:

- эволюционные, постепенные изменения, частично затрагивающие структуру смысложизненной иерархии, но не нарушающие ее основы, главного компонента иерархии. При этом видоизменяется, но не исчезает «главная линия» жизни;

- эволюционные изменения, постепенно приводящие к качественному преобразованию структурной иерархии смысла жизни;

- революционные изменения крутые повороты в жизни человека, приводящие к «ломке» прежней структурной иерархии, что имеет два следствия:

а) создание иерархической структуры нового типа и появление новой «главной линии» жизни;

б) исчезновение иерархической структуры смысла жизни, замена ее «конгломератом» смыслов;

В то же время, к изучению вопроса динамики смысложизненных ориентаций подходит отечественный исследователь А.И. Тащева, которая в свою очередь отмечает, что по результатам авторского исследования, направленного на изучение динамики смысложизненных представлений от юности до пожилого возраста, проведенного в 2002 году, можно сделать следующие выводы по ценностям и доминирующим жизненным сферам каждой из возрастной групп:

1. Смысложизненные представления в ходе индивидуального развития от юности к пожилому возрасту претерпевают ряд качественный изменений и изменения интенсивности смысложизненной проблематики:

а) качественные изменения, происходящие с жизненными смыслами, следующие: в юности смысложизненные представления лежат в образовательной сфере и сфере увлечений; в зрелом возрасте, они переориентируются на семейную и профессиональную сферы; пожилые люди видят смысл своей жизни в счастье близких, поддержании здоровья и в общении.

б) наиболее остро проблема смысла жизни стоит в пожилом возрасте в связи с адаптационными процессами старения.

2. Смысложизненные представления на разных этапах онтогенеза имеют некоторые особенности:

а) в юношеском возрасте смысложизненные представления отражают конкретные цели как образ желаемого будущего.

б) смысложизненные представления в зрелом возрасте представлены в форме существующих в настоящее время жизненных ценностей;

в) в пожилом возрасте они выступают как рационализация всего жизненного пути. При невозможности реализовать себя в привычной сфере, происходит изменение смысла жизни, которое играет роль компенсации. Наличие компенсаторной функции смысла жизни, коррелирует с уровнем социальной адаптации личности.

Отечественный психолог, исследователь вопросов психологии личности, психологии развития человека в онтогенезе, и динамики смысложизненных ориентаций личности от молодости до старости Т.Н.Сахарова в своих работах отмечает, что смысл жизни человека в каждый конкретный возрастной период времени включает в себя ряд компонентов, одни из которых еще только зарождаются, другие достигают своего апогея, а третьи уже отмирают. Поэтому задача заключается в нахождении таких смыслов которые одновременно являлись бы и новыми, и, тем не менее, выступали бы как развития предыдущих. Нахождение новых личностных смыслов в соответствии со своей меняющейся идентичностью является постоянной задачей человека на протяжении всего жизненного цикла.

В своих исследованиях автор отмечает, что уже к подростковому возрасту начинает складываться смысложизненная концепция личности, т.е. стержневая направленность, ее смысл жизни. Она содержит в себе те ценности, которые и составляют основу личности. Переход от подросткового возраста к юношескому связан с выделением из всего разнообразия существующих смыслов иерархии смыслов, появлением главного, ведущего смысла. Не менее значимой проблема поиска смысла жизни оказывается в юношеском возрасте в связи с актуализацией проблемы личностного самоопределения. В юношеском возрасте вопросы о смысле жизни наиболее часты и особенно насущны. Потребность в смысле жизни раскрывается в сознании своей жизни не как серия случайных разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл. Задаваясь вопросом о смысле жизни, молодой человек думает одновременно и о направлении общественного развития вообще, и о конкретной цели собственной жизни. В юношеском возрасте осуществляется выработка ценностей, ценностных ориентаций, жизненных планов, утверждается самостоятельность, то настраивает личность на поиск жизненного смысла, направленного на будущее. Вопрос о смысле жизни в юношеском возрасте, часто видится как план, который следует осуществить в ближайшее время. В юности смысложизенные представления лежат в образовательной сфере и в сфере увлечений. Зрелость предполагает реалистичный взгляд на вещи, понимание того, что не любая цель достижима (тем более сразу), а это способствует гибкости в выборе целей и адекватной замене их в случае необходимости. К зрелому возврату формируются твердые моральные принципы, уверенность в своих целях и адекватная самооценка. Главным признаком зрелости является сознание своей ответственности и стремление к ней. Под ответственностью имеется в виду способность к собственному обоснованию суждению и умение выбирать линию поведения, отвечая за результаты как в случае благоприятного, так и неблагоприятного исхода. Смысложизенные ориентации зрелой личности главным образом ориентированы на семейную и профессиональную сферу. Основной особенностью, является то, что они (жизненные смыслы) переставлены в зрелом возрасте в форме существующих в настоящее время жизненных ценностей. Изменение смысложизненных ориентаций, происходят и в пожилом возрасте. Данный возраст характеризуется множеством психологических изменений, интеллектуальными и эмоциональным «уходом» в собственный внутренний мир, в переживания, связанные с оценкой и осмыслением уже прожитой жизни, самого процесса старения. Жизненные смыслы в пожилом возрасте в первую очередь связаны с семейной жизнью, поддержанием своего здоровья, общение с близкими и друзьями.

Подводя итог, всему выше сказанному, можно сказать следующее, что каждый возраст человека несет свою глубину, и существенные изменения в смысложизненных ориентациях личности находясь в непрерывном взаимодействии с окружающим миром и собственными целями. Эти цели, задачи трансформируются в соответствии с биологическими, духовными и нравственными изменениями личности на протяжении всего онтогенеза. Смысложизненные ориентации личности, отражают не только глубинный смысл в жизни человека, но и образуют тенденцию развития или регресса на последующем возрастном этапе в понимании и мировоззрении личности на окружающий мир.


Наши рекомендации